Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы связанные с обеспечением санаторно курортным лечением. Актуальные проблемы детской курортологии и санаторно-курортного лечения детей

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРНО – КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Введение

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, то есть его политика направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века . В связи с этим одной из важных функций государства является актив-ное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населе-ния. Гражданам в силу возраста, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом, предоставляются меры социальной под-держки в виде социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий, жизненно необходимых товаров и социальных услуг, в том числе и путевок на санатор-но-курортное лечение.

Цель данной работы исследовать законодательные и практические ас-пекты проблемы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан при наличии медицинских показаний для профилактики основных заболеваний и внести некоторые поправки в законо-дательство Российской Федерации, регулирующее данные правоотношения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

Изучить Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 18-ФЗ " О государст-венной социальной помощи ";

Исследовать статистические данные о предоставленных путевках и гра-жданах, ожидающих их предоставление, на территории Калужской области;

Ознакомиться с практикой рассмотрения дел по предоставлению сана- торно-курортного лечения льготным категориям граждан в судах общей юрисдикции Калужской области.

1) Право граждан на получение социальной помощи в виде предос-тавления путевок на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178 - ФЗ «(3 государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), начиная с 2005 года, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и его исполнительные органы обеспечивают в целях профилактики основных заболеваний путевками на санаторно- курортное лечение граждан льготных категорий, при наггичии у них меди-цинских показаний. Правом на получение такого вида государственной соци-альной помощи обладают: инвалиды войны, участники Великой Отечествен-ной Войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т.д. (ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ). -

Порядок выполнения работы по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. №271н «Об утверждении Административного регламента предоставления ФСС РФ граж-данам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лече-ние, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бес-платного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В данном Административном регламенте перечислены стандарты, сро-ки, органы, последовательность действий при предоставлении путевок на са- наторно-курортное лечение гражданам, даны исчерпывающие основания для отказа в предоставлении путевок: обращение с заявлением лиц, не относя-щихся к льготным категориям граждан, непредставление заявителем необхо-димых документов, отказ заявителя от государственной услуги полностью

1993г. (с изм. и доп. 30.32 2008) // Российская газета - 2009 -№7.

2 Федеральный закон Российской Федерации №178-ФЗ: принят Гос. Думой 25.06.1999г (в ред. от 02.07.2013г.) // справочно-правовая система «Консультант Плюс»

или в части возможности получения путевки на санаторно-курортное лече-ние, оформление заявителем документов с нарушением требований Россий-ского законодательства/"

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи осуществляется за счет средств и в объеме, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с действующим Российским законодательством Госу-дарственное учреждение -


  • Перейти в раздел » 2012год

На сегодняшний день система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учётом интересов и возможностей собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санатории России в решении общей задачи составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения.

Отсутствие единой структуры санаторной помощи, сложная экономическая ситуация и особенности налоговой политики отразились на состоянии курортов страны.

Одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность «дореформенных» отечественных санаторно-оздоровительных услуг, был относительно низкий уровень цен. В результате введения свободных цен при ухудшившемся экономическом положении подавляющего большинства населения, прежде всего и нуждающегося в оздоровлении, ценовая конкурентоспособность была утрачена. Отсутствие действенного государственного контроля за ростом цен, в том числе за ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий, и привело к тому, что санаторно-оздоровительные услуги стали неконкурентоспособными и невостребованными. Относительная стабилизация санаторно-курортного комплекса и его «выживаемость» в начале реформируемого периода достигнуты в значительной мере благодаря в первую очередь осуществляемой государством системе финансирования закупок санаторно-оздоровительных услуг через внебюджетные фонды, которую можно рассматривать как временную меру государственного воздействия на санаторно-курортный рынок.

В период новых экономических отношений, несмотря на рост общей заболеваемости населения, число санаторно-курортных учреждений значительно сократилось .

Даже беглый, поверхностный анализ развития санаторно-курортного комплекса за период проведения реформ свидетельствует о сложности происходящих в нем социально-экономических процессов. Несмотря на наметившиеся после кризиса 1998 года признаки начала стабилизации, такие как постепенное замедление интенсивности спада производства и предоставления санаторно-оздоровительных услуг, состояние санаторно-курортного комплекса продолжает оставаться крайне тяжелым. В немалой степени этому способствует практическая реализация намерений государства сокращать свое присутствие на рынке санаторно-оздоровительных услуг, отказ государства в существенной поддержке санаторно-курортного комплекса как социально-ориентированного хозяйственного сектора. Глубина и масштабы кризиса во многом обусловлены и тем, что до 1992 года санаторно-курортный комплекс обслуживал закрытую экономику и поэтому без существенной реструктуризации оказался недееспособным применительно к характеру и структуре спроса на санаторно-оздоровительные услуги в условиях рынка.

К началу рыночных преобразований основой исторически сложившегося санаторно-курортного комплекса являлись крупные и средние санаторно-курортные организации с высокой степенью концентрации специализированного производства, с разветвленной, централизованной, хорошо отлаженной сетью реализации услуг и их востребованностью. Форсированный характер осуществляемых мер по установлению рыночных отношений, не обеспеченных соответствующей нормативно-правовой базой, эффективным государственным регулированием, включая защиту и поддержку интересов отечественных производителей санаторно-оздоровительных услуг, отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, занимающегося только вопросами санаторно-курортного комплекса, придал этому процессу недопустимо разрушительный характер.

В настоящий момент большинству российских здравниц приходится действовать в условиях олигополического рынка, то есть рынка, состоящего из небольшого числа продавцов, чутко реагирующих на политику ценообразования и маркетинговые стратегии конкурентов. В этих условиях предприятие должно иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары и услуги.

Естественно, что принимать решения об установлении цены на тот или иной продукт только с финансовой точки зрения нельзя. Важно все время иметь в виду, что для достижения максимальных результатов информация о затратах должна использоваться в сочетании с информацией нефинансового характера, в частности, о пристрастиях клиентов, ценах и качестве продукции конкурентов, ассортименте продукции, спросе, тенденциях и даже моде. В этом смысле затраты часто служат фактором ограничения при принятии решений, а не движущей силой.

Ослаб контроль за состоянием курортных ресурсов. Имеют место захват и порча земель курортов и лечебно-оздоровительных местностей, растаскивание и нерациональное использование природных лечебных ресурсов, приводящее к истощению и загрязнению минеральных вод и лечебных грязей и как результат - к утрате лечебной базы курортов.

Для санаторно-курортных учреждений одной из наиболее сложных является проблема эффективности землепользования. В настоящее время вопросы курортного дела в стране вошли в перечень поручений Президента РФ. По итогам заседания президиума Госсовета России (23 июля 2004г.) основное направление в работе курортов сформулировано как вопрос ”разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела”.

Обеспокоенность многих работников курортной сферы по поводу ”земельного вопроса” не была воспринята разработчиками Земельного кодекса. С 1 января 2006г. закон обязал негосударственные оздоровительные учреждения выкупить земельные участки, переданные им ранее (в Федеральном законе от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ ”О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” прописано, что указанные объекты являются национальным достоянием народов России и требуют особых условий землепользования и защиты).

Сегодня хозяйствующие субъекты должны сделать выбор между получением этими учреждениями земли в бессрочное пользование и ее арендой. Размеры арендных платежей, зависящие от площади территории, расположения здравниц и коэффициента, который могут устанавливать регионы, весьма значительные. Например, в Новомосковске арендная плата, установленная для санатория-профилактория (а площади учреждений этого типа обычно существенно меньше, чем у санаториев), достигает 950 тыс. руб. в год. Подобные расходы непосильны для большинства производственных организаций, поэтому они отказываются от содержания здравниц. В последние годы именно эта сеть понесла самые существенные потери, сократившись в 2,5 раза.

Если настаивать на внесении поправки в земельное законодательство о льготном предоставлении здравницам земельных участков, то следует определиться с нормой земельных ”наделов”. По-видимому, следует уточнить возможное количество ”бесплатной” или ”льготной” земли, а для этого необходимо разработать и легализовать научно обоснованные нормативы типовых площадей под здравницы, расположенные в разных природно-географических условиях и с различным инфраструктурным обеспечением.

Кроме того, в настоящее время в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей и т.д.), отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений.

Назрела острая необходимость обоснования Концепции развития курортного дела в России, в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы -- от центрального ведомства до муниципального санатория.

Каковы сегодня главные проблемы санаторно-курортной сферы России, требующие решения?

§ Проблемы качества обслуживания на российских курортах

§ Проблема ценовой политики российских курортов как основной фактор оттока туристов

§ Проблема недостатка сопутствующих услуг.

§ Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.

В первую очередь существует острая необходимость в принятии федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации».

В настоящее время материально-техническая база санаториев устарела на 70%, многие здания нуждаются в срочном ремонте и реконструкции. Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян (в том числе в региональном разрезе) и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, снижает эффективность лечения.

Несмотря на то что отдельные документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи здравницами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, приняты после 2000г., базируются они на технологиях советского периода, основанных на 100%-ном бюджетном плановом финансировании. Серьезные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан, возникли при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. Нерешенным в должной мере остается вопрос об оплате проезда льготников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение в учреждения федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти.

Регламентирующие санаторно-курортную помощь населению документы носят долгосрочный характер и не предусматривают перераспределения путевок ни между территориями (даже если таковые оказались невостребованными), ни в течение года. Во многом это обусловлено тем, что территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями исключительно в конце года, а потому и Росздрав может получить информацию по недоиспользованию или дефициту путевок на территориях лишь в начале следующего года. Этот порядок нуждается в изменении: необходимо сформировать автоматизированную систему сигнальной информации о запросах и выборе путевок в санаторно-курортные учреждения по территориям, а тем категориям граждан, которым санаторно-курортное лечение предоставляется на базе здравниц Росздрава, выдавать путевки через уполномоченные федеральные государственные учреждения.

До настоящего времени законодательно не закреплена ”обязательность” использования санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Нерешенность этого вопроса выхолащивает принципы классической российской курортологии, основанной на включении в процесс оздоровления многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Речь идет о лицензионных требованиях к санаторно-курортным учреждениям и системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Соответствующие документы могли бы быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, использование природных лечебных факторов должно быть закреплено в рамках системы ценообразования на санаторно-курортные услуги.

При прохождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям ”негласно” перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, отсекая их тем самым от значимого для них финансового потока страховых денег. Добровольное медицинское страхование в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям различных форм собственности услуги на страховых принципах при условии, что критериальная оценка таких услуг становится прозрачной и унифицированной.

Для развития курортно-рекреационных услуг, в том числе и санаторно-курортных, следует принципиально изменить работу научно-исследовательских организаций. Планирование научных исследований должно увязываться со спросом на готовую научную продукцию, при этом спрос следует регулировать не только рыночными механизмами ”приобретения” новых технологий, но и системой государственных требований к лицензированию (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий.

Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ в области здравоохранения следует уделить вопросам перехода медицинских учреждений на страховые принципы работы с учетом изменений, обусловленных реформой отрасли. Речь идет о принципиально новом финансовом менеджменте, основывающемся на реализации межбюджетных отношений и работе как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями.

В последние годы возникла потребность в укороченных (7, 14, 18 дней) лечебных курсах в здравницах. Их введение обусловлено объективными причинами: с одной стороны, сокращенные отпуска у обеспеченной клиентуры из коммерческих структур, с другой - финансовая несостоятельность большинства граждан, которые не имеют возможности оплатить полный курс лечения. Это требует создания научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализации в соответствующих нормативных актах.

Большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность, но обучившихся по ней отрасль получит только через шесть лет. В этой связи очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Необходимо наладить информационно-рекламное дело можно только усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне. В структуре этого органа или при нем должен действовать информационный центр, аккумулирующий информацию как по отрасли в целом, так и по отдельным курортам.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2015 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки и технологий.

В рамках реализации мероприятий по модернизации здравоохранения необходимо законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению продолжение совершенствования системы медицинского страхования.

Переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения диспансерного наблюдения, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения; широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий; расширения спектра медицинских ус

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены современным диагностическим оборудованием, станции скорой медицинской помощи - санитарным автотранспортом.

Обеспеченность врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. населения увеличится в 2015 с увеличением стоимости родового сертификата на 4 тыс. рублей с учетом направления части этих средств в детские поликлиники, осуществляющие наблюдение за детьми в возрасте до 1 года.

В 2013-2015 годах политика государства будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, проведение структурных преобразований сети санаторно-курортных учреждений с целью улучшения хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций. Будет продолжена организация круглогодичного оздоровления детей и пожилых граждан.

Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2013-2015 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

По нашему мнению, именно курортная отрасль способна взять на себя часть задач по укреплению здоровья нации, с которыми не справляется городская медицинская сеть.

Для того чтобы понять состояние дел в сфере санаторно-курортных предприятий Санкт-Петербурга, были проанализированы некоторые статистические данные за несколько последних лет.

В настоящее время в административных границах Санкт-Петербурга расположены 63 курортные организации, имеющие свыше 16000 койко-мест. При этом в государственной собственности находится 61% организаций, в частной - 39%.

По количеству организаций санаторно-курортной сферы в Санкт-Петербурге налицо явная тенденция их уменьшения год от года. Это соответствует общей тенденции по стране.

Таблица 1. Сравнительная динамика основных показателей санаторно-курортного комплекса РФ

Опыт отечественной курортологии составляет почти 300 лет, однако в настоящее время объемы и качество санаторно-курортного обслуживания и лечения существенно снизилось за счет уменьшения бюджетных ассигнований на здравоохранение и размеров средств, выделяемых ФСС на эти цели. Так, по данным статистики, с января по сентябрь 2014 года правом на санаторно-курортное лечение воспользовались всего 4,6% инвалидов в возрасте старше 15 лет, никогда не были на санаторно-курортном лечении 61,1% инвалидов, проходили санаторно-курортное лечение более 5 лет назад 22,2%, от 2 до 5 лет назад-9,5% . В тоже время уровень заболеваемости населения растет, с 2002 года по 2014 год количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые, выросло на 8661 человек, за период с 1990 по 2014 годы уровень заболеваемости увеличился с 96322 человек до 114989человек, несмотря на развитие медицины. Общая численность инвалидов с 2009 года незначительно сократилась, но в тоже время замечается увеличение количества детей-инвалидов и инвалидов с детства – с 2012 по 2015 год эту категорию пополнили 44428 человек. В сфере травматизма при выполнении трудовых обязанностей ситуация складывается также не лучшим образом, на фоне ухудшения условий труда и сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Льготы на санаторно-курортное лечение установлены законодательством РФ как мера дополнительной медико-социальной помощи населению. Субсидии для льготного пребывания в санатории полагаются определенным группам граждан, признанным нуждающимися в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям.

Основополагающей нормативно-правовой базой, устанавливающей порядок предоставления данного вида субсидий, является:

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Выдача льготных путевок в санаторий – процесс заявительный. То есть человек сам должен изъявить желание и запросить предоставление путевки. Порой лечащий врач самостоятельно рекомендует прохождение санаторного лечения, но это не является обязательным и достаточным условием.

Для того чтобы получить субсидированную путевку в санаторий нужно чтобы заявитель одновременно отвечал двум требованиям:

Относился к группе лиц, имеющих право на такую субсидию по закону; Имел медицинские показания.

Многие ошибочно принимают такие субсидии за бесплатную путевку в отпуск. На самом деле льготы на санаторно-курортное лечение имеют прямую связь с состоянием здоровья заявителя. Чтобы получить субсидию необходимо получить справку 070/У-04. Врач выдает ее в случае, если придет к выводу о том, что пребывание в санатории действительно необходимо. Кроме того не ранее чем за 2 месяца до отправления на курорт заявитель должен получить курортную карту. Оформляется она у того же врача, что и выдал справку 070/У-04.

Важно помнить, что у формы 070/У-04 есть предельный срок действия – 6 месяцев. По истечению этого периода справку нужно будет оформлять заново.

После получения справки 070/У-04 гражданин должен написать заявление на предоставление субсидии в местном отделении ФСС (Фонда социального страхования), где ему и будет выдана путевка.

С собой в санаторий необходимо привезти следующие документы : Путевку;

Медицинский полис;

Санаторную карту; Паспорт.

В ряде случаев требуется еще заключение медико-социальной экспертизы. Как правило, это касается инвалидов, поскольку некоторые заболевания предполагают противопоказания к санаторно-курортному лечению в лечебно-профилактических учреждениях определенного типа. Кроме того, в некоторых регионах для получения путевки могут попросить предъявить справку о размере пенсии.

В связи с тем, что начиная с 2005 года в России действует система монетизации льгот, для получения бесплатной путевки в санаторий пенсионер должен оформить официальный отказ от предоставления денежной компенсации за этот вид социальной помощи.

Решение о предоставлении путевки или об отказе в ее выдаче должно быть принято в течение 20 рабочих дней с даты приема заявления и прилагаемых к нему документов. Нот получить путевку сразу не удастся – направление в санаторий осуществляется в порядке очереди.

Российское законодательство выделяет два типа лиц, имеющих право на санаторно- курортные субсидии. Право раз в год бесплатно посетить лечебный санаторий имеют:

Инвалиды и участники ВОВ;

Ветераны боевых действий;

Инвалиды 1,2,3 групп и дети инвалиды;

Жители блокадного Ленинграда (необходимо иметь наградной знак); Работники тыла в период ВОВ;

Пострадавшие от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС.

Члены семей погибших инвалидов и ветеранов ВОВ.

Наряду с правом бесплатно получить направление в санаторий указанные лица имеют право на:

Бесплатный проезд к санаторию на наземном транспорте. (ЖД транспорт, кроме фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности; Экономический класс авиатранспорта; Водный транспорт; Автомобильный транспорт общего пользования (автобусы и т.д.).

Талон для покупки льготного билета выдается в отделении ФСС вместе с путевкой. В регионах, откуда выезд наземным транспортом невозможен, ФСС оплачивает и авиабилеты.

Для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов закон предусматривает право бесплатно взять с собой одного сопровождающего.

Помимо указанных выше социальных групп законодательство РФ также предусматривает: Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы пенсионерам по санаторно-курортному лечению;

Льготы на санаторное лечение ветеранам труда;

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение;

Важно помнить, что санаторий не предусматривает предоставление необходимых лекарственных средств кроме тех, что будут выписаны в самом учреждении. Все необходимые медикаменты необходимо получить по имеющимся рецептам заранее по месту своего жительства.

Приказ Министра обороны РФ от 15 марта 2011 года № 333 "О порядке санаторно- курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установил порядок и основания предоставления военнослужащим курортно-оздоровительного лечения.

Льготы военным пенсионерам по санаторно-курортному лечению предоставляется также и членам их семей. Оформляется льготная путевка решением Управления санаторно-курортного лечения МО РФ. Чтобы получить субсидию военный пенсионер должен подать заявление непосредственно в Главное военно-медицинское управление МО РФ либо в администрацию санатория. К заявлению необходимо приложить справку по форме 070/У-04, подтверждающую наличие медицинских показаний.

Льготы офицерам запаса на санаторно-курортное лечение предоставляются по аналогичной схеме при условии, что срок службы уволенного в запас офицера в льготном исчислении составляет не менее 20 лет.

Закон «О государственной социальной помощи» предоставляет пенсионерам возможность направления на санаторно-курортное лечение не чаще, чем 1 раз в 2 года. Исключение составляют инвалиды и дети-инвалиды, которым путевки в санаторий предоставляются раз в год, а при наличии особых медицинских показаний – еще чаще.

По закону льготные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, могут выбрать: получать НСУ в натуральной форме или в денежном эквиваленте, полностью или частично.

Право на получение набора социальных услуг имеют:

инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

инвалиды и дети-инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации и другие категории граждан.

Набор социальных услуг включает в себя:

обеспечение необходимыми медикаментами – лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение (СКЛ) для профилактики основных заболеваний;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 февраля 2016 года стоимость НСУ составляет 995 руб. 23 коп. Распределяется следующим образом:

обеспечение необходимыми медикаментами – 766 руб. 55 коп.;

предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение – 118 руб. 59 коп.;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 110 руб. 09 коп.

Если льготник уже подал заявление с отказом от получения НСУ в натуральной форме и намерен получать денежный эквивалент и в последующие годы, то нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд до тех пор, пока решение не изменится.

Если гражданин захочет с 1 января следующего года опять воспользоваться набором социальных услуг или право на их получение появилось у него впервые, то до 1 октября нужно подать заявление Пенсионный фонд.

Важно отметить, что прежне действующее законодательство о медицинской помощи и лечении предусматривало обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение всех работников государственных предприятий с целью профилактики и предотвращения общих и профессиональных заболеваний, для поддержания их нормальной физической активности и работоспособности. Однако переход к рыночным отношениям, с появившимся разнообразием видов предприятий различных форм собственности, кардинально сократил возможность предоставления такого вида оздоровления для работников.

Рассматривая существующие проблемы санаторно-курортного обслуживания в современной России, мы приходим к следующим выводам:

1. Особенно остро потребность в формировании самостоятельного профилактического направления в виде Восстановительной Медицины (далее ВМ) проявилась в России на фоне разразившегося социально-экономического кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, в том числе и систему здравоохранения.

Немаловажное значение при этом имели такие факторы, как:

А) нереализованность декларированных ранее приоритетов профилактической медицины;

Б) направленность существующих правовых, экономических, социальных, медицинских институтов управления здоровьем на лечение больных и реабилитацию инвалидов, но не на предупреждение болезни;

В) отсутствие цельной инфраструктуры профилактических медицинских организаций, системы подготовки соответствующих специалистов.

2. В процессе развития ВМ как отрасли медицины, постепенно, исходя из запросов практического здравоохранения и потребности в интеграции различных профилактических технологий, сфера компетенции этого нового направления была расширена от восстановления здоровья у здорового человека до восстановления важнейших функций организма на всех этапах профилактики.

Под восстановительной медициной в настоящее время понимается система научных знаний и практическая деятельность, направленные на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности, или в результате болезни - на этапе выздоровления (ремиссии).

3. В качестве самостоятельного раздела ВМ рассматривается курортная медицина, имеющая целью сохранение, восстановление здоровья или медицинскую реабилитацию больных на основе использования целебных природных факторов. Предполагается, что в перспективе курортная медицина должна расширить объем санаторно-курортной помощи - от восстановительного лечения больных и инвалидов до оздоровительных мероприятий.

Объединение понятий восстановительной и курортной медицины преследует цель подчеркнуть их методологическое единство и самостоятельную практическую значимость в таком важном и емком по численности персонала разделе ВМ, как курортная медицина.

4. Установленный сегодня размер денежной выплаты взамен путевки на санаторно- курортное лечение (в размере 118р.59 коп.) является необоснованно низким и не может реально компенсировать необходимое лечение гражданина.

5. Необходимо расширить круг лиц имеющих право на санаторно-курортное лечение, путем предоставления налоговых льгот как организациям, предоставляющим своим работникам путевки, так и медицинским учреждениям, принимающим на лечение этих работников.

Реализация на практике всех перечисленных проектов развития восстановительной медицины, подкрепленная системой социальных, правовых, экономических, морально- этических, культурных акцентов, утверждающих приоритеты профилактической медицины, позволит сделать важный шаг к созданию в России принципиально новой эффективной системы управления динамикой здоровья населения. Данная система, построенная по профилактическому принципу, потребует участия всех государственных, общественных институтов страны и будет способна при этих условиях стать базисной для поддержания и развития отечественного здравоохранения в XXI веке, во исполнение государственной стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 и последующие годы.

Медико-социальная экспертиза и социальное обслуживание инвалидов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

2Заболеваемость населения по основным классам болезней в 200-2014гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

3 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 1990-1998гг. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

4Уровень инвалидности в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

6 http://subsidii.net

7: http://www.soiuz.ru/

Литература и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, №49, ст. 6422.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // «Российская газета», №263, 23.11.2011.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2005 №6303) //«Российская газета», №31, 16.02.2005.

4. Приказ Минздрава России от 10.12.2013 №916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2013 №30804) // «Российская газета» (специальный выпуск), №22/1, 03.02.2014.

5. Основы курортологии, под ред. В. А. Александрова, т. 2, М., 1959 с.

6. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. №178- ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2009.

7. Право социального обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов (и др.); отв. ред. К.Н. Гусов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 640 с.

8. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М.О. Буянова (и др.); под ред. Ю.П. Орловского. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 539 с.

9. Право социального обеспечения: учеб./М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева – Москва: Кнорус, 2017.

Организация здравоохранения

Здесь есть много проблем. Первая проблема - это достаточно снисходительное отношение нашего министерства здравоохранения к санаторному этапу лечения. Когда речь идёт о послеклинических стадиях реабилитации, санаторном этапе лечения, это их задача, они берут ее на себя. Всё остальное - дело рынка. У нас есть блестящий институт в Москве, это «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии». Они занимаются методиками и методами применения природных лечебных факторов для лечения. Но тут есть один нюанс, в таком санаторном лечении как части медицины есть два ключевых этапа.

Первый этап - отправка потенциального пациента туда, куда ему показано. Этап направления, отбора и направления.

И второй этап - лечение. Все занимаются тем, что разрабатывают методики лечения в санаториях или в курортных клиниках и так далее. А этапом направления практически никто не занимается, он со стороны рынка.

Вообще это рыночная отрасль, потому что сегодня из огромного конгломерата санаториев всего несколько десятков находится непосредственно под управлением Минздрава. Всё остальное либо частное, либо ведомственное или ещё какое-то. И это рынок. Даже то, что делает фонд социального страхования, государство платит деньги этим людям, это тоже рынок. А на правильное направление человека может влиять до полутора сотен факторов. Эти факторы связаны с формами, фазами, стадиями основного заболевания. Например, есть человек с ишемической болезнью, которому надо срочно лечить свои суставы, тут есть два момента и куча сопутствующих заболеваний. И влияет на выбор места и времени лечения, сезона лечения форумы, фазы, стадии и характер течения этих заболеваний. На это влияют параметры самого места лечения, санатория. Там есть природные, лечебные факторы. Но главное, санаторий для конкретного пациента должен обладать неоспоримыми свойствами, он должен в качестве основного профиля иметь то, что касается основного заболевания человека. И он должен иметь специалистов, сопутствующие профили, которые в случае чего, помогут человеку с его сопутствующими заболеваниями.

Первая проблема, которую отметило государство с подачи курортной ассоциации, на тему которого 26 августа прошедшего года был президиум государственного совета. Он посвящён тому, как повысить инвестиционную привлекательность нашего санаторного комплекса. Ясно, что многие санатории старые, плохо оборудованные. Как правило, лечебная база достойная, а вот место размещения сильно отстает. Для меня было странно, что только этому был посвящен президиум. Решили выделить серьезные деньги на переоснащение, около 37 миллиардов руб., всё это было с позиции туризма. Но как организовать и привлечь людей в санатории не сказали. Ясно, что вложение денег в улучшение санаторной базы поведёт к увеличению цены, но это одна сторона вопроса. А вот мотивировать людей поехать куда-нибудь отдохнуть, позагорать, а заодно принять массажи - это один подход. Но с точки зрения реальной эффективности повышения здоровья - это ключевой момент. И здесь ключевой момент - направление на санаторный этап лечения. Сегодня мы знаем, как это делать. Нами сделаны технологии, которых нет в мире, это построено на информационных технологиях. Как квалифицированно оказывать поддержку врачу в выборе места, времени и лечения и определить запреты, ограничения, рекомендации для каждого персонального человека. Как только появились в мире информационные онлайн и облачные технологии, в этой части аналогов этому нет в мире. Как только появилась возможность связать в поликлинике медицинские учреждения, где осуществляется направление с туристическим комплексом, мы тоже понимаем, как это сделать. По идее, врач не должен указывать место лечения, он должен определить ограничения, рекомендации, запреты. Потому что есть запреты людям с серьезными заболеваниями щитовидной железы, лечение в жаркий сезон запрещено.

Говоря о важнейшей роли курортной отрасли в профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных, следует констатировать низкое финансовое обеспечение обязательств государства по санаторному лечению граждан, исключение санаторного лечения из видов страхового обеспечения, слабую платежеспособность населения, недостаточную востребованность государством услуг санаторно-курортных организаций всех форм собственности. И, как следствие, отсутствие этапности оказания медицинской помощи и сохраняющиеся высокие заболеваемость и инвалидность населения.

Нет необходимости убеждать в важности лечебной и профилактической роли санаторно-курортной отрасли, которая всегда была одним из эффективнейших и массовых звеньев отечественного здравоохранения.

Опираясь на это, Минздрав предложил концепцию программы развития санаторно-курортного лечения, в которой не только освещены проблемы санаторно-курортной отрасли, но и намечены основные пути их решения.

Задача состоит в конструктивной доработке концепции с учетом более эффективного использования потенциала здравниц для оздоровления населения.

Следует обратить внимание, что в настоящее время нет достоверного учета ни количества санаторно-курортных учреждений, ни количества лиц, получивших лечение.

Так, по одним данным Росстата, в 2011 г. была 2461 санаторно-курортная организация на 499 тысяч коек, предоставившая лечение 5 млн. 382 тыс. больным, по другим - 1958 организаций на 345,6 тыс. мест, пролечивших 4 млн. 951 тыс. человек, а, по данным Минздрава, сейчас в России 1944 санаторно-курортных учреждения различных форм собственности, которые в 2010 г. пролечили 6 млн. 297 тыс. пациентов (данные Росстата).

Хотя в основных направлениях модернизации системы санаторно-курортного лечения и предусматривается ведение Государственного реестра курортного фонда РФ, но, на наш взгляд, это должно быть первоочередной задачей федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 4.1 № 23-ФЗ.

Санаторно-курортные организации, включенные в Госреестр, будут обеспечивать лечение больных через госзаказ без всяких конкурсов. Перепрофилирование санатория под заболеваемость населения должно быть осуществлено обязательно с учетом наличия природных лечебных факторов. А охват санаторно-курортным лечением с 6% в 2012 г. до 45% можно увеличить не к 2020 году, а в ближайшие 2-3 года.

Для этого необходимо использование следующих резервов:

Койка должна работать не 215-253 дня, а 320-350 дней в году. Кроме того, должны быть задействованы все здравницы, включенные в Госреестр, вне зависимости от формы собственности. Не включенные в Госреестр учреждения будут размещать клиентов, приезжающих на короткие сроки, получающих фитнес, велнес, СПА, другие оздоровительные услуги, а так же курсовочное лечение на курорте.

Если нет достоверного учета курортного фонда, нельзя дать объективную оценку его состояния, определить количество лечившихся по путевкам и в укороченные сроки, медицинскую профилизацию здравниц и источники финансирования пребывания в санаториях. Не говоря уже о социальной, профессиональной и возрастной структурах лечившихся и востребованности лечебных профилей курортов.

Кроме того, должен быть осуществлен учет природных лечебных ресурсов, особо охраняемых территорий, целевое их использование, разведка, изучение. Резервирование их под будущее курортное строительство. Сегодня без определения реального состояния курортной отрасли невозможно выстраивать программу его развития. К сведению: площадь всех земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составляет всего лишь 0,09% от площади земель особо охраняемых территорий и объектов.

Об эффективности и востребованности санаторного лечения свидетельствует тот факт, что в 2011 году 431 тысяча больных, в том числе 99 тыс. детей, лечилось на курортах по курсовкам. И это притом, что в 2012 году на продвижение российского турпродукта было выделено из федерального бюджета 136 млн. рублей, а на продвижение курортного продукта - 0.

Выездной туризм увеличился на 11,8% и составил в 2011 г. 14 млн. человек, которые вывезли из страны более 30 млрд. долларов США.

В связи с тем, что в России давно идет «ползучая» приватизация курортных земель, необходимо на время ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться в каких целях они используются и кем, проводится ли плановое восстановление природных лечебных ресурсов, тем более, резервируются ли земли под будущее курортное строительство или уже сегодня незаконно застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу. Надо ликвидировать нарушения. Это важнейшая, неотложная задача.

В бюджете фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей. Сокращаются программы санаторной помощи гражданам, относящимся к льготным категориям.

Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории из года в год уменьшаются. Кроме того, конкурсная стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической.

Известно, что издержки санаториев обусловлены поддержанием необходимого уровня материально-технической базы, номерного фонда, медицинской базы, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала, расходами по налоговым отчислениям (в частности по налогу на имущество и земельному налогу) и занимают значительную долю в стоимости путевки.

Наряду с существенным ростом цен на коммунальные услуги резко растут цены на продукты питания, хозяйственные расходы, дорожают банковские кредиты. В целом затраты здравниц резко возрастают. В связи с увеличением затрат растет и стоимость путевок.

Что касается сезонных здравниц, то доходы они получают 2-4 месяца в году, а издержки несут круглый год, имея рентабельность не выше 3-7%.

До 2006 года существовали льготы по налогу на имущество и земельному налогу для санаторно-курортного комплекса страны. После их отмены увеличение налогового бремени легло на себестоимость и цену путевок. В частности, согласно СанПиН 2.4.4.1204-03, площадь земельного участка для санаториев принимают при размещении на курортах 150 кв.м., вне курортов 200 кв.м. на одну койку. За эту землю санаторий не должен платить, т.к. слово «курорт» дословно означает «лечебная местность». Целевое использование этой земли охраняется и регламентируется действующим законодательством.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения