Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Структура реабилитационной карты. Индивидуальная программа реабилитации

В соответствии с Законом №181-ФЗ органом, ответственным за разработку ИПР, являются федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), структуры, сформированные на базе прежних врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы функционируют на основании Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. №805 «О Порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Именно эти учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ, и, как правило, располагающиеся в районных поликлиниках, должны разрабатывать ИПР всем лицам, признанным в установленном законом порядке инвалидами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. И делается это в автоматическом порядке при первичном и очередном освидетельствовании в бюро МСЭ. По большому счету, инвалид не обязан подавать заявление о разработке ему ИПР в бюро МСЭ.

В соответствии с совместным Приказом Министерства здравоохранения Самарской области от 6 июля 2005 г. №229 и Приказом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» от 29 июня 2005 г. №14 «Об утверждении инструкции и формы документов по разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида в Самарской области» ИПР по любому разделу разрабатывается сроком на 1 год независимо от группы и причины инвалидности. Круг вопросов, регулируемых данным документом, выходит за пределы, очерченные его названием, в частности, в нем прописывается порядок обращения в бюро МСЭ за составлением ИПР, какие документы необходимо представить. Поэтому имеет смысл ознакомиться с ним поближе.

Как уже было сказано выше, разработка ИПР при первичном и повторном освидетельствовании – обязанность бюро МСЭ. Однако на практике нередки случаи, когда необходимо обращаться в бюро МСЭ самостоятельно. Примерная форма заявления в бюро МСЭ приведена в приложении №1. Содержательная часть заявления будет варьироваться в зависимости от того, в чем суть Ваших требований (хотите ли Вы дополнить ИПР или жалуетесь на невыполнение специалистами бюро МСЭ обязанности по оформлению ИПР при освидетельствовании).

Если Вы обращаетесь в бюро МСЭ самостоятельно, Вам необходимо знать следующее.

Если Вы имеете группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, и с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо оформить справку КЭК лечебно-профилактического учреждения, к которому Вы прикреплены, т. е. предварительно Вам нужно сходить в районную поликлинику за получением такой справки.

Если Вы нуждаетесь в том или ином техническом средстве реабилитации, то опять набор документов, представляемых в бюро МСЭ, будет зависеть от того, имеете ли Вы группу инвалидности со сроком переосвидетельствования или же инвалидность Вам установлена бессрочно. В первом случае для разработки ИПР на техническое средство реабилитации будет достаточно письменного заявления от Вас (или Вашего законного представителя). В последнем случае при условии, что с момента последнего освидетельствования у Вас прошло более одного года, ИПР на техническое средство реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя) и справки КЭК лечебно-профилактического учреждения.

ИПР по разделу профессиональной реабилитации разрабатывается на основании письменного заявления инвалида и данных последнего освидетельствования при условии, что с момента последнего освидетельствования прошло не более 3-х месяцев.

Если с момента последнего освидетельствования прошло более 3-х месяцев, то для разработки ИПР инвалид должен представить в бюро МСЭ следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида (или его законного представителя).

Инвалидам, имеющим группу инвалидности со сроком переосвидетельствования, разработка ИПР по разделу медицинской реабилитации осуществляется на основании письменного заявления инвалида (или его законного представителя). К заявлению также должно прилагаться направление из поликлиники, в котором указывается нуждаемость инвалида в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Инвалидам, имеющим группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования и с момента последнего освидетельствования у которых прошло более одного года, для разработки ИПР необходимо представить следующие документы:

1. Письменное заявление инвалида или его законного представителя.

2. Справка КЭК лечебно-профилактического учреждения с указанием нуждаемости в тех или иных мероприятиях по медицинской реабилитации.

Для разработки ИПР с целью проведения реконструктивных операций, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить заключение специалиста профильного стационара о нуждаемости инвалида в том или ином виде оперативного лечения.

При нуждаемости в слухо- или глазопротезировании, кроме вышеперечисленных документов, необходимо представить в бюро МСЭ заключение специалиста профильного центра.

Мероприятия по разделу психолого-педагогическая реабилитация (детям в возрасте до 18 лет) включаются в ИПР на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При формировании ИПР проводится всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается справкой лечащего врача из районной поликлиники или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

При необходимости в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеют право участвовать в разработке ИПР. Сформированная карта ИПР подписывается руководителем бюро МСЭ и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдаётся на руки инвалиду (или его законному представителю).

Существует несколько способов направления гражданина в бюро МСЭ на освидетельствование и составление ИПР. Самый распространенный способ, когда районная поликлиника направляет человека на медико-социальную экспертизу, был подробно описан выше. Другие порядки направления встречаются на практике крайне редко, поэтому скажем о них кратко.

Постановление Правительства «О порядке и условиях признания лица инвалидом» предусматривает возможность направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Вместе с тем, хотелось бы отдельно остановиться на вопросе отказа родителей от составления их детям-инвалидам ИПР, на том, какие последствия такой отказ может повлечь в юридическом плане. Сразу предостерегаем Вас от смешения отказа с несогласием родителей с содержанием карты ИПР.

В соответствии с Семейным кодексом РФ «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей... При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию... Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, несут ответственность в установленном законом порядке».

Здесь идет речь об ответственности, предусмотренной законом. Типичной ответственностью в этом смысле является лишение родительских прав: «Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей…». Уклонение от выполнения родительских обязанностей предполагает невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно ни выражалось. При этом в зависимости от возраста и состояния ребенка в каждом конкретном случае становятся губительными вполне определенные действия (бездействие) родителя. Понятно, что отказ родителей от составления их ребенку-инвалиду ИПР вообще может быть квалифицирован в качестве такого действия, и следовательно, вменен родителям как уклонение от выполнения родительских обязанностей обеспечить ребенку-инвалиду полноценную реабилитацию.

Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: медицинская и социальная. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 25.

Согласно медицинской модели инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Данная модель существует многие десятилетия в государственной политике России. А вот социальная модель призывает к интеграции инвалидов в общество, а также приспособлению условий жизни в обществе для инвалидов. Это включает в себя создание так называемой доступной среды; поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, и т.д. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции в РФ. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 25.

В нашей стране организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации, скидки по оплате жилья, санаторные путевки. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 26.

Но одно из главных, на что может рассчитывать инвалид, это индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР).

В соответствии с Федеральным законом закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563. (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") Правительством Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1018..

ИПР - это комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, позволяющих человеку вести полноценную независимую жизнь. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 N 379н Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н (ред. от 06.09.2011) // Российская газета", N 190, 10.09.2008. утверждены Новые формы карты ИПР. В настоящее время они стали более совершенными, что позволяет экономить время специалистам. Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1. С. 26.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" ИПР представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Карта ИПР имеет следующие разделы: медицинская, социальная, профессиональная реабилитация. Для детей до 18 лет предусмотрена психолого-педагогическая реабилитация. В разделе "социальная реабилитация" предусмотрены информирование и консультирование по вопросам реабилитации; оказание юридической помощи; социально-психологический и социально-культурный патронаж семей, имеющих инвалидов; адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности; технические средства реабилитации; социокультурная реабилитация.

Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе заключается в следующем - восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых участвует либо сам инвалид, либо другие лица или организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объём реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Если предусмотренное программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрёл соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счёт, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Основные принципы формирования ИПР: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Индивидуальность означает необходимость учёта конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий.

Последовательность в проведении реабилитации продиктована особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учёте конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Основные этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация ИПР, динамический контроль над отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учёта многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д. Мигуренко, Р.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - Томск: изд-во ТПУ, 2005. С. 31.

ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

Учтите, что за разработкой ИПР можно обращаться в бюро МСЭ не только в период переосвидетельствования. Карта ИПР составляется ежегодно, в том числе в тех случаях, когда инвалидность установлена без срока переосвидетельствования. ИПР должна быть разработана не позднее месячного срока со дня подачи письменного заявления.

Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах формирования, исполнения, организации контроля исполнения индивидуальной программы реабилитации, а также на этапе совместной деятельности с общественными организациями.

Органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости субъектов Российской Федерации систематически предоставляют информацию подведомственным учреждениям - исполнителям конкретных видов реабилитации и учреждениям МСЭ об осуществляемых ими реабилитационных мероприятиях, услугах и технических средствах.

Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:

Об образовательном уровне (общем и профессиональном);

О профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);

О группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. Мигуренко, Р.А. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - Томск: изд-во ТПУ, 2005. С. 32.

На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.

Форма ИПР содержит: программу медицинской реабилитации; программу профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет).

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская реабилитация включает:

1) восстановительную терапию;

2) реконструктивную хирургию;

3) протезирование и ортезирование;

4) обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации;

5) санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов. Малеева Т.В., Васин С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // Человек в социальном государстве. 2001. № 6. С. 23.

Программа социальной реабилитации в рамках ИПР включает:

Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

Обучение самообслуживанию, в том числе информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, приёму пищи и т.д.;

Адаптационное обучение семьи инвалида, обеспечивающее информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам;

Обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

Организацию жизни инвалида в быту;

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, включая подбор, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;

Обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

Обучение социальным навыкам;

Обучение социальному общению;

Обучение социальной независимости;

Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.;

Консультирование по правовым вопросам;

Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Малеева Т.В., Васин С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // Человек в социальном государстве. 2001. № 6. С. 22.

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Программа профессиональной реабилитации включает следующие мероприятия и услуги:

2) профессиональная ориентация;

3) профессиональное обучение (переобучение);

4) содействие в трудоустройстве;

5) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1) получение дошкольного воспитания и обучения;

2) получение общего образования;

3) психолого-педагогическая коррекционная работа;

4) технические средства реабилитации для обучения.

Таким образом, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения).

При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:

Исполнителя (учреждение);

Форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, реабилитационная квартира, клубная);

Сроки выполнения;

Прогнозируемый результат (возможность компенсации, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания или интеграции в общество).

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида.

На настоящий момент очень многие моменты реабилитационного процесса эффективнее решаются и регулируются с представителями власти на всех уровнях при наличии у инвалида ИПР. Можно привести пример трудоустройства, сейчас ни один инвалид не может встать на учёт на бирже труда как безработный, без заполненной на этот счёт ИПР. А значит, не может бесплатно приобрести новую профессию, а следом за тем и работу, как финансовый источник существования (не секрет, что на нынешнею пенсию нормально жить невозможно).

Сейчас формируются отделения социальной реабилитации инвалидов призванные выполнять ИПР в разделе социальная реабилитация. И если в ИПР вносится, к примеру, пункт о получении средне - специального или высшего образования, то это становится заботой данного отделения. Их специалисты должны найти подходящее учебное заведение и решать все возникающие трудности инвалида при поступлении и в процессе учёбы. Или другой пример, инвалид - колясочник и ему нужен пандус в подъезде дома, можно конечно самому писать заявления и добиваться этого у местных властей. Но если данный пункт внесён в ИПР, то решать все вопросы с установкой пандуса будет призвано отделение социальной реабилитации инвалидов, где состоит инвалид на учёте.

В общем, сформированная для ИПР это способ решения проблем связанных с инвалидностью и возможность реализовать с помощью государственных структур жизненные цели и желания.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 «Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» была утверждена единая форма ИПР, которая включает следующие разделы:

Медицинская реабилитация;

Социальная реабилитация;

Профессиональная реабилитация;

Психолого-педагогическая реабилитация.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Медицинская реабилитация включает в себя:

1. Восстановительную терапию:

Механотерапия;

Физиотерапия;

Кинезотерапия;

Иглорефлексотерапия;

Грязе- и бальнеотерапия;

Традиционная терапия;

Трудотерапия;

Предоставление логопедической помощи и др.

2. Реконструктивную хирургию:

Методики косметологии;

Органо-защищающая и органовосстановливающая хирургия.

3. Протезно-ортоnедическую помощь, включающую предоставление протезов,

ортопедических и других вспомогательных средств, в том числе необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской реабилитации:

Мочеприёмники;

Калоприёмники;

Слуховые аппараты;

Предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется

органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях - органами здравоохранения; работающих инвалидов - по месту работы из средств Фонда социального страхования.

6. Медико-социальный патронаж семьи, имеющей инвалида, куда вносится запись

«нуждается» или «не нуждается» согласно заключению бюро МСЭ. Патронаж заключается в регулярном посещении жилища семьи, имеющей инвалида, социальными работниками, оказании ими необходимой экономической, материально-бытовой помощи, а также совершении элементарных медицинских манипуляций, например, измерение давления, массаж и т. д.

Включает:

1. Информирование и консультирование по вопросам реабилитации.

2. Оказание юридической помощи.

3. Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалидов.

4. Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности:

При выполнении процедур личной гигиены;

Приспособления в одежде и обуви для самостоятельного облачения;

При приготовлении и употреблении пищи;

При уборке помещения, мойке посуды, стирке белья;

Навыки самообслуживания;

Навыки передвижения;

Навыки ориентации в среде обитания;

Навыки личной безопасности;

Навыки общения, в т. ч. с помощью технических средств;

Умение самостоятельно проводить меры по предупреждению развития своей болезни, грамотно применять личные медицинские технические средства самоконтроля, восстановление функций;

Помощь в создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;

Обучение приготовлению пищи (в т. ч. индивидуальной диете);

Обеспечение информацией по жизненно важным вопросам;

5. Потребность в технических средствах реабилитации:

Личные средства для передвижения (трости, костыли, коляски, автотранспорт и т. д.);

Технические средства и приспособления для самообслуживания;

Технические средства и приспособления для приготовления пищи;

Технические средства для обучения и трудовых занятий (специальная мебель, манипуляторы, приборы, оборудование);

6. Психологическая реабилитация, направленная на воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, совершенствование положительных качеств, жизненного оптимизма, а также психотерапевтическая помощь, направленная на коррекцию отношений субъекта с окружением.

7. Социокультурная реабилитация:

Посещение друзей, родственников, знакомых, зрелищных учреждений и мест отдыха, учреждений культуры;

Обеспечение специальными устройствами для досуговых занятий (устройства для чтения, игровые компьютеры, специальные развивающие игры и пр.);

8. Реабилитация средствами физической культуры и спорта:

Занятия доступными видами спорта;

Оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями;

Профессиональная реабилитация инвалида - это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. профессиональную ориентацию;

З. профессиональное обучение (переобучение);

4. содействие в трудоустройстве;

5. технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Психолого-педагогическая реабилитация (заполняется на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет), в который должны войти рекомендации по дошкольному, основному, полному общему и профессиональному образованию, по коррекционной работе.

Данный раздел включает в себя следующие мероприятия и услуги:

1. Получение дошкольного воспитания и обучения. Вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения.

2. Получение общего образования. Указывается уровень (начальное, среднее), тип образовательного учреждения (обычное, общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное (коррекционное) общеобразовательное) и формы обучения.

3. Психолого-педагогическая коррекционная работа. Вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции (коррекция речевых недостатков, эмоционально-волевых нарушений и др.).

4. Технические средства реабилитации для обучения. Указывается перечень технических средств реабилитации.

5. Социально-педагогический патронаж семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Ниже будет более подробно рассказано о том, как реализовать свое конституционное право на образование через механизм ИПР.

Любая реабилитационная программа содержит сведения об исполнителе реабилитационного мероприятия, сроке, в течении которого должно осуществляться рекомендованное мероприятие, а также отметке о выполнении мероприятий.

По окончании срока выполнения ИПР делается письменное заключение с оценкой

ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам:

1. Оценка результатов медицинской реабилитации;

2. Оценка результатов профессиональной реабилитации;

3. Оценка результатов социальной реабилитации;

4. Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации;

5. Особые отметки о реализации ИПР.

Очень важным является вопрос о том, за какие реабилитационные услуги, технические средства реабилитации, положенные инвалиду в соответствии с ИПР, платит государство, и за какие сам инвалид. В ФЗ №181-ФЗ говорится: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Таким образом, ИПР может включать реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства реабилитации, которые предоставляются как за счет государства, так и оплачиваются самим инвалидом самостоятельно.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральные органы власти ограничивают свои обязательства, гарантируя инвалидам проведение только тех реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, которые предусмотрены Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденным Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р. Необходимо отметить, что перечень крайне скудный. Впечатление такое, что его составлял финансист, а не специалист, который знает, что необходимо людям с нарушениями физиологии. Утвержденные государством 26 позиций не способны удовлетворить потребности инвалидов. В нем представлены следующие позиции.

Реабилитационные мероприятия:

1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

3. Санаторно-курортное лечение.

4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Технические средства реабилитации

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

8. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

9. Ортопедическая обувь.

10. Противопролежневые матрацы и подушки.

11. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

12. Специальная одежда.

13. Специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения.

14. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

15. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

16. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

17. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

18. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

19. Телефонные устройства с текстовым выходом.

21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

22. Абсорбирующее белье, памперсы.

23. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Услуги

24. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.

26. Предоставление услуг по сурдопереводу.

В дополнение к Федеральному перечню Самарской областью был принят региональный перечень, вводящий еще 29 наименований технических средств реабилитации, которые может получить инвалид. Так, Постановлением Правительства Самарской области от 15 марта 2006 г. №24 был утвержден Перечень вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета.

Специальные средства для ухода, быта и досуга

1. Сиденье-надставка унитаза с фиксирующим приспособлением.

2. Надкроватный столик.

3. Изголовье регулируемое.

4. Приспособление для чистки и нарезания продуктов.

5. Специальные ложка, вилка, нож.

6. Специальная насадка на ложку, вилку, нож.

7. Средство для открывания банок и бутылок.

8. Специальный нескользящий коврик под посуду.

9. Набор посуды для слепых.

10. Специальная разделочная доска с фиксацией различных продуктов.

11. Сиденье для ванны (деревянное со спинкой (без спинки), мягкое со спинкой (без спинки), анатомической формы.

12. Стульчик для ванной.

13. Подставка к ванне.

14. Нитковдеватель, иглы.

15. Тканевая складная ванна-простыня.

Специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией

16. Грифель для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

17. Бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.

18. Прибор для плоского письма.

19. Часы-будильник с синтезатором речи.

20. Часы с рельефным обозначением.

21. Телефонный аппарат с усилением звука.

22. Азбука разборная.

23. Диктофон для незрячих.

24. Калькулятор с синтезатором речи.

25. Магнитная доска для обмена информацией.

Специальные средства передвижения

26. Специальная доска для пересадки.

27. Подъемник (стационарный или передвижной).

28. Вертикализатор.

29. Ходунки.

Помимо собственно реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств реабилитации, специалистами бюро напротив соответствующего реабилитационного мероприятия, услуг, технических средств реабилитации в графе «Исполнитель» должно быть указано конкретное учреждение, предприятие, организация, ответственные за исполнение соответствующего мероприятия, предоставление услуги или технического средства реабилитации. Вопрос об исполнителе является одним из ключевых моментов грамотного заполнения ИПР. Повторюсь: исполнитель указывается в графе напротив каждого реабилитационного мероприятия.

Инвалиду или его законному представителю следует помнить, что задачей реабилитации в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных инвалидностью. Поэтому в качестве исполнителей ИПР следует выбирать те организации, либо тех лиц, которые справятся с поставленной задачей наилучшим образом.

Небезынтересным в практическом смысле является вопрос о том, могут ли негосударственные учреждения, предприятия, организации выступать в качестве исполнителей ИПР. Анализ законодательства и правоприменительной практики отстаивания прав инвалидов в судах свидетельствует о том, что ими могут выступать как государственные, так и негосударственные юридические лица.

Так, ст. 11 Закона говорит о том, что «инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации». Из этого следует, что инвалид (или его законный представитель) может выбрать исполнителя ИПР по своему усмотрению. Критерием выбора исполнителя мероприятий в рамках ИПР является возможность полноты реализации программы с его помощью. Исходя из этого, исполнителем ИПР может стать как государственная, так и негосударственная организация, способная наиболее успешно реализовать разработанную инвалиду учреждениями МСЭ программу.

Однако на практике бюро МСЭ или другой орган в качестве исполнителей ИПР предлагают одно или ряд конкретных государственных учреждений, которые, по их мнению, предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации, и отказываются указывать в качестве исполнителей негосударственные организации.

При заполнении данной графы важно также обращать внимание на то, чтобы в качестве исполнителей указывать конкретные организации (скажем, муниципальное общеобразовательное учреждение №142, а не просто общеобразовательное учреждение). Поэтому для начала можно (заказным письмом по почте) запросить потенциальных исполнителей о возможности получения услуг в рамках ИПР на их базе.

После прохождения курса реабилитации или предоставления технических средств организация - исполнитель ИПР делает отметку о выполнении мероприятий в карте ИПР.

В соответствии с Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ст. 11) ИПР “является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности”. Это значит, что государственные организации и учреждения, статус которых позволяет способствовать реализации ИПР, не имеют права отказаться от её исполнения.

Вне зависимости от положительного решения органов МСЭ вы имеете право проходить рекомендованный ИПР курс реабилитации в том учреждении, которое подходит именно вам.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” ИПР инвалида должна включать в себя не только виды, формы, объемы, но и сроки реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Как уже говорилось, ИПР составляется сроком на 1 год.

В заключении отмечу, что в целом формат карты ИПР соответствует современным представлениям о реабилитации инвалидов.

Инвалида, образец которой будет описан далее, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию утраченных либо нарушенных функций организма, а также способностей к осуществлению некоторых видов деятельности. Она формируется в соответствии с решением уполномоченного органа Министерства здравоохранения. В ИПР включаются отдельные формы, виды, объемы, порядок и сроки профессиональных, оздоровительных и иных мер. Рассмотрим далее, как осуществляется разработка программы реабилитации инвалидов, какие мероприятия в нее могут входить. В статье будут описаны и некоторые нюансы, связанные с исполнением ИПР.

Формат карты

С 2005 г. на территории России программа реабилитации инвалида составляется по единой форме. Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития № 287 от 29.11.2004 г. Карта состоит из нескольких частей. Программа реабилитации инвалида формируется с учетом сведений о гражданине. Соответственно, в первой части подробно указывается информация о нем. Кроме анкетных данных, в этом разделе содержатся сведения:

  1. Об образовательном уровне (профессиональном и общем).
  2. Специальностях, квалификации и исполняемых на момент освидетельствования трудовых функциях (если они есть).
  3. степени ограничения трудоспособности.

Основные мероприятия

Что содержит образец программы? Реабилитация инвалидов включает в себя ключевые восстановительные и компенсационные меры. Среди них присутствуют и врачебные мероприятия. В рамках медицинской реабилитации осуществляются:

  1. Восстановительная терапия.
  2. Реконструктивная хирургия.
  3. Ортезирование и протезирование.
  4. Обеспечение техническими приспособлениями и средствами.
  5. Санаторно-курортное лечение (для неработающих граждан).

Программа медико-социальной реабилитации инвалидов включает в себя:

  1. Консультирование и информирование по комплексу предпринимаемых мер.
  2. Юридическое сопровождение.
  3. Патронаж семьи.
  4. Реабилитация с использованием средств спорта и физкультуры.
  5. Адаптационное обучение.
  6. Обеспечение техническими приспособлениями для осуществления общественной и бытовой деятельности.
  7. Психологическая помощь.
  8. Социокультурная реабилитация.

Восстановление трудоспособности

Профессиональная программа реабилитации инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение трудоспособности гражданина. Она включает в себя:

  1. Выработку рекомендаций о противопоказаниях и допустимых видах и условиях деятельности.
  2. Профориентацию.
  3. Профессиональное обучение или переобучение.
  4. Содействие в поиске работы.
  5. Предоставление технических средств.

Работа с несовершеннолетними гражданами

Программа реабилитации ребенка-инвалида включает в себя психолого-педагогические мероприятия. К ним относят:

  1. Получение дошкольного и школьного образования и воспитания.
  2. Психолого-педагогическую коррекционную работу.
  3. Предоставление технических средств для обучения.

Кроме этого, программа реабилитации ребенка-инвалида предусматривает патронаж семьи, в которой он находится. Специалисты проводят консультации, оказывают психологическую помощь родителям.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида: образец

Самыми важными разделами ИПР считаются те, в которых указаны психолого-педагогические, лечебные мероприятия, а также услуги, предусматривающие содействие в восстановлении профессиональной конкурентоспособности гражданина на рынке труда. В каждом из них присутствует две части. В первой указываются конкретные мероприятия, технические средства, которые будут необходимы человеку. Во второй части присутствует информация об исполнителях, формах, сроках, порядке, в котором будет осуществляться реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также о полученных результатах или о причинах их неполучения. Образец бланка приведен в статье.

Где оформить карту?

Программа реабилитации инвалида составляется в соответствии с решением федерального учреждения МСЭ. В этой связи обращаться для получения карты необходимо в ту организацию, которая выдает свидетельство. Ею, как правило, является местное подразделение Бюро по медико-социальной экспертизе (БМСЭ).

Назначение ИПР

Программы социальной реабилитации инвалидов представляют собой ключевой механизм обеспечения учета личных потребностей граждан и адресность поддержки. На сегодняшний день наличие карты ИПР позволяет эффективно решать многие вопросы, касающиеся осуществления компенсационных и восстановительных мероприятий. При этом результативность взаимодействия с представителями власти повышается на всех уровнях. Так, например, высшие учебные заведения при приеме на обучение требуют ИПР. Ни один гражданин, имеющий инвалидность, не сможет не имея соответствующего документа. Следовательно, без ИПР нельзя получить образование, устроиться на работу, получить новую специальность.

За оформлением карты можно обратиться не только во время переосвидетельствования. Программа социальной реабилитации детей-инвалидов, а также взрослых с ограниченными возможностями, составляется каждый год, даже если группа установлена без срока повторной экспертизы.

Важный момент

Инвалида, заполнение бланка которой должно осуществляться с учетом не только рекомендаций экспертов, но и пожеланий самого гражданина, передается ему на подпись. Он должен поставить свой автограф в каждом разделе карты. Так он выражает свое согласие с указанными в ней мероприятиями.

Однако не исключены и противоречия. В таких случаях гражданин в поле для подписи пишет, что с содержанием карты он не согласен, и указывает причины. Решения и действия сотрудников БМСЭ лицо вправе оспорить. Жалоба подается в главное Бюро региона. К ней следует приложить копию карты. После этого выполняется обследование, проводятся беседы с гражданином. По их результатам выносится заключение по оспариваемым моментам. Если претензии гражданина будут признаны обоснованными, составляется новая программа. Она подписывается председателем комиссии и удостоверяется печатью ГБМСЭ. Принятое решение также может быть оспорено в федеральном бюро в месячный срок. Кроме этого, гражданин имеет право обратиться в судебную инстанцию.

Нюансы

Объем предусмотренных в ИПР мероприятий не может быть больше Федерального перечня технических средств и услуг. Гражданин либо его представитель могут частично или полностью от них отказаться. В этом случае госорганы, местные структуры, а также иные организации будут освобождены от ответственности за выполнение программы. Кроме этого, гражданин будет лишен права на получение компенсации.

Специалисты, однако, призывают не спешить с отказом. Федеральная программа реабилитации инвалидов носит рекомендательный, а не обязательный характер. После подписания карты гражданин вправе не обращаться в соответствующие органы и структуры для получения тех или иных средств или услуг. В таком случае есть возможность на протяжении всего срока ее действия изменить первоначальное решение и воспользоваться господдержкой.

Выбор исполнителя

Определение субъектов, ответственных за реализацию тех или иных пунктов программы, считается одним из ключевых моментов оформления карты. Исполнитель должен быть указан напротив каждого предусмотренного мероприятия. Новая форма ИПР предполагает особый порядок их определения. Ранее исполнителей указывала БМСЭ. В настоящее время бюро включает в карту только некоторых из них. К примеру, в разделе по обеспечению техническими средствами исполнитель указывается органом ФСС. Субъекты могут указываться и местной структурой соцзащиты.

Необходимо помнить, что ключевая задача реабилитации состоит в устранении либо, насколько это возможно, полной компенсации возникших вследствие инвалидности ограничений жизнедеятельности. В этой связи исполнителями следует выбирать тех лиц или организации, которые смогут справиться с поставленными задачами. Это могут быть как государственные, так и частные структуры любой формы собственности.

Расходы

В ФЗ, регламентирующем социальную защиту инвалидов в РФ, установлено, что если услуга либо техническое средство, предусмотренные в программе реабилитации, не могут быть предоставлены гражданину или он осуществил их оплату собственными средствами, ему полагается компенсация затрат в полной мере. В ИПР могут включаться мероприятия как финансируемые бюджетом, так и те, расходы на которые несет само лицо.

В соответствии с законом, бесплатно могут предоставляться только те услуги и средства, которые присутствуют в соответствующем перечне. Он утвержден правительственным постановлением и включает в себя не так много позиций. Государство, таким образом, принимает на себя обязательства оплатить минимальный набор услуг и тех. средств.

Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ действуют региональные нормативные акты, существенно расширяющие перечень. Возмещение расходов должно осуществляться территориальными подразделениями ФСС. При этом необходимо учитывать, что право на компенсацию дают только подтвержденные документально договорные отношения с действительными исполнителями ИПР. Гражданину следует предоставить доказательства оплаты услуги или тех. средства. В ФСС подается соответствующее заявление, к которому прилагаются копии карты ИПР и прочих документов.

Возможные сложности

Заявление на компенсацию затрат и приложенные к нему документы рассматриваются не больше месяца. Если по окончании этого периода гражданин не получил ответ либо ему было отказано в возмещении, он может обратиться в вышестоящую структуру ФСС. Если и в этом случае его просьба не была удовлетворена, он вправе обратиться в суд. Специалисты заостряют внимание граждан на том, что подача иска не будет указывать на то, что гражданин стремится усугубить конфликт. В данном случае такая реакция на несправедливость позволит задействовать госорганы в решении проблемы, а ответственным лицам - осознать свои обязанности. Вместе с этим следует быть готовым к любому исходу дела.

Нормативное обеспечение

В РФ действуют следующие законодательные акты, регламентирующие вопросы составления и исполнения ИПР:

  1. ФЗ № 181. Ст. 11 указанного закона полностью посвящается индивидуальной реабилитационной программе. Кроме этого, ИПР указывается в ст. 8, 18, 19, 23, 29, 25, 32.
  2. ФЗ "О соцзащите инвалидов". В этом нормативном акте приводится определение ИПР, называются органы, ответственные за ее составление, указываются основные права людей с ограниченными возможностями. В законе установлено, что инвалида нельзя признать безработным без оформления на него индивидуальной реабилитационной программы. В нормативном акте зафиксирована обязанность ответственных органов исполнять ИПР, а также возможность гражданина обращаться в суд при ее невыполнении.
  3. Положение о признании человека инвалидом.
  4. Правительственное Постановление № 805 от 16.12.2004. Оно регламентирует деятельность ФГУ МСЭ.
  5. Приказ Минздравсоцразвития от 29.11.2004 г.
  6. Правительственное Распоряжение № 1343-р от 21.10.2004 г.

Заключение

После оформления карты индивидуальной реабилитационной программы гражданин либо его представитель по закону обращаются за помощью к самым разным организациям для реализации предусмотренных мероприятий и получения необходимых тех. средств.

Следует сказать, что в настоящее время механизм исполнения ИПР нельзя назвать идеальным. В самой программе господдержки существует множество пробелов. В этой связи на практике у граждан очень часто возникают всевозможные препятствия. Проблемы могут появиться на разных этапах - и в момент составления реабилитационной программы, и в ходе выполнения намеченных в ней мероприятий.

Особая сложность возникает в процессе осуществления права на возмещение понесенных расходов. В этом случае целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста. Немаловажно и иметь все документы, доказывающие факт оплаты услуги или технического средства за свои деньги. Конфликты, связанные с реализацией реабилитационной программы, могут разрешаться как в претензионном, так и в судебном порядке. Первый предполагает обращение в вышестоящие инстанции. Что касается судебного обжалования, практика по такого рода делам недостаточно обширна на сегодняшний день. Однако и в ней есть прецеденты выигранных споров о возмещении расходов, понесенных гражданином и его родственниками на реабилитационные мероприятия.

Необходимо учитывать, что оформление карты ИПР в настоящее время является обязательным. Другой вопрос заключается в том, что в ней прописываются зачастую далеко не все услуги и тех. средства, которые необходимы гражданину, а только те, которые включены в бесплатный перечень. Перед правительством, таким образом, стоит задача по усовершенствованию механизма исполнения реабилитационных программ.

ИПР должна быть эффективной для человека. Реабилитационная программа станет полезной только в том случае, когда за ее основу будут приниматься не возможности государства, а действительные потребности каждого инвалида.

Собака — поводырь с комплектом снаряжения входит в перечень «средств технической реабилитации». Фото: диакон Андрей Радкевич

Существуют вещи, без которых инвалиду не обойтись. Бывают и такие, которые просто повышают качество его жизни. На языке медиков и юристов эти предметы называются «технические средства реабилитации». Государство гарантирует бесплатное предоставление многих из них. Тем не менее, чтобы получить необходимое устройство быстро и без проблем, надо соблюдать определенные «правила игры».

Кресло-коляска

Елена Заблоцкис , юрист Центра лечебной педагогики, рассказала, какие шаги должны предпринять родители, чтобы получить для ребенка-инвалида необходимую разновидность кресла-коляски.

Шаг 1. Подготовка к медико-социальной экспертизе

Включение любых технических средств реабилитации (ТСР) в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) происходит в процессе медико-социальной экспертизы (МСЭ).

После прохождения МСЭ человек получает два документа: справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы последняя бумага была заполнена правильно, об этом нужно заботиться уже тогда, когда семья впервые обращается к лечащему врачу ребенка по поводу установления инвалидности.

По стандартной процедуре ребенка направляют на диспансеризацию ко всем необходимым врачам. Родителям важно при этом отследить, чтобы все врачи записали свои рекомендации как можно детальнее. Если речь идет о коляске, то профильным врачом может быть невролог, ортопед, хирург, и этот специалист должен подробно описать, какая именно коляска нужна ребенку.

Существует документ, которым обычно руководствуются врачи: это «Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации ». В нем перечислены заболевания, при которых выдаются те или иные ТСР, а также противопоказания, при которых использование конкретного технического средства пациенту запрещено. Тем не менее, напоминать врачу о записи рекомендаций все равно необходимо.

Елена Заблоцкис советует не ограничиваться посещением одного специалиста, а обратиться в разные лечебные организации, в том числе негосударственные, имеющие соответствующую лицензию. При этом врачу, составляющему направление на МСЭ, надо предоставить абсолютно все собранные рекомендации, хотя он и не обязан включать в документ каждую из них, так как имеет право на собственное профессиональное мнение.

Шаг 2. Медико-социальная экспертиза

Получив направление, родители идут записывать ребенка на МСЭ. Важно приобщить к документу копии тех рекомендаций, которые не были в него включены, продолжает Елена Заблоцкис. Копии надо сопроводить заявлением: просим при проведении МСЭ учесть рекомендации таких-то специалистов.

В ходе МСЭ составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА). В форме этого документа есть раздел, посвященный ТСР, который делится для детей-инвалидов на три подраздела (для взрослых – на два). Первый – это ТСР, которые обеспечиваются за счет федерального бюджета и включены в федеральный перечень. Второй – ТСР, которые обеспечиваются за счет субъекта Российской Федерации (в каждом регионе есть отдельный перечень), или за свой счет. Третий – услуги и средства реабилитации, которые можно приобрести за счет средств материнского капитала.

Родителям надо заранее ознакомиться со всеми перечнями – и с федеральным, и с региональным, и с перечнем того, что можно получить за счет материнского капитала. А затем просить МСЭ – лучше письменно, зарегистрировав свою просьбу как входящий документ – о включении всего необходимого в ИПРА.

Зачем это делать? Врачи не всегда досконально изучают эти перечни, отмечает Елена Заблоцкис.

Елена Заблоцкис, юрист Центра лечебной педагогики. Фото с сайта ccp.org.ru

Кроме того, родители должны отследить, чтобы характеристики необходимой коляски были адекватно отражены в ИПРА. Особенно важно это может быть для детей со множественными нарушениями развития. Коляска, которая не соответствует потребностям ребенка, вызывает риски вторичных осложнений.

Если в ИПРА не попадает ТСР с необходимыми для ребенка характеристиками, то этот документ можно обжаловать в течение месяца. Основанием для обжалования является рекомендация специалиста.

Шаг 3. Получение технического средства

В регионах уполномоченным органом, выдающим ТСР, может быть Фонд социального страхования или орган исполнительной власти субъекта федерации (департамент социальной защиты, например).

Пишется заявление: прошу обеспечить меня в соответствии с ИПРА таким-то ТСР.

Если в наличии есть коляски, подходящие по своим характеристикам для конкретного ребенка, то подбирается одна из них. Если их нет, то уполномоченный орган должен провести торги для закупки соответствующих колясок.

Здесь выходят на первый план рекомендации ИПРА – насколько они подробны. Родителю могут сказать: есть только такие коляски, берите, других не будет. Если предложенная коляска не соответствует рекомендациям ИПРА, то родитель пишет заявление и просто констатирует этот факт. Если же коляска не подходит только с точки зрения родителя, то ему придется подробно написать в своем заявлении, почему не подходит коляска, может быть, даже опять обратиться к врачу, чтобы тот более точно перечислил характеристики нужного ТСР.

Бывает, что получение ТСР затягивается. В таком случае надо жаловаться в вышестоящий орган, по подчиненности, советует юрист. Если вы уже везде пожаловались, а «воз и ныне там», значит, надо идти в прокуратуру.

Шаг 4. Если вы сами купили ТСР

Вы можете самостоятельно купить кресло-коляску для ребенка-инвалида, а потом получить компенсацию от государства. Елена Заблоцкис рекомендует сначала запросить в письменной форме размер компенсации по конкретному виду коляски. Этот размер определяется по последней закупке. То есть вам дадут ровно столько денег, сколько потратило государство на аналогичный товар, когда приобретало его в последний раз.

Если, получив ответ, семья принимает решение купить ТСР самостоятельно, важно проследить, чтобы документы о покупке были оформлены надлежащим образом. Из них должно быть ясно видно, какая именно коляска была приобретена.

Затем семья обращается в уполномоченный орган с заявлением о компенсации, с приложением документов о покупке. Если выплата компенсации затягивается, юрист вновь советует писать жалобы или даже обращаться в прокуратуру.

Шаг 5. Кресло-коляска сломалось

Эта ситуация урегулирована законодательно. Если кресло-коляска вышло из строя, нужно обращаться в уполномоченный орган (департамент соцзащиты или ФСС, в зависимости от региона) с заявлением о проведении медико-технической экспертизы. Специалисты оценят ТСР с точки зрения возможности его ремонта. На основании их заключения кресло-коляску отремонтируют за государственный счет, или же выдадут новое.

Родители могут сами отремонтировать ТСР, основываясь на заключении медико-технической экспертизы, а потом получить компенсацию.

Показания и противопоказания

Согласно законодательству, показаниями для получения кресла-коляски могут быть стойкие «выраженные» или «значительно выраженные» (II и I группы инвалидности) нарушения двигательных функций, вызванные заболеваниями суставов, позвоночника, центральной и периферической нервной системы. Нарушения той же степени выраженности функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и т.д. А также «умеренные» нарушения (III группа инвалидности), связанные с ампутацией одного бедра или двух стоп.

В случае, если «выраженные» нарушения имеются и в функциях верхних конечностей, а также в случае системных заболеваний костно-мышечной системы и определенных нарушений функций кровообращения и дыхания, рекомендуется использование коляски с электроприводом.

Этот вид ТСР противопоказан, если инвалиду нельзя сидеть. Кроме того, коляски с электроприводом нельзя использовать, если у пациента тяжелое психическое расстройство или некоторые другие заболевания.

Сроки, на которые выдаются кресла-коляски : комнатные с ручным приводом – не менее 6 лет; прогулочные с ручным приводом – не менее 4 лет; с электроприводом – не менее 5 лет.

Подгузники для взрослых

Шаг 1

Врач-терапевт районной поликлиники делает запись в карте о необходимости прохождения МСЭ. Он же выдает «посыльный лист», с которым пациент начинает обход врачей для разработки ИПРА.

Шаг 2

ИПРА составляется в Бюро МСЭ. Этот документ должен обязательно выдаваться на руки вместе с «розовой» справкой об инвалидности.

В случае, если человек не согласен с содержанием ИПРА, он может обжаловать его в вышестоящем Бюро МСЭ.

Шаг 3

Абсорбирующее белье и подгузники выдаются в Пункте выдачи ТСР в территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) по ИПРА. При постановке на обслуживание в ТЦСО понадобятся паспорт, справка об инвалидности, ИПРА, паспорт доверенного лица, получающего ТСР, СНИЛС, медицинский полис.

При получении этого вида ТСР может возникнуть только одна трудность: его выдают раз в месяц, сразу на весь месяц. Поэтому необходим транспорт или помощники для доставки на дом (это правило действует в том ТЦСО, который предоставил информацию, возможно, в других местах можно получать абсорбирующее белье и подгузники не раз в месяц, а чаще).

Купить этот вид ТСР можно самостоятельно, а потом получить компенсацию по отпускным ценам Департамента труда и социальной защиты, точную сумму надо узнавать уже при получении ТСР. Раньше цены разнились, но сейчас практически не различаются.

Показания и противопоказания

Подгузники выдают инвалидам с выраженными или значительно выраженными (II и I группы) нарушениями функции выделения. Противопоказанием является аллергическая реакция на материал подгузников. Срок пользования изделием – не более 8 часов.

Телефонное устройство с текстовым выходом

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов. Фото с сайта rgsu.ne

Начальник отдела реабилитации Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал «Милосердию.ru», какие «камни преткновения» можно встретить, получая техническое средство реабилитации для глухих.

«В свое время мы добились, чтобы в федеральный перечень технических средств и услуг для инвалидов, которые выдаются бесплатно, включили и телефоны с текстовым выходом, и телевизоры с телетекстом, слуховые аппараты, световые и вибрационные сигнализаторы звука», – сообщил он.

Региональные отделения общества готовы оказывать помощь инвалидам в получении всех этих приспособлений, а также в получении услуги сурдоперевода, напомнил Иванов. Зачем такая помощь нужна?

Сотрудники медико-социальной экспертизы могут просто не вписать в ИПРА необходимое для конкретного человека устройство. «Зачем глухому телефон, рассуждают они, – пояснил Иванов. – Мы говорим, что это глупости. Ведь можно и СМС передавать, и видеоизображения. Мобильные телефоны крайне необходимы для глухих».

Если инвалид сам купит себе необходимое телефонное устройство, он должен быть готов к тому, что размер компенсации может оказаться очень маленьким. Например, 800 рублей, в то время как телефоны с необходимыми характеристиками стоят значительно дороже. Хотя, в некоторых регионах закупают достаточно качественные технические средства для глухих, отметил эксперт.

Александр Иванов рекомендует обращаться за консультацией в региональные отделения общества глухих еще на этапе подготовки к МСЭ и составлению ИПРА. Дело в том, что помимо федерального перечня ТСР, выдаваемых инвалиду за счет государства, в каждом регионе существует свой перечень. Не исключено, что какие-то виды необходимых глухим технических устройств можно отыскать там.

Иванов также советует инвалидам по слуху приходить на МСЭ в сопровождении сурдопереводчика , чтобы устранить любое недопонимание со стороны сотрудников экспертизы.

Главное – все делать вовремя, потому что опротестовать решение МСЭ и внести изменения в ИПРА можно только в течение месяца.

Что касается получения телефонного устройства, то в Москве этот вид ТСР предоставляет департамент социальной защиты, а в большинстве регионов – Фонд социального страхования, отметил Иванов. Выдают в Москве эти устройства по месту жительства, в Центрах социального обслуживания (ЦСО), сказал он.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения