Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности деятельности анализаторов у детей зрительный анализатор. Особенности зрительного анализатора у детей и постнатальное созревание его структур Общие особенности развития анализаторов у детей

Зрительный анализатор1. Диаметр глазного яблока новорожденного –
17,3 мм (у взрослого – 24,3 мм)
Из этого следует, что лучи света, идущие от
удаленных предметов сходятся ЗА сетчаткой, то
есть для новорожденных характерна
физиологическая дальнозоркость
До 2х лет глазное яблоко на 40%, к 5 годам – на
70% и к 12-14 годам достигает размеров глазного
яблока взрослого

Зрительный анализатор

2. Зрительный анализатор к моменту рождения
незрелый. Развитие сетчатки заканчивается
только к 12 месяцу и миелинизация зрительных
нервов завершается на 3-4 месяце
Созревание коркового анализатора завершается
только к 7 годам
Характерно недоразвитие мышцы радужки из-за
чего зрачки у новорожденного узкие

Зрительный анализатор

3. в первые дни жизни глаза у новорожденного
двигаются нескоординированно (до 2-3 недель)
Зрительное сосредоточение появляется только к
3-4 неделе после рождения и
продолжительность реакции составляет 1-2 мин
max

Зрительный анализатор

4. Новорожденный не различает цветов в связи с
незрелостью колбочек сетчатки глаза, к тому же
их число значительно меньше палочек
Дифференцировка цветов начинается примерно
на 5-6 месяце, но осознанное восприятие цвета
наступает только в 2-3 года
К 3 годам ребенок различает соотношение
яркости цветов. Способность различать цвета
значительно возрастает к 10-12 годам

Зрительный анализатор

5. У детей очень эластичный хрусталик, он способен в
более значительной мере изменять свою кривизну,
нежели у взрослых
Но с 10 лет эластичность хрусталика снижается,
снижается и объём аккомодации
С возрастом «отодвигается» ближайшая точка ясного
видения – в 10 лет она на расстоянии 7 см, в 15 на 8
итд
6. к 6-7 годам формируется бинокулярное зрение

Зрительный анализатор

7. Острота зрения у новорожденных очень низкая. К
6 месяцам – 0,1; в 12 мес – 0,2; в 5-6 лет – 0,8-1,0; у
подростков острота зрения около 0,9-1,0
8. Поля зрения у новорожденных гораздо уже, чем у
взрослых, к 6-8 годам расширяются, но окончательно
этот процесс заканчивается в 20 лет
9. Пространственное зрение у ребенка формируется
к 3 месяцам.
10. Объёмное зрение формируется с 5 месяца и до 5-
6 лет

Зрительный анализатор

11. Стереоскопическое восприятие пространства
начинает развиваться к 6-9 месяцу
У большинства детей к 6-летнему возрасту
развита острота зрительного восприятия и
полностью дифференцированы все отделы
зрительного анализатора
Из-за «шаровидности» и укорочения передне-
задней оси глаза у детей до 7 лет наблюдается
дальнозоркость. К 7-12 годам она постепенно
сменяется нормальным зрением, но у 30-40%
детей развивается близорукость

10. Особенности слухового анализатора

11. Слуховой анализатор

Формирование улитки происходит на 12-й
неделе внутриутробного развития, а на 20-й
неделе начинается миелинизация волокон
улиткового нерва в нижнем (основном) завитке
улитки.
Миелинизация в среднем и верхнем завитках
улитки начинается значительно позднее.

12. Слуховой анализатор

Подкорковые структуры, относящиеся к
слуховому анализатору, созревают раньше, чем
его корковый отдел.
Их качественное развитие заканчивается на 3-м
месяце после рождения.
Корковые поля слухового анализатора
приближаются к взрослому состоянию к 5-7
годам.

13. Слуховой анализатор

Слуховой анализатор начинает функционировать
сразу же после рождения.
Первые реакции на звук носят характер
ориентировочных рефлексов, осуществляемых на
уровне подкорковых образований. Они отмечаются
даже у недоношенных детей и проявляются в
закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании,
уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных
мимических движениях.
Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по
тембру и высоте, вызывают разные реакции, что
свидетельствует о способности их различения
новорожденным ребенком.

14. Слуховой анализатор

Ориентировочная реакция на звук появляется у
младенцев на первом месяце жизни и с 2–3 месяцев
принимает характер доминанты.
Условные пищевые и оборонительные рефлексы на
звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель
жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2
месяцев.
Дифференцирование разнородных звуков отчетливо
совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети
дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного
на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

15. Слуховой анализатор

Функциональное развитие слухового анализатора
продолжается до 6–7 лет, что проявляется в образовании
тонких дифференцировок на речевые раздражители и
изменении порога слышимости.
Порог слышимости уменьшается, острота слуха
увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно
изменяются в обратном направлении.
Изменяется также чувствительность слухового
анализатора к разным частотам. С рождения он
"настроен" на восприятие звуков человеческого голоса,
причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с
особыми ласкательными интонациями, получившего
название "baby talk", именно таким голосом большинство
мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами.

16. Слуховой анализатор

С 9-месячного возраста ребенок может различать
голоса близких ему людей, частоты различных шумов
и звуков повседневной жизни, просодические
средства языка (высота тона, долгота, краткость,
различная громкость, ритм и ударение),
прислушивается, если с ним заговаривают.
Дальнейшее повышение чувствительности к
частотным характеристикам звуков происходит
одновременно с дифференциацией
фонематического и музыкального слуха, становится
максимальной к 5–7 годам и в значительной степени
зависит от тренировки.

17. Особенности обонятельного анализатора

18. Обонятельный анализатор

Периферический отдел обонятельного анализатора начинает
формироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, а к 8
месяцам он уже полностью структурно оформлен.
С первых дней рождения ребенка возможны реакции на запаховые
раздражения. Они выражаются в возникновении различных
мимических движений, общих движений тела, изменений работы
сердца, частоты дыхания и т. д. Около половины недоношенных и
4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная
чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых,
и они не отличают неприятные и приятные запахи. Различение
запахов появляется на 2 – 3-м месяцах жизни.
Условные рефлексы на обонятельные раздражения вырабатываются
с 2 месяцев постнатального развития.

19. Особенности вкусового анализатора

20. Вкусовой анализатор

Периферическая часть вкусового анализатора начинает
формироваться на 3- месяце внутриутробной жизни. К
моменту рождения она уже полностью сформирована, и в
постнатальном периоде в основном меняется лишь характер
распределения рецепторов.
В первые годы жизни у детей большинство рецепторов
распределяется преимущественно на спинке языка, а в
последующие – по краям его. У новорожденных детей
возможна безусловно-рефлекторная реакция на все
основные виды вкусовых веществ. Так, при действии сладких
веществ возникают сосательные и мимические движения,
характерные для положительных эмоций. Горькие, соленые и
кислые вещества вызывают закрывание глаз, сморщиванеи
лица.

21. Вкусовой анализатор

Чувствительность вкусового анализатора у детей меньше, чем у
взрослых. Об этом свидетельствует большая, чем у взрослых,
величина латентного периода возникновения реакции на
вкусовой раздражитель и большой порог раздражения.
Лишь к 10 годам длительность латентного периода при действии
вкусовых раздражений становится такой же, как и у взрослых. К 6
годам устанавливаются свойственные взрослым пороги
раздражения.
Условные рефлексы на действие вкусовых раздражителей можно
выработать на 2 месяце жизни. В конце 2-го месяца
вырабатываются дифференцировки вкусовых раздражителей.
Различительная способность детей уже в 4-месячном возрасте
довольно велика. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность
увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых

22. Особенности кожного анализатора

23. Кожный анализатор

На 8-й неделе внутриутробного развития в коже
выявляются пучки безмиелиновых нервных волокон,
которые свободно в ней оканчиваются. В это время
появляется двигательная реакция на прикосновение
к коже в области рта.
На 3-м месяце развития появляются рецепторы типа
пластинчатых телец. В разных участках кожи нервные
элементы появляются неодновременно: раньше
всего в коже губ, затем в подушечках пальцев руки и
ноги, затем в коже лба, щеки, носа. В коже шеи,
груди, соска, плеча, предплечья, подмышечной
впадины формирование рецепторов происходит
одновременно.

24. Кожный анализатор

Раннее развитие рецепторных образований в коже
губ обеспечивает возникновение сосательного акта
при действии тактильных раздражений.
На 6-м месяце развития сосательный рефлекс
является доминирующим по отношению к
различным осуществляемым в это время движениям
плода. Он влечет за собой возникновение различных
мимических движений.
У новорожденного кожа обильно снабжена
рецепторными образованиями, и характер их
распределения по ее поверхности такой же, как у
взрослого человека.

25. Кожный анализатор

У новорожденных и грудных детей наиболее
чувствительна к прикосновению кожа в области
рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа
предплечья и голени менее чувствительна, а еще
менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и
бедер. Это соответствует степени тактильной
чувствительности кожи взрослых.

26. Кожный анализатор

Очень интенсивное увеличение инкапсулированных
рецепторов происходит в первые годы после рождения.
При этом особенно сильно увеличивается их число в
участках, подвергающихся давлению.
Так, с началом акта ходьбы растет число рецепторов на
подошвенной поверхности ноги.
На ладонной поверхности кисти и пальцев рук
увеличивается число полиаксонных рецепторов, которые и
характеризуются тем, что в одну колбу врастает много
волокон. В этом случае одно рецепторное образование
передает информацию в центральную нервную систему по
многим афферентным путям и, следовательно, имеет
большую область представительства в коре.

27. Кожный анализатор

Отсюда понятно увеличение в онтогенезе числа подобных
рецепторов в коже ладонной поверхности кисти: с
возрастом все большее значение в жизни человека
приобретает рука. Поэтому возрастает роль ее
рецепторных образований в анализе и оценке предметов
окружающего мира, в оценке осуществляемых движений.
Лишь к концу первого года все рецепторные образования
кожи становятся очень сходными с таковыми у взрослых.
С годами возбудимость тактильных рецепторов
возрастает, особенно с 8 – 10 лет и у подростков, и
достигает максимума к 17 – 27 годам.
В течение жизни образуются временные связи зоны
кожно-мышечной чувствительности с другими
воспринимающими зонами, что уточняет локализацию
раздражений кожи.

28. Кожный анализатор

На холод и тепло новорожденные реагируют через
значительно более продолжительный период, чем
взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на
тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица.
Ощущение боли имеется у новорожденных, но без
точной локализации. На повреждающие
раздражения кожи, которые вызывают у взрослых
болевые ощущения, например на укол булавкой,
новорожденные реагируют движениями уже на 1 –
2-й день после рождения, но слабо и через большой
скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна
к болевым раздражениям, так как скрытый период
двигательной реакции примерно такой же, как у
взрослых.

29. Кожный анализатор

Реакция новорожденных на действие электрического
тока значительно слабее, чем у старших детей. При
этом они реагируют только на такую силу тока,
которая невыносима для взрослых, что объясняется
недоразвитием центростремительных путей и
большой сопротивляемостью кожи. Локализация
боли, вызванная раздражением интерорецепторов,
отсутствует даже у детей 2 – 3 лет.
Точная локализация всех раздражений кожи в
первые месяцы или в первый год жизни отсутствует.
К концу первого года жизни дети легко различают
механические и термические раздражения кожи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация работы с детьми раннего возраста по развитию анализаторов Автор разработки воспитатель группы раннего возраста «Березка» МДОУ №38 «Улыбка» Головина Т. А.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами (видами информации). Одной из основных проблем сенсорного воспитания ребенка является проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса,

3 слайд

Описание слайда:

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

4 слайд

Описание слайда:

Сенсорное развитие детей раннего возраста Целенаправленное развитие ощущений и восприятий при помощи анализаторов у детей составляет основу сенсорного развития. Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д.

5 слайд

Описание слайда:

Понятие сенсорного развития в психологии Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве) Сенсорное развитие предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружаю­щей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны ре­чи, способности анализировать звуковую структуру слова) и му­зыкального слуха.

6 слайд

Описание слайда:

Сенсорное развитие так же включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать на ощупь качества предметов и правильно называть их (гладкий, пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, хо­лодный, теплый и др.). Одна из сторон сенсорного воспитания - развитие обонятельных и вкусовых ощущений

7 слайд

Описание слайда:

Развитие обоняния Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, лимона, кофе, цветов и др. На занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах: запах лука -сильный, горьковатый; запах кофе - ароматный, приятный; запах лимона - свежий, резкий.

8 слайд

Описание слайда:

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам люди привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета, путем активного обследования его осязаемых признаков.

9 слайд

Описание слайда:

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игры: «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» ((детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений), «Коробочки с запахами».

10 слайд

Описание слайда:

Развитие вкуса Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Педагог должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

11 слайд

Описание слайда:

Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов - обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Работа по развитию вкуса аналогична работе по различению запахов.

12 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры, которые используются для развития вкусовых ощущений. «Определи на вкус» (ребенок кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения) «Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус

13 слайд

Описание слайда:

Развитие тактильно-двигательного восприятия Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории и др. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы.

14 слайд

Описание слайда:

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях. Тактильные ощущения выражаются в осязании пальцами разных кусочков материй, различных по толщине и поверхности, разных листов кустарников и деревьев и других материалов. Чувство давления развивается при упражнениях в лепке из глины, пластилина, воска и тому подобного, а также путём игры в мяч, конструктивных игр.

15 слайд

Описание слайда:

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими. Это вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

16 слайд

Описание слайда:

Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие. В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, один из которых стоял в холодильнике, а в другой воду налили из теплого чайника.

17 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры «Угадай, какой это предмет» (педагог показывает картинку, а ребенок должен угадать, какой предмет изображен: холодный, теплый или горячий) «Три стакана» Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой - с теплой, какой - с горячей «Холодный, теплый, горячий» Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным

18 слайд

Описание слайда:

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве. Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

19 слайд

Описание слайда:

Особенности органов зрения у детей требует соблюдения правил гигиены глаз. В гигиеническом отношении важно нормировать во времени работу детей, связанную с длительным напряжением глаз. Необходимо так строить детскую деятельность, чтобы упражнения, связанные с напряжением глаз не занимали бы полностью всего времени, а чередовались с другими видами упражнений.

20 слайд

Описание слайда:

Давая детям раннего возраста игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т. д., представляется им возможность зрительных упражнений по восприятию отдельных форм предметов и различий между ними. Обычно эти зрительные восприятия сочетаются с осязательными. Наряду со зрительными упражнениями, знакомящими детей с формой предметов, целесообразно применять упражнения, развивающие цветоые ощущения. Этим целям могут служить окрашенные в разные цвета игрушки, мячи, садовые и полевые цветы и т. д.

В развитии зрительного анализатора после рождения выделяют 5 периодов:

  • формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни - из 10 слоев сетчатки остаются в основном 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные мембраны).
  • увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение первого полугодия жизни.
  • совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни.
  • формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими органами в течение первых лет жизни.
  • морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые 2-4 мес жизни.
Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим этапам развития.

Кожа век у новорожденных очень нежная, тонкая, гладкая, без складок, через неё просвечивает сосудистая сеть. Глазная щель узкая и соответствует размеру зрачка. Ребенок мигает в 7 раз реже по сравнению с взрослыми (2- 3 мигания в минуту). Во время сна часто нет полного смыкания век и видна голубоватая полоска склеры. К 3 мес после рождения увеличивается подвижность век, ребенок мигает 3-4 раза в минуту, к 6 мес - 4-5, а к 1 году - 5- 6 раз в минуту.

К 2 годам глазная щель увеличивается, приобретает овальную форму в результате окончательного формирования мышц век и увеличения глазного яблока. Ребенок мигает 7-8 раз в минуту.
К 7-10 годам веки и глазная щель соответствуют показателям взрослых, ребенок мигает 8-12 раз в минуту.

Слезная железа начинает функционировать лишь через 4-6 нед и более после рождения, дети в это время плачут без слез. Однако слезные добавочные железки в веках сразу продуцируют слезу, что хорошо определяется по выраженному слезному ручейку вдоль края нижнего века Отсутствие слезного ручейка расценивается как отклонение от нормы и может быть причиной развития дакриоциститов. К 2-3-месячному возрасту начинается нормальное функционирование слезной железы и слезоотделение.


При рождении ребенка слезоотводящие пути в большинстве случаев уже сформированы и проходимы. Однако примерно у 5% детей нижнее отверстие слезно-носового канала открывается позже или вообще не открывается, что может служить причиной развития дакриоцистита новорожденного.

Глазница (орбита) у детей до 1 года относительно мала, поэтому создается впечатление больших глаз. По форме глазница новорожденных напоминает трехгранную пирамиду, основания пирамид имеют конвергентное направление. Костные стенки, особенно медиальная, очень тонкие и способствуют развитию коллатеральных отеков клетчатки глазницы (целлюлиты). Горизонтальный размер глазниц новорожденного больше вертикального, глубина и конвергенция осей глазниц меньше, что создает порой впечатление сходящегося косоглазия. Размеры глазниц составляют около 2/3 соответствующих размеров глазниц взрослого человека.

Глазницы новорожденного площе и мельче, поэтому хуже защищают глазные яблоки от травм и создают впечатление выстояния глазных яблок. Глазные щели у детей шире из-за недостаточного развития височных крыльев клиновидных костей. Зачатки зубов расположены ближе к содержимому глазницы, что облегчает попадание в нее одонтогенной инфекции. Формирование глазницы заканчивается к 7-летнему возрасту, к 8- 10 годам анатомия глазницы приближается к таковой взрослых людей.

Конъюнктива новорожденного тонкая, нежная, недостаточно влажная, со сниженной чувствительностью, может легко травмироваться. К 3-месячному возрасту она становится более влажной, блестящей, чувствительной. Выраженная влажность и рисунок конъюнктивы могут быть признаком воспалительных заболеваний (конъюнктивит, дакриоцистит, кератит, увеит) или врожденной глаукомы.

Роговица новорожденных прозрачная, но в ряде случаев в первые дни после рождения она бывает несколько тусклой и как бы опалесцирует. В течение 1 нед эти изменения бесследно исчезают, роговица становится прозрачной. Следует отличать эту опалесценцию от отека роговицы при врожденной глаукоме, которая снимается инсталляцией гипертонического раствора (5%) глюкозы. Физиологическая опалесценция не исчезает при закапывании этих растворов.

Очень важно проводить замеры диаметра роговицы, так как его увеличение является одним из признаков глаукомы у детей. Диаметр роговицы новорожденного равен 9-9,5 мм, к 1 году увеличивается на 1 мм, к 2-3 годам - еще на 1 мм, к 5 годам он достигает диаметра роговицы взрослого человека - 11,5 мм.


У детей до 3-месячного возраста чувствительность роговицы резко снижена. Ослабление корнеального рефлекса приводит к тому, что ребенок не реагирует на попадание инородных тел в глаз. Частые осмотры глаз у детей этого возраста имеют важное значение для профилактики кератитов.

Склера новорожденного тонкая, с голубоватым оттенком, который постепенно исчезает к 3-летнему возрасту. Следует внимательно относятся к данному признаку, так как голубые склеры могут быть признаком синдромных заболеваний и растяжения склеры при повышении внутриглазного давления при врожденной глаукоме.

Передняя камера у новорожденных мелкая (1,5 мм), угол передней камеры очень острый, корень радужки имеет аспидный цвет. Полагают, что такой цвет обусловлен остатками эмбриональной ткани, которая полностью рассасывается к 6-12 мес. Угол передней камеры постепенно раскрывается и к 7 годам становится таким же, как у взрослых людей.

Радужка у новорожденных голубовато-серого цвета из-за малого количества пигмента, к 1 году начинает приобретать индивидуальную окраску. Цвет радужки окончательно устанавливается к 10-12-летнему возрасту. Прямая и содружественная реакции зрачка у новорожденных выражены не очень отчетливо, зрачки плохо расширяются медикаментами. К 1 году реакция зрачка становится такой же, как у взрослых.

Цилиарное тело в первые 6 мес находится в спастическом состоянии, что обусловливает миопическую клиническую рефракцию без циклоплегии и резкое изменение рефракции в сторону гиперметропической после инсталляций 1% раствора гоматропина.

Глазное дно у новорожденных бледно-розового цвета, с более или менее выраженной паркетностью и множеством световых бликов. Оно менее пигментировано, чем у взрослого, сосудистая сеть просматривается четко, пигментация сетчатки часто мелкоточечная или пятнистая. По периферии сетчатка сероватого цвета, периферическая сосудистая сеть незрелая.

У новорожденных диск зрительного нерва бледноват, с синевато-серым оттенком, что можно ошибочно принять за его атрофию. Рефлексы вокруг желтого пятна отсутствуют и появляются в течение 1-го года жизни. В течение первых 4-6 мес жизни глазное дно приобретает вид, почти идентичный глазному дну взрослого человека, к 3 годам отмечается покраснение тона глазного дна.

В диске зрительного нерва сосудистая воронка не определяется, она начинает формироваться к 1 году и завершается к 7-летнему возрасту.

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока - 17,3 мм, а у взрослого - 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость . К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3-6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам - на 70 % первоначального объема, а к 12-14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 мес жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3-4 мес жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, т. к. увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5-2 мес во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2-3 нед она появляется. Зрительное сосредоточение - фиксация взгляда на предмете появляется через 3-4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1-2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия . Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5-6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5-3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам.


Возрастные особенности оптической системы глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации - принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8 см, 20 - 9 см, в 22 лет -10 см, в 25 лет- 12 см, в 30 лет - 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 - 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес - 0,2, а в возрасте 5 -6 лет равна 0,8-1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9-1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних - у 55 %, в девятилетнем - у 66 %, у 12 - 13-летних - 90 %, у подростков 14 -16 лет - острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6-8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5-6 лет.

В раннем возрасте, между 6-9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30-40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость .

Возрастные закономерности развития скелета. Профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ или дошкольных учреждений (4 ч.)

1. Функции опорно-двигательного аппарата. Состав и рост детских костей.

2. Особенности формирования костей кисти, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей мозгового и лицевого черепа.

3. Изгибы позвоночника, их образование и сроки фиксации.

4. Гетерохронность развития мышц. Развитие двигательных навыков у детей. Становление массы, силы мышц. Выносливость детей и подростков. Двигательный режим.

5. Особенности реакции на физическую нагрузку в разном возрасте.

6. Правильная поза в положении сидя , стоя, при ходьбе. Нарушения осанки (сколиоз, усиление естественных изгибов позвоночника - лордозов и кифозов), причины, профилактика. Плоскостопие.

7. Школьная мебель. Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция). Подбор, расстановка мебели и рассаживание учеников в классе.

Функции, классификация, строение, соединение и рост костей

Скелет - совокупность твердых тканей в организме человека - костной и хрящевой.

Функции скелета : опорная (к костям прикрепляются мышцы); двигательная (отдельные части скелета образуют рычаги, которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами); защитная (кости образуют полости, в которых располагаются жизненно важные органы); минерального обмена; образования клеток крови.

Химический состав кости : органическое вещество - белок оссеин , входящий в состав межклеточного вещества костной ткани, составляет только 1/3 массы кости; 2/3 ее массы представлены неорганическими веществами, в основном, солями кальция, магния, фосфора.

В состав скелета входит около 210 костей.

Строение костей:

надкостница, состоящая изсоединительной ткани, содержащая кровеносные сосуды, питающие кость; собственно кость , состоящая из компактного и губчатого вещества. Особенности ее строения: тело - диафиз и два утолщения на концах - верхний и нижний эпифизы . На границе между эпифизом и диафизом находится хрящевая пластинка - эпифизарный хрящ , за счетделения клеток которого кость растет в длину. Плотная соединительнотканная оболочка - надкостница помимо сосудов и нервов содержит делящиеся клетки, остеобласты . Благодаря остеобластам происходит утолщение кости, а также заживление костных переломов.

Различают осевой скелет и добавочный .

Осевой скелет включает скелет головы (череп) и скелет туловища .

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, при котором формируется т. н. «сколиотическая осанка». Признаки сколиоза : сидя за столом, ребенок сутулится, наклоняется на бок. При сильно выраженных боковых искривлениях позвоночного столба плечи, лопатки и таз асимметричны. Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. Врожденные сколиозы встречаются в 23 % случаев. В их основе лежат различные деформации позвонков: недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т. д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1) рахитические , проявляющиеся различными деформациями ОДА из-за дефицита в организме кальция. Их причиной являются мягкость костей и слабость мышц;

2) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении;

3) привычные (школьные ), причиной которых могут быть неправильно подобранный стол или парта, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей, сумок, а не ранцев, длительное сидение за столом или партой и т. д.

На долю приобретенных сколиозов приходится около 80 %. При сколиозах отмечается асимметрия плечевого пояса и лопаток. При совместно выраженных лордозах и кифозах - выдвинутая вперед голова, круглая или плоская спина, выпяченный живот. Различают следующие виды сколиозов: грудные правосторонние и левосторонние, грудопоясничные.

Зрительный анализатор, как и другие анализаторы, к моменту рождения ребенка является недостаточно зрелым. Развитие сетчатки завершается к концу года. Слезная жидкость, имеет важное защитное значение (она поддерживает переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву во влажном состоянии), в небольшом количестве секретируется во время рождения, но усиление слезообразования при плаче начинается с 1,5-2 мес. Из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки у ново рожденного зрачки узкие. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8- 9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анализатора завершаются лишь к 7 годам (рис.2).

Глазное яблоко у новорожденного относительно большое, его размер составляет 17,5 мм, масса 2,3 г. К 5 годам масса глазного яблока увеличивается на 70 %, а к 20-25 годам - в З раза по сравнению с новорожденным. Роговица у новорожденного относительно толстая, кривизна ее в течение жизни почти не меняется. Хрусталик круглый. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются.

Рис.2. Зрительный анализатор (схема):

а - микроскопическая структура сетчатки: 1 - пигментный эпителий сетчатки, 2 - колбочки и палочки, З - биполярные клетки, 4 - ганглиозные клетки, 5 - зрительный нерв; б - путь зрительного нерва: 1 - поля зрения, 2 - сетчатка, З - зрительный нерв, 4 - хиазма, 5 - зрительный тракт, 6 - латеральные коленчатые тела, 7 - кора затылочной доли.

Радужка выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, диаметр зрачка 2,5 мм. По мере увеличения возраста ребенка толщина радужки увеличивается, количество пигмента в ней возрастает, диаметр зрачка становится большим. В возрасте 40-50 лет зрачок немного суживается. Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты достаточно хорошо, кроме их сухожильной части. Слезная железа у новорожденного имеет небольшие размеры. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка. Глазная щель у новорожденного узкая, медиальный угол глаза закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

В первые дни жизни новорожденного движения глаз не координированы (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмоидные движения, особенно при появлении в поле зрения сильного светового раздражителя. В возрасте 2-3 нед возникает способность к более координированному зрению, которое достигается благодаря формированию рефлекторных механизмов фиксирования взора, конвергенции и связанной с ней аккомодации.



Фиксация взора на свет отмечается с первых дней жизни. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движений (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста, и составляет этот период лишь 1-2 мин. Длительность этой реакции с возрастом увеличивается. Слежение взором за движущимся предметом и конвергенция зрительных осей при приближении предмета к глазам следуют за развитием фиксаций и к 2-2,5 мес довольно совершенны.

Движения век у новорожденного замедлены и вялы, открывание глаз несимметрично. Это явление исчезает за период от 10-го дня до конца 1-го месяца. Защитный мигательный рефлекс на внезапное световое раздражение имеется с первых дней жизни. Смыкание век при приближении предметов к глазам (защитный рефлекс смыкания век) появляется с 6-й недели. Спонтанные мигания у новорожденных редкие - 1-3 раза в минуту, в 12 лет - 6 раз, в 20 лет - 20 раз, затем частота их постепенно уменьшается.

Зрачковый рефлекс на свет в виде сужения зрачка отмечается уже с 6-го месяца внутриутробного развития. У новорожденных этот рефлекс также выражается в основном в виде сужения зрачка при ярком освещении, причем суживается зрачок не только освещаемого, но и противоположного глаза (содружественная реакция зрачков). Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты независимо от действия светового раздражителя. Расширение зрачков при слабой освещенности выражено слабо из-за недостаточно развитой мускулатуры радужной оболочки; по этой же причине зрачок узкий. Сужение зрачков при фиксации взора на предмете происходит на 4-й неделе жизни.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр, в 20 лет - 10, в 25 лет -8,5 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет - 8, в 20 лет - 10, в 25 лет - 12, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, надо удалять его от глаз.

Несмотря на то, что роговая оболочка и хрусталик у новорожденного более выпуклы, чем у взрослого, у большинства новорожденных (около 90 %) глаза характеризуются небольшой даль зоркостью (1-3 дптр), обусловленной шарообразной формой глазного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. К 8-12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30-40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока и, естественно, удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталик, роговица) развивается близорукость (миопия): задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. У детей близорукость может возникнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит вследствие кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении; в положении сидя с большим на клоном головы; при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, неостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости у детей необходимо приучить их держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, а также устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в период внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще очень низка, но быстро повышается в первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зрительного анализатора, происходит до 20 лет.

О световой чувствительности маленьких детей судят по пороговой величине светового раздражителя, вызывающего зрачковый и другие рефлексы (мигательный, движение головы и др.). Низкая световая чувствительность у детей раннего возраста объясняется незрелостью сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора, в частности незаконченностью развития центральной ямки, хотя палочки сетчатки, обеспечивающие ахроматическое зрение, функционируют с момента рождения.

У детей раннего возраста по той же причине слабо выражена и световая адаптация зрительного анализатора.

Лабильность зрительного анализатора, судя по критической частоте слияния мельканий в сплошное светоощущение, у новорожденных также резко снижена. С возрастом она повышается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения