Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общие особенности развития анализаторов у детей. Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов

Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит информация о раздражителе (стимуле), которую посылают все виды анализаторов. Мозг, в свою очередь, обрабатывает поступившую информацию в соответствующих своих участках. При этом различные анализаторы сенсорного восприятия не являются равнозначными.

В повседневной жизни мы постоянно используем наше осязание, слух, обоняние, вкус, к примеру: когда мы встаем после сна, в то время когда в спальне еще темно. Мы пытаемся на ощупь найти мобильный телефон, на котором сработал будильник, подбираем ту одежду на день, в которой чувствуем себя комфортно, по звукам, которые мы слышим из открытого окна, получаем информацию о погоде. Однако когда у нас есть возможность проверить на соответствие действительности наше осязание, слух и обоняние зрительным восприятием, мы естественно предпочитаем перепроверить себя.

В зависимости от степени нарушения зрения, ребенок априори получает достаточно нечеткую, либо искаженную информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь, приводит к неточной работе организма в целом. Здесь следует отметить, что другие анализаторы – осязание, обоняние, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Значимый вклад в изучение и развитие данного вопроса внесли многие специалисты, среди них Денискина В.З., Земцова М.И., Маллаев Д.М., Рудакова Л.В., Солнцева Л.И.

Их исследования показывают, что у детей с проблемами зрения часто проявляется дефицит представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных анализаторов. От знаний детей с нарушением зрения об их сенсорных возможностях и уровня владения ими специальными навыками ориентировки в окружающем мире во многом зависят те трудности предметно-практических действий, которые предстанут перед этими детьми в процессе их социализации.

Работа зрительного анализатора, безусловно, оказывает главное воздействие на процесс развития ребенка, формирование его социально-адаптивного поведения. Визуальное восприятие подталкивает ребенка на исследование всего, что его окружает, оно побуждает подражать действиям и движениям, тем самым получая общее представление о его среде.

При оценке или наблюдении за способностями ребенка к развитию своих сохранных анализаторов, прежде всего, важно принять во внимание условия его жизни. Эта взаимосвязь предопределяет, сможет ли ребенок оптимально использовать свой потенциал.

Комфортная домашняя обстановка, является крайне важной для детей с серьезными нарушениями зрения: она, безусловно, помогает им постигнуть сложный и абстрактный окружающий мир. Например, умение размещать предметы, становиться причиной их поиска. Потому, что ребенок, зная, где находятся предметы, может безопасно передвигаться в пространстве, и нет вероятности того, что он споткнется о какой-либо предмет. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он легче начнет свой путь познания окружающей его среды.

В процессе работы в группе, мы с родителями детей всячески стараемся создать для них комфортные условия. Детей мы постоянно контролируем на предмет возврата любой вещи на отведенное ей место. Игрушки, книги, личные вещи детей, средства гигиены, инвентарь для уборки в помещении и тому прочее, все имеет свое место.

Очень важным является отношение ребенка с его родителями, их влияние на его поведение, отношение к учебе, окружающим, на уровень его социальной адаптации в целом. Есть дети, которые достаточно свободно чувствуют себя во время отсутствия родителей, у них намного легче и быстрее развиваются навыки использования сохранных анализаторов. А некоторые дети чувствуют себя незащищенно, нуждаются в постоянной поддержке и контролю со стороны взрослых. У таких детей гораздо больше внутренних барьеров, комплексов. Многие дети очень страдают от недостатка родительского внимания, и это стает причиной ослабления их мотивации к обучению, развитию навыков.

В процессе учебной и воспитательной работы в группе, взаимодействию с родителями наших воспитанников уделяется особое внимание. Они систематически включаются в воспитательный процесс. Родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное посещение выставок, музеев, разного рода экскурсий, совместный труд. Уже традиционными стали подготовки к участию детей в мероприятиях. Родители обязательно посещают репетиции, а впоследствии и школьные концерты, в программах которых участвуют их дети. Это дает свои положительные результаты. Дети, родители которых находятся с ними за кулисами, в зале, не боятся выходить на сцену, они уверенно чувствуют себя во время выступлений, эти дети внимательны и сосредоточенны.

Следует обратить внимание и на общее физическое состояние ребенка, которое оказывает свое влияние на его способности использовать сохранные анализаторы.

Частые респираторные заболевания среди детей, значительно затрудняют работу над развитием таких сенсорных анализаторов как: обоняние, слух, вкус. Каждый раз затрачивается определенный период времени на восстановления их функционирования.

Особенные проблемы возникают с детьми, имеющими прогрессирующее заболевание. Эти дети, изначально наследственно-нормальные, вынуждены постоянно приспосабливаться к их угасающим способностям, следовательно, и к их снижающемуся функционированию.

Совместно с родителями и медицинскими работниками производится подборка способов улучшения здоровья детей, применяются всевозможные методы, способствующие положительным изменениям состояния воспитанников. Положительные результаты проявляются в результате систематического проведения профилактической работы, нацеленной на актуализацию знаний детей о предотвращении заражения инфекциями, культивировании положительного отношения к ведению здорового образа жизни, проведении прогулок на свежем воздухе, проведении активных игр, посещении занятий лечебной физкультурой.

Немаловажным является вопрос о модальностях ощущений. Спинной и головной мозг отбирают и связывают информацию, поступившую из нескольких анализаторов, каждый из которых предоставляет специфическую информацию.

Как показывает практика, у каждого ребенка есть свойственный ему, так называемый «избранный» анализатор. Как правило, это анализатор, с помощью которого обрабатывается большая часть информации о раздражителях (стимулах). В соответствии с этим, зрение может оставаться предпочтительным анализатором даже у ребенка с серьезными его нарушениями.

В процессе непосредственного планирования индивидуальной работы, направленной на развитие сохранных анализаторов ребенка, первостепенной является задача определения причин, по которым используются или не используются те или иные анализаторы данным ребенком. Причина может скрываться в недостаточном развитии какого-либо анализатора, чтобы ребенок мог уверенно полагаться на информацию, полученную от него. Из-за чего ребенок может испытывать затруднения в получении информации с помощью того или иного анализатора. К примеру, это наблюдается при осязательной защите.

Было выявлено, что каждый ребенок имеет свои предпочтения в выборе анализаторов в процессе обучения. В подавляющем большинстве, дети с серьезными нарушениями зрения предпочитают вербально-слуховой анализатор. Соответственно, самым эффективным помощником в процессе обучения такого ребенка является язык. Однако существует доля риска в том, что анализаторы могут стать конкурентными, при значительном отличии уровня их развития и функциональности.

Для того чтобы ребенок получил навыки уверенного использования всех действующих сохранных анализаторов, следует способствовать их развитию. Работу можно начать со стимулирования самого пренебрегаемого ребенком анализатора с помощью специальных внешних ресурсов.

Работая над вопросом гармоничного развития всех видов анализаторов, можно использовать систематическое посещение ребенком музыкальных кружков, занятий по игре на музыкальных инструментах, проводить звуковые минутки, подпитывать интерес к хореографии, использовать игры и практическую работу на развитие осязания, обоняния, вкуса.

В этом отношении свою положительную роль играет использование неиссякаемого потенциала украинской народной игрушки (ляльки-мотанки). Начиная с самых простых ее видов: кукла из ниток. На примере которой изучались свойства и виды ниток, разбирался их цвет и оттенки цветов, дети обучались завязыванию узелков, бантиков, распределяли части тела, различали их по половому признаку (мальчик – в шароварах, девочка – в юбочке). Постепенно мы перешли к более сложным куклам. Таким, как Рождественский ангелок. В ходе работы, над которым, мы уже изучали свойства и разновидности тканей.

С каждой новой поделкой, дети все внимательнее относятся к выбору материалов. Кукла теперь не просто игрушка, а проявление их творческого потенциала (здесь уже важными становятся и сама ткань, и ее цвет, и используемые подсобные материалы). Таким образом, задействованы осязание, цветоощущение, слух.

Развитие обоняния и вкуса у детей происходит с помощью других внешних факторов. Очень действенными являются экскурсии и посещения детьми мест общепита и продуктовых производств. При посещении местного хлебозавода, дети старались отгадать по аромату, какой вид хлебобулочных изделий изготавливается в том или ином зале. При посещении музея шоколада, дети ознакомились с ароматом какао бобов, какао масла и отметили различие в ароматах черного и белого шоколада. Каждый день при посещении столовой, акцентируется внимание детей на запахе свежеприготовленных продуктов. В результате систематической работы, дети начинают умело различать запахи соков, рыбных, мясных блюд, солений и гарниров. Одной из излюбленных игр является «Отгадай по запаху» (зубная паста, шоколадная конфета, сгоревшая бумага, какой-либо фрукт и т.д.)

Следует отметить, что личность самого ребенка играет решающую роль в способе получения сигнала (раздражителя) от анализаторов. Она может, как стимулировать развитие какого-либо анализатора, так и препятствовать ему.

В большинстве случаев это определяется с оглядкой на предыдущий опыт ребенка, как позитивный, так и негативный. Опыт, включающий неудачу, по-разному влияет на ребенка, который чувствует себя защищенно (о чем уже упоминалось ранее) и на ребенка, который чувствует себя незащищенно.

В развитии, совершенствовании и отлаженном функционировании сохранных анализаторов, сильное влияние оказывает мотивация ребенка. Количество используемых сохранных анализаторов, темп их работы при передаче сигнала в мозг зависит от заинтересованности ребенка в познании окружающего его мира.

В процессе работы следует обратить внимание на методы активации интереса, способы презентаций заданий. Хорошие результаты проявляются при использовании познавательных видеопрезентаций, викторин, посещении различного рода выставок, музеев. Любая совместная экскурсия, любой совместный выход за пределы учебного учреждения является целенаправленным, ему предшествует детальное ознакомление детей с целями и причинами, по которым посещается то или иное место. Немаловажным является изучение маршрута следования, оговариваются возможные препятствия и опасности на пути (дорога, пешеходные переходы, работа светофора и регулировщика, бордюры, подземные и надземные переходы, звуковые сигналы в метро и у светофора и т.д.), время, которое займет поход. Дети заранее обучаются нормам поведения в театре, музее, на художественной выставке, на производствах, в зоопарке и т.д. заранее обсуждаются возможные вопросы экскурсоводам, художникам, литераторам, производителям. По возвращении, все увиденное, услышанное, испробованное обговаривается, рисуются картинки, схемы, записываются впечатления в специальную «Скарбничку вражень». Как показывает опыт, интерес и желание ребенка изучать, познавать окружающий мир значительно повышаются.

Известно, что уровень интеллекта определяется таким путем, в который дети могут обрабатывать, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о полученной информации.

В 1987 году был создан первый тест на выявление уровня интеллекта у детей с поврежденным зрением, в возрасте от 6 до 16 лет, в него были включены осязательный и исполнительный контекст. Причиной тому послужило знание того, что вербальные и слуховые способности детей с нарушениями зрения часто развиты на должном уровне, а осязательные – в гораздо меньшей степени.

Зная, в какой из сфер: вербальной или невербальной, у ребенка более развиты умственные способности, можно подобрать стимулирование развития слабого анализатора ребенка или помочь ему с использованием более развитого анализатора.

Вербальная помощь существенно помогает во время познания ребенком новых осязательных, обонятельных или вкусовых впечатлений. Она облегчает запоминание и активизирует память.

При этом уровень развития и интеллекта также определяет лимиты того, что можно и целесообразно предоставлять ребенку.

Практика показывает, что бывают такие случаи, когда дети, обладая достаточно высокими интеллектуальными способностями, находятся под влиянием той неблагоприятной социальной среды, в которой воспитываются дома. Они хоть и очень способные, но часто теряют мотивацию к учебе, интерес к познанию нового, подвластны частой смене настроения.

Дети со слабо развитым логическим мышлением проходят специальную подготовку по развитию так называемой познавательной гибкости. На пример, для решения математических задач, с которыми у этих детей появляются трудности, используются подручные материалы, заучиваются песни-рифмовки, разыгрываются действия, которые визуализируют то, о чем говорится в условиях задачи.

Немаловажным аспектом в процессе работы над развитием сенсорных анализаторов является внимание. Ведь оно предопределяет тактильное восприятие. Необходимый уровень внимания постоянно задействован в восприятии.

Дети с серьезными нарушениями зрения на первых стадиях сосредоточенной работы часто жалуются на усталость. Получая информацию путем последовательных тактильных впечатлений, ребенку необходимо собрать ее в одно целое. Этот процесс требует многого со стороны памяти, которая априори связана с сосредоточенностью.

Непосредственный объем внимания ребенка указывает на время, на протяжении которого он может работать сконцентрировано. Сейчас часто наблюдаются случаи патологически повышенной отвлекаемости. На пример, звуковой раздражитель может с лёгкостью отвлечь ребенка с серьезными нарушениями зрения. Занимаясь какой-либо работой, ребенок вдруг останавливается, замирает, чтобы разобрать услышанный им звук, полученный с помощью другого вида восприятия, после снова продолжает заниматься предыдущим видом деятельности.

В работе над развитием умений детей сосредотачиваться, существенно помогает использование различных видов настольных и напольных игр, таких как шашки, шахматы, домино, лото, воздушный хоккей, напольный футбол, мозаики, головоломки. Развитию сосредоточенности и внимания способствуют занятия в составе музыкальных ансамблей, хоровых и хореографических коллективов, когда все выступление зависит от слаженной работы каждого его участника.

Особую роль в процессе работы над развитием сохранных анализаторов играют свойства памяти детей с нарушениями зрения. Ведь они сильно полагаются на ее аспекты. Осязательное ощущение часто подразделяется на фазы, когда одно ощущение переходит в другое или сменяется им.

Дети с нарушениями зрения создают свои картины и образы из отдельных частей своих впечатлений. Это сложный аналитический и созидательный процесс (в этом проявляется главное отличие от зрячих детей). Очевидно, что этот способ изучения строго зависит от способностей памяти ребенка.

Отдельно от этого, осязательная память играет важнейшую роль в способности распознавать предметы, символы и т.д. Новые впечатления должны связываться с ранее полученной информацией. Память также очень важна для того, чтобы наделять предметы значением. Этот особенный навык дает возможность ребенку развивать его собственное восприятие мира.

Для нас стали заметными результаты развития навыков запоминания информации некоторыми детьми, у которых отмечались трудности с этим, после того, как эти дети поучаствовали в театрализованных постановках. Заучивание текста роли и непосредственная презентация этого материала на сцене в целом благотворно влияет не только на само умение запоминать, но и на объем запоминаемой информации.

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребенком с нарушениями зрительного анализатора обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов – трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференциального подхода в каждом конкретном случае и систематичности.


Библиографический список

  1. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. // Дефектология. № 4, 1998.
  2. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. // Науч.-исслед. Ин-т дефектологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1980.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. // СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998.
Количество просмотров публикации: Please wait

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов Автор разработки воспитатель группы раннего возраста «Березка» МДОУ №38 «Улыбка» Головина Т. А.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса,

3 слайд

Описание слайда:

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

4 слайд

Описание слайда:

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений и восприятий при помощи анализаторов у детей составляет основу сенсорного развития. Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве) Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю­щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре­чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му­зыкального слуха.

6 слайд

Описание слайда:

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо­лодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания - развитие обонятельных и вкусовых ощущений

7 слайд

Описание слайда:

Развитие обоняния Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, лимона, кофе, цветов и др. На занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах: запах лука -сильный, горьковатый; запах кофе - ароматный, приятный; запах лимона - свежий, резкий.

8 слайд

Описание слайда:

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

9 слайд

Описание слайда:

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игры: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» ((детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений), «Коробочки с запахами».

10 слайд

Описание слайда:

Развитие вкуса Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

11 слайд

Описание слайда:

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов - обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Работа по развитию вкуса аналогична работе по различению запахов.

12 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений. «Определи на вкус» (ребенок кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения) «Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус

13 слайд

Описание слайда:

Развитие тактильно-двигательного восприятия Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории и др. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы.

14 слайд

Описание слайда:

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Тактильные ощущения выражаются в осязании пальцами разных кусочков материй, различных по толщине и поверхности, разных листов кустарников и деревьев и других материалов. Чувство давления развивается при упражнениях в лепке из глины, пластилина, воска и тому подобного, а также путём игры в мяч, конструктивных игр.

15 слайд

Описание слайда:

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими. Это вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

16 слайд

Описание слайда:

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие. В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

17 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку, а ребенок должен угадать, какой предмет изображен: холодный, теплый или горячий) «Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой - с теплой, какой - с горячей «Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным

18 слайд

Описание слайда:

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве. Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

19 слайд

Описание слайда:

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз. В гигиеническом отношении важно нормировать во времени работу детей, связанную с длительным напряжением глаз. Необходимо так строить детскую деятельность, чтобы упражнения, связанные с напряжением глаз не занимали бы полностью всего времени, а чередовались с другими видами упражнений.

20 слайд

Описание слайда:

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т. д., представляется им возможность зрительных упражнений по восприятию отдельных форм предметов и различий между ними. Обычно эти зрительные восприятия сочетаются с осязательными. Наряду со зрительными упражнениями, знакомящими детей с формой предметов, целесообразно применять упражнения, развивающие цветоые ощущения. Этим целям могут служить окрашенные в разные цвета игрушки, мячи, садовые и полевые цветы и т. д.

Зрительный анализатор, как и другие анализаторы, к моменту рождения ребенка является недостаточно зрелым. Развитие сетчатки завершается к концу года. Слезная жидкость, имеет важное защитное значение (она поддерживает переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву во влажном состоянии), в небольшом количестве секретируется во время рождения, но усиление слезообразования при плаче начинается с 1,5-2 мес. Из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки у ново рожденного зрачки узкие. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8- 9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора завершаются лишь к 7 годам (рис.2).

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его размер составляет 17,5 мм, масса 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в З раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются.

Рис.2. Зрительный анализатор (схема):

а - микроскопическая структура сетчатки: 1 - пигментный эпителий сетчатки, 2 - колбочки и палочки, З - биполярные клетки, 4 - ганглиозные клетки, 5 - зрительный нерв; б - путь зрительного нерва: 1 - поля зрения, 2 - сетчатка, З - зрительный нерв, 4 - хиазма, 5 - зрительный тракт, 6 - латеральные коленчатые тела, 7 - кора затылочной доли.

Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

В первые дни жизни новорожденного движения глаз не координированы (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмоидные движения, особенно при появлении в поле зрения сильного светового раздражителя. В возрасте 2-3 нед возникает способность к более координированному зрению, которое достигается благодаря формированию рефлекторных механизмов фиксирования взора, конвергенции и связанной с ней аккомодации.



Фиксация взора на свет отмечается с первых дней жизни. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движений (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста, и составляет этот период лишь 1-2 мин. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Слежение взором за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей при приближении предмета к глазам следуют за развитием фиксаций и к 2-2,5 мес довольно совершенны.

Движения век у новорожденного замедлены и вялы, открывание глаз несимметрично. Это явление исчезает за период от 10-го дня до конца 1-го месяца. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предметов к глазам (защитный рефлекс смыкания век) появляется с 6-й недели. Спонтанные мигания у новорожденных редкие - 1-3 раза в минуту, в 12 лет - 6 раз, в 20 лет - 20 раз, затем частота их постепенно уменьшается.

Зрачковый рефлекс на свет в виде сужения зрачка отмечается уже с 6-го месяца внутриутробного развития. У новорожденных этот рефлекс также выражается в основном в виде сужения зрачка при ярком освещении, причем суживается зрачок не только освещаемого, но и противоположного глаза (содружественная реакция зрачков). Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты независимо от действия светового раздражителя. Расширение зрачков при слабой освещенности выражено слабо из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки; по этой же причине зрачок узкий. Сужение зрачков при фиксации взора на предмете происходит на 4-й неделе жизни.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр, в 20 лет - 10, в 25 лет -8,5 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8, в 20 лет - 10, в 25 лет - 12, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, надо удалять его от глаз.

Несмотря на то, что роговая оболочка и хрусталик у новорожденного более выпуклы, чем у взрослого, у большинства новорожденных (около 90 %) глаза характеризуются небольшой даль зоркостью (1-3 дптр), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. К 8-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30-40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока и, естественно, удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталик, роговица) развивается близорукость (миопия): задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. У детей близорукость может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении; в положении сидя с большим на клоном головы; при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, неостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости у детей необходимо приучить их держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, а также устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще очень низка, но быстро повышается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет.

О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего зрачковый и другие рефлексы (мигательный, движение головы и др.). Низкая световая чувствительность у детей раннего возраста объясняется незрелостью сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, в частности незаконченностью развития центральной ямки, хотя палочки сетчатки, обеспечивающие ахроматическое зрение, функционируют с момента рождения.

У детей раннего возраста по той же причине слабо выражена и световая адаптация зрительного анализатора.

Лабильность зрительного анализатора, судя по критической частоте слияния мельканий в сплошное светоощущение, у новорожденных также резко снижена. С возрастом она повышается.


При рождении ребенка строение и функции некоторых его органов значительно отличаются от таковых у взрослых на протяжении некоторого периода времени. Так, зрительный анализатор у ребенка после рождения перестраивается под новые условия жизни и постепенно развивается, приобретая очертания взрослого глаза только к 10-12 годам. Какие изменения в зрительном анализаторе являются физиологическими?

Чем внешне должен отличаться зрительный анализатор у детей?

Периоды формирования всех составляющих зрительного анализатора важно знать для своевременного выявления врожденных или приобретенных патологий глаза у ребенка. Щель глаза ребенка узкая и соответствует размеру зрачка. Частота мигания глаз ребенка составляет 2-3 раза в минуту, что в 7 раз реже по сравнению с взрослым. Веки во время сна часто смыкаются не полностью, виднеется голубая полоска склеры. Уже к 2 годам частота мигания увеличивается до 7-8 раз в минуту.

Слезная железа начинает функционировать только спустя несколько недель после рождения, поэтому в первый месяц жизни ребенок плачет без слез.

Внутренние составляющие зрительного анализатора у детей также имеют особенности. К ним относятся:

  • орбита;
  • конъюнктива;
  • роговица;
  • склера;
  • передняя камера;
  • радужка;
  • цилиарное тело;
  • глазное дно.

Особенности зрительного анализатора у новорожденных детей. Как отличить патологию?

Орбита у детей до года относительно маленькая, из-за чего глаза визуально выглядят больше. Горизонтальный размер глазниц всегда больше вертикального, а вот конвергенция осей глазниц, наоборот, меньше. Это иногда напоминает клинику сходящегося косоглазия. Височные крылья клиновидных костей недостаточно развиты при рождении, поэтому глазные щели у детей широкие. Зубные зачатки находятся близко к содержимому глазницы, что увеличивает вероятность попадания одонтогенной инфекции. Развитие глазницы зрительного анализатора заканчивается к 7 годам.

Конъюнктива у новорожденного очень тонкая, недостаточно влажная, имеет низкую чувствительность и может легко травмироваться. Уже к 3-месячному возрасту она становиться более чувствительной и влажной. Выраженная влажность и наличие рисунков на конъюнктиве свидетельствуют о воспалительном процессе или врожденной глаукоме.

В чем причина частого попадания инородных тел в зрительный анализатор детей?

Роговица зрительного анализатора после рождения может быть тусклой. Уже после первой недели жизни она становиться прозрачной. Важно отличать физиологическую тусклость от отека роговицы при врожденной глаукоме. Повышенное давление при глаукоме снимается инстилляцией гипертонического раствора 5% глюкозы. Первым признаком врожденной глаукомы у детей является увеличение диаметра роговицы. В норме диаметр роговицы составляет 9-9,5 мм. К первому году он увеличивается на 1 мм. Чувствительность роговицы очень снижена у деток до 3 месяцев. Ослабленный корнеальный рефлекс способствует попаданию инородных тел в глаза, поэтому важно часто проводить осмотр глаз у ребенка.

Склера зрительного анализатора тонкая, имеет голубоватый оттенок, который исчезает к 3 - летнему возрасту. Но к этому тоже стоит относиться внимательно, так как голубые склеры могут быть признаком растяжения при высоком внутричерепном давлении.

Передняя камера мелкая, имеет острый угол. Корень радужки серо-черного цвета, что объясняется остатками эмбриональной ткани, которая полностью рассасывается на протяжении первого года жизни.

Особенности реакции зрачков и глазного дна зрительного аппарата детей

Радужка имеет голубовато - серый цвет из-за небольшого количества пигмента в ней. Индивидуальную окраску глаза начинают приобретать к концу первого года жизни, окончательное установление цвета глаз длится до 12 лет. У годовалых детей прямая и содружественная реакция зрачка выражены не четко, зрачки плохо расширяются медикаментами.

Цилиарное тело на протяжении полугода после рождения находится в состоянии спазма. Это способствует развитию миопической клинической рефракции без циклоплегии, а также наличию гиперметропической рефракции после инстилляций 1% гоматропина.

Глазное дно зрительного анализатора у новорожденных имеет бледно- розовый цвет. Сосудистая сеть четко просматривается, диск зрительного нерва бледный, имеет синевато-серый оттенок. Этот факт можно ошибочно принять за атрофию диска зрительного нерва.

Знание физиологических особенностей зрительного анализатора у детей важно для выявления врожденных патологий.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5- 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8-9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1-2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2-2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет - 10 см, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8-12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30- 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) - задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года - 0,2, в 5 лет - 0,8-1, затем в подавляющем большинстве случаев (80-90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9-1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8-1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20- 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3-4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика . Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го - началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4-7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4-1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый - от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ - обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ - сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4-5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2-3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17-20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5-6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 -12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 - 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

С 2,5-3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон - лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17-20 лет, после чего снижается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения