Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Формирование ууд через активные формы обучения в доу. Мастер – класс формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании триз-технологий в оп в условиях фгос

Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего дошкольного возраста, то это грозит ему серьезными проблемами на этапе школьного обучения. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в процессе дошкольного обучения . Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках -- в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие. Усвоение универсальных учебных действий предполагает процесс интериоризации как последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы .

Перспективной задачей должна стать разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных действий на этапе предшкольного и начального образования. Учебно-методический комплекс должен обеспечить организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий . Таким образом, образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития .

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Личностные универсальные учебные действия - это формирование «внутренней позиции школьника»; действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами .

Формированию личностных универсальных учебных действий у детей способствуют и так называемые «Полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке или на солнечном лучике ярких нарядных цветочков.

Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений) . В старшем дошкольном возрасте появляются портфели, звонки, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевой игре в «школу».

Следующим условием эффективности работы по осуществлению преемственности двух учебных заведений является ознакомление детей со школой. Дошкольники во время экскурсий посещают библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс, а затем присутствуют на уроке. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника», «Прощание с букварем». Далее совместно оформляется иллюстративный альбом о школе, например, «Моя первая учительница», «Школа, в которой я буду учиться», «Я - первоклассник».

Важнейшее условие эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой - доброжелательные встречи и знакомства с учителями. Педагоги знакомятся с детьми, с их индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, что сокращает для него время знакомства с новыми учениками .

Эмоциональный настрой поддерживает организованная встреча детей в детском саду с родителями, а также с выпускниками прошлых лет. Сюда входят беседы, рассказы о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику, а также и совместные мероприятия, например, изготовление игрушек, показ кукольного театра, совместные праздники.

В непосредственно образовательной деятельности (в подготовительной к школе группе) учим детей способам выполнения заданий. Это вызывает у них интерес, вырабатывает умение слушать ответ товарища, вносить дополнения и поправки, доказывать свое мнение и, конечно же, полученные знания использовать в жизни (например, знание цифр в игре «Магазины»).

Важное место имеет и проигрывание ситуаций нравственной тематики - осознание норм и правил поведения в школе. В игре от лица «учителя» предъявляются определенные требования к «ученику», следующим объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть, но и попробовать понарошку выполнить какое-либо простенькое задание.

Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах .

Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование предвосхищение результата, его временных характеристик); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ действия); оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий . Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия?

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства . Для его совершенствования используются различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления . В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения -- поступлению в школу.

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. А.М.Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» . Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации - эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Их специально взрослый может создавать в различных видах деятельности . Например, мы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросим у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было поступить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ скорее всего будет: «Да». Не надо сомневаться в искренности намерений нашего ребенка, а похвалим его и выразим надежду, что он также поведет себя в действительности. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Эта работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другие), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Усвоение системы научных понятий, экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» .

Также опыты являются наиболее успешными в процессе ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. У каждого ребенка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным - «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным - «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»; созидательным - «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту» .

Познавательные универсальные учебные действия - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей .

В дошкольном отделении развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников, на основе которых и формируются познавательные универсальные учебные действия, уделяется серьезное внимание. Особо подчеркивают воспитатели роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы .

Интересна игра «Следопыты», где воспитатель использует прием моделирования для нахождения неизвестного предмета, а также закрепляет с детьми их умения соотносить свои игровые действия с предложенным планом.

Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности. Игры «Найди фигуру», «Где спрятана простая фигура», способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием. Дети очень любят словесные головоломки (Вова решает задачи лучше, чем Коля. А Коля лучше, чем Миша. Кто решает лучше всех? - Вова). Эти головоломки могут быть как на сравнение, так и на различие и совмещение, и на отрицание тоже. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения . Используется игра «Составь целое из частей». Ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.

Педагоги развивают такие коммуникативные универсальные учебные действия детей, как умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении, в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.), в трудовой деятельности воспитанников. Развивают умения детей действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями.

Теперь представим способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями . В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов .

Столь же важным способом является и трудовая деятельность дошкольников. Мы включаем детей в реальный коллективный труд (уборка прогулочного участка), дежурства (в уголке природы), труд в природе (уход за растениями, животными). Предлагаем одно занятие по обучению ремонту книги, другое - по обучению оригами. Они вызывают у детей интерес к ручному труду, изготовлению игрушек своими руками . В течение дня предлагаем также детям выполнение заданий в подгруппе, в паре.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. И.С.Кон считал: «В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования и другие люди выступают для него «как инструкторы, как модели для подражания» .

Большую эффективность в процессе формирования коммуникации имеет игровая деятельность. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству . Педагог-ученый А.П.Усова, отмечая влияние игры на воспитание и развитие ребенка, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает так живо и энергично, а действия организованны» .

Таким образом, в формировании универсальных учебных действий дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются «специфически детские виды деятельности»: разнообразные игры, конструирование, трудовая, изобразительная деятельность, общение, исследовательская деятельность дошкольников.

Развитие универсальных учебных действий у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы.

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.

Цель современного дошкольного образования - формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) - это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника - исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду.

Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.

Таким образом, воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности. Исходя из рекомендаций и требований к современному дошкольному образованию возникла идея организации занятий в форме исследований и конференций, вовлекая в этот процесс детей. Обучение детей ведется по модели «ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый».

Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.

Задача воспитателя - помочь подобрать материал, провести исследование найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. В процессе игры использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. Темы берём из программы раздела «Ребенок и окружающий мир»: «Живая природа», «Экология», «Человек и природа». Нетрадиционные занятия с детьми проводим 1 раз в месяц в форме игры по результатам индивидуальных исследований, групповых проектов.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных). Участие в совместной творческой деятельности способствовало развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика и стабильные результаты за три года.

  • 2008-2009 учебный год (6-7 лет) - 89%;
  • 2009-2010 учебный год (5-6 лет) - 76 %;
  • 2010-2011 учебный год (6-7 лет) - 92 %.

Литература:

  1. П.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  2. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения дошкольников». Издательство «Учебная литература», 2010.
  4. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.
  5. Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  6. В.Н.Журавлёва. «Проектная деятельность старших дошкольников». Волгоград: Учитель, 2009.

Мастер - класс

Формирование личностных и познавательных предпосылок

универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий

в ОП в условиях ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский) .

Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу - это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

Поступление в школу - это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности - учебному .

Умение учиться - это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность . Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы , так как именно они активизируют способности детей. Термин «предпосылки универсальных учебных действий » -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт .

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный ;

2) регулятивный;

3) познавательный ;

4) коммуникативный.

Мы рассмотрим 2 блока -личностный и познавательный УУД .

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Ребёнок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности -игре, общении, конструировании,

и др. ; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к

миру, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в

игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,

касающиеся близких и далёких предметов и явлений ,

интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

ребёнок способен к принятию собственных решений.

Какая же основная форма обучения , где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста ?

Это НОД — непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте , педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности .

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии - это привить ребенку радость творческих открытий.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они, до удивительного, сходны…

Таблица 1

Задачи познавательного

развития дошкольников по ФГОС ДО

Развитие любознательности и познавательной мотивации ;

- формирование представлений о целом и частях ;

- формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;

Организовывать решение познавательных задач , которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;

- формирование познавательных интересов , действий и навыков

ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

Задачи ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии дошкольников

- формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами ;

Обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;

- формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления» , способствующими быстрой систематизации и классификации , а также запоминанию большого объема информации ;

- формирование умения определять ресурсы , основные и дополнительные функции объекта.

ТРИЗ - технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.

Программа ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр

и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала.»

«Теремок.»

«Сказка на изнанку.»

«Чем было - чем стало»

«Что-то часть чего-то.»

«На что похоже?»

«Что из чего?»

«Плохо хорошо»

Этапы обучению ТРИЗ

Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом) .

Учить детей фантазировать, изобретать.

Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать) .

Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

Минимум сообщения информации , максимум рассуждений.

Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

Обязательная активизация творческого воображения.

Дать возможность проявить себя.

Стремление получать новую информацию об окружающем .

Развивать потребность в познавательной деятельности .

Дать возможность созидать, творить.

Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми :

Сюжетно-ролевые и дидактические игры,

Прослушивание музыки,

Инсценирование и моделирование ситуаций,

Выполнение практических работ.

Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации .

В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать

Соответствующий вывод.

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Метод мозгового штурма

Метод проб и ошибок

Сравнение живых и неживых объектов

Фантастическая аналогия

Метод эмпатии

Метод противоречий

Прямая аналогия

Изменение сюжета сказки

Метод противоречий.

Активизация интереса,

Систематизация знаний,

. Формирование понятий

относительности.

(Дождь : почему хорошо, почему плохо)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте , что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

Особый этап работы педагога - тризовца - это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов , например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так , как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет . Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

Тук, тук, кто в теремочке живет?

Я -. (называет себя, например, цветок) . А ты кто?

А я -. (называет себя, например, груша) . Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система , явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?",

"что-то плохо - почему?".

Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Коллаж из сказок

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по - новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .”

Спасательные ситуации в сказках

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Старая сказка - "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по - новому - "Хаврошечка злая и ленивая”.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству,

сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП в условиях ФГОС»

Мастер –класс

Формирование

личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий

у старших дошкольников при использовании ТРИЗ-технологий в ОП

в условиях ФГОС

Русанова Ольга Ивановна Воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10

2016-2017 г.


«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А.Сухомлинский).

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.


Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников по ФГОС ДО

4 блока предпосылок

универсальных учебных действий

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные


Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, конструировании, и др.; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности; Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры


Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность , задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объясн ения явлениям природы поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребёнок способен к принятию собственных решений.


Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС ДО

Задачи ТРИЗ - РТВ в познавательном развитии дошкольников

  • - развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • - формирование представлений о целом и частях;
  • - формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;
  • - особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;
  • - организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;
  • - формирование познавательных интересов, действий и навыков
  • - ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности
  • - формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;
  • - обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;
  • - формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;
  • - обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.
  • - формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.
  • ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности .

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала»

«Чем был – чем стал»

«Сказка наизнанку»

«На что похоже?»

«Что-то часть чего-то»

«Плохо-хорошо»

«Что из чего?»

«Найди друзей»

«Фантазия»

«Цепочка»

«Теремок»

Игры с

элементами

ТРИЗ

«Перевертыши»


Этапы обучению ТРИЗ

  • Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом?).
  • Учить детей фантазировать, изобретать.
  • Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?).
  • Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.


Формы работы с детьми

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми:

  • беседу,
  • сюжетно-ролевые и дидактические игры,
  • Прослушивание музыки,
  • инсценирование и моделирование ситуаций,
  • выполнение практических работ.
  • Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.
  • В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.
  • Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.


Метод противоречий.

Цель:

Активизация интереса,

Систематизация знаний,

Формирование понятий

относительности.

(Дождь: почему хорошо, почему плохо?)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т.д.)


Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Что предмет представлял собой в прошлом

Как будет выглядеть предмет в будущем


Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления .

Кто-кто в теремочке живет?

Цель : научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

  • Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

не может ответить, то помогают остальные дети.


Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",

"что-то плохо – почему?".


Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик .

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .”


Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.


Уважаемые педагоги! если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!


Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!


Список использованных источников

  • Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

4. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

5. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

6. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133

Консультация

«Формирование у дошкольников учебных действий в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: воспитатель

Кулинка Ольга Юрьевна

Комсомольск – на Амуре

2015 г.

Переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, что бы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на ступени предшкольного образования должны обеспечиваться равные «стартовые» условия для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка.

Детям данного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальная подготовка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий». На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены ФГОС начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,

в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Существует основная классификация универсальных учебных действий , в которой выделяют следующие блоки, которые соответствуют основным целям образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные.

Применительно к учебной деятельности выделяют следующие виды личностных универсальных учебных действий : самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

C амоопределение / «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

C мыслообразование /Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

М орально-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий.

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других, народов;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной, страны;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- соотносить поступок с моральной, нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивировать свои действия;

выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности

- воспринимать речь воспитателя (других детей), непосредственно не обращенную к дошкольнику;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры в «школу» и «учитель-ученик» и другие. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на «школьную тему» и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель,

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Умение контролировать свою деятельность по результату,

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника..

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

-план выполнения, регламентирующий пооперациональное

выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

-контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

-оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

-мера разделенности действия (совместное или разделенное);

-темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

произвольности у детей на ступени предшкольного образования:

Организация осознания ребенком правил и своих действий, опосредованных этими правилами повышает уровень произвольности ребенка;

Игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту произвольности у детей;

Введение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в новом контексте;

Для формирования произвольности необходимо сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности (Смирнова Е.О., 1998).

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применить игры: «что изменилось?», «найди пару», «найди отличия» и другие.

В познавательные универсальные учебные действия входят: общеучебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические , постановка и решение проблемы .

В отдельную группу общеучебных действий А.Г. Асмоловым выделяются: «знаково-символические общеучебные универсальные действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область».

А)Познавательные логические действия на ступени предшкольного образования характеризуются следующим:

Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

Операция установления взаимно-однозначного соответствия;

Умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;

Умение устанавливать аналогии на предметном материале;

Операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

Переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Б)Знаково-символические действия. Моделирование как универсальное учебное действие.

На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

Декодирование/ считывание информации;

Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически – как обмен информацией, например учебной, - а в своем полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

Приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

Ориентация на партнера по общению,

Умение слушать собеседника.

К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:

Дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми , проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);

Умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

Должны уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.

Способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;

Способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.

Должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться. Оценить сформированность данных действий можно применив методики оценивания состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, понимания речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а так же другие.

С позиций деятельностного подхода активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности.

Учение выступает как сотрудничество - совместная работа педагога и воспитанников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Выдвигается требование тесной связи получаемых знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами воспитанников.

В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности детей, направленной на решение реальных жизненных задач.

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо выделение их ориентировочной основы, организация поэтапной отработки, от совместного выполнения действия и со-регуляции со взрослым или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

Необходима организация различных форм совместной деятельности и учебного сотрудничества и на этой основе формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»;

Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям;

Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;

Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать;

Запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (Давыдов, 1996).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения