Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды помощи детям с зпр. Что такое ЗПР? Диагностические признаки ЗПР

Задержкой психического развития (ЗПР) называют комплексное нарушение, при котором выявляется отставание в формировании психических функций ребенка по сравнению с общепринятой для конкретной возрастной группы нормой. Чтобы правильно выстроить развивающую и воспитательную работу с дошкольником, нужно хорошо знать симптомы задержки психического развития у детей.

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 1997 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 1997 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы » не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2015 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2016 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины ЗПР

Задержка психического развития – сложное явление, которое может быть обусловлено причинами, имеющими разную природу. Анализируя признаки ЗПР у ребенка, к биологическим причинам возникновения ЗПР обычно относят следующие:

  • патологическое протекание беременности;
  • нарушение в снабжении кислородом в продолжение беременности и в процессе родов;
  • патологические роды;
  • частые заболевания новорожденного;
  • ранние нарушения зрения и слуха;
  • наследственность и др.

Кроме биологических, выделяются также социальные причины появления ЗПР:

  • неблагополучная обстановка в семье (недостаточный уход, безнадзорность, гиперопека, эмоциональная нестабильность);
  • психологические травмы;
  • отсутствие условий для нормального развития (ограничение физической активности, отсутствие эмоционального и речевого контакта с окружающими) и др.

В большинстве ситуаций указывают на комплекс социально-биологических . В соответствии с указанными причинами формируются симптомы и признаки ЗПР у детей дошкольного возраста.

Обратите внимание! Причинами развития ЗПР часто оказываются хирургические операции, перенесенные в младенчестве, медикаментозное лечение.

Симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у годовалого ребенка

Диагностировать задержку психического развития у новорожденных достаточно сложно. Однако можно назвать некоторые признаки ЗПР у детей в год. Например, если к 3 месяцам новорожденный не умеет следовать взглядом за игрушкой, не признает близких, не поворачивается на голос или появление матери, отца, бабушки и других домашних, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Признаками, которые должны насторожить родителей годовалого младенца, являются следующие:

  • начал держать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ножки, ходить позже, чем нормально развивающиеся сверстники;
  • с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку;
  • первое лепетание, редкое повторение звуков и слогов появилось только к 12 месяцам или не появился вообще;
  • к 12 месяцам малыш чаще всего тихо лежит или сидит в кроватке, мало двигается, неэмоционален;
  • движения нескоординированные, ему сложно выполнять точные движения руками (брать предмет с полки, удерживать некоторое время и др.);
  • затруднено формирование жевательных движений.

Конечно, нельзя без консультации у врача утверждать, что данные особенности – это симптомы ЗПР в год. Каждый малыш имеет свои особенности развития, поэтому стоит продолжить наблюдение, больше заниматься с ребенком и обязательно проконсультироваться по поводу отмеченных симптомов с врачом-невропатологом.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются .

Важно! На задержку в психике могут указывать такие симптомы, как различные расстройства сна, аппетита, повышенная возбуждаемость ребенка и его неспособность успокоиться без помощи взрослых.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры.

Симптомы ЗПР у детей в 4 года

К 4 годам отличия дошколят с задержкой развития становятся более заметны. Признаки отстающего от средних возрастных показателей развития можно разделить на несколько групп (таблица).

Физическая форма Познавательная сфера Отношения с людьми
Малоподвижность,слабый тонус мышц Неразвитость связной речи Замкнутость, погруженность в себя, незаинтересованность в играх со сверстниками
Нарушения мочеиспускания Неспособность запоминать на слух или зрительно Отсутствие интереса к миру
Головные боли, головокружение Рассеянность внимания Тревожность, агрессивность, настороженность
Тошнота в транспорте Несформированность знаний о мире Капризы, перемены настроения
Утомляемость Отсутствие интереса к познавательным играм Инфантилизм

Кроме указанных признаков, можно назвать такие симптомы ЗПР в 4 года, как затруднения с формированием навыков самообслуживания (неумение одеваться, обуваться, аккуратно принимать пищу и др.)

Симптомы ЗПР у ребенка в 5 лет

Пятилетний дошкольник с задержкой развития заметно отличается от ровесников прежде всего признаками недостаточной сформированности эмоциональной и волевой сферы. Он видит себя как очень маленького ребенка, поэтому в большинстве ситуаций неспособен самостоятельно принять решение, довести начатое или полученное дело до конца, предпочитает общаться с младшими. Ему сложно организовать себя из-за рассеянности внимания. У него плохо развита мелкая моторика, представляет трудность работа с материалами для лепки, рисование карандашами и красками. Заметны такие симптомы и признаки ЗПР у детей в 5 лет, как то, что дошкольник не может сидеть спокойно, ерзает на стуле, двигает руками и ногами, теребит одежду или другие предметы, много, быстро и неразборчиво говорит.

У пятилетнего дошкольника сохраняются проблемы с запоминанием, выполнением мыслительных операций, называнием признаков объектов, целостным восприятием предметов и явлений, совершенствованием фонетического и грамматического строя речи.

Важно! Серьезные симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у ребенка-дошкольника – отставания в формировании фонетического, лексического, грамматического строя речи и комплексные речевые нарушения.

Симптомы и признаки задержки психического развития у детей (ЗПР) разнообразны и проявляются по-разному. Поэтому необходимо обращаться за помощью к педагогу-дефектологу, осуществлять постоянное наблюдение за динамикой развития дошколенка. Малышу необходимо комплексное обследование и индивидуальный план коррекционной работы.

Видео

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов - ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы - осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы. Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Понятие «задержка психического развития».

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).

Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функ​ций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко дей​ствующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т.п.), ЗПР может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР игра​ют роль конституциональные факторы, соматические заболе​вания, органическая недостаточность нервной системы.

Классификация ЗПР К.С. Лебединской.

Основные клинические типы ЗПР дифференцированы по этиопатогенетическому принципу: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и на​рушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, нев​рологических.

Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью струк​туры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

При ЗПР конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и не​стойкости, легкая внушаемость .

ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью раз​личного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими со​стояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки и т.д.). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности (неустойчивость настроения с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций), импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, не​редко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо на​рушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта: 1) органи​ческий инфантилизм; 2) задержка психического развития с пре​обладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

Как правило, различные виды органического инфантилизма представляют собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой не​зрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами.

При ЗПР с преобладанием функциональных нарушений отмечается неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зри​тельного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в «правом - левом», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.

При этом отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций. Очевидно, в связи с этим одни из этих детей испытывают преимущественные труд​ности в овладении чтением, другие - письмом, третьи - счетом, четвертые обнаруживают наибольшую недостаточность двигатель​ной координации, пятые - памяти и т. д. X. Спионек (1972) под​черкивает, что такой ребенок не располагает достаточным коли​чеством предпосылок, на которых строится логическое мышление.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформирована готовность к школьному обучению. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной по​мощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последо​вательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с за​держкой психического развития быстро утомляются, работоспособ​ность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Свойственные этим детям снижения работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия . Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно. Это важно иметь в виду, так как легко предположить, что дети, не имеющие дефектов слуха или зрения, не должны испытывать трудностей в процессе восприятия.

У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как показано в исследованиях В. Л. Подобеда, у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности . То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют значительно меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Наиболее типичными ошибками детей с задержкой психического развития являются подмена сравнения одного объ​екта со всеми остальными попарным сравнением (что не дает под​линного основания для обобщения) или обобщение по несущест​венным признакам. Ошибки, которые допускают при выполнении таких заданий нормально развивающиеся дети, обусловливаются только недостаточно четкой дифференциацией понятий.

То обстоятельство, что после получения помощи дети рассмат​риваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложен​ные им разнообразные задания на близком к норме уровне, позво​ляет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают гораздо большими потенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.

Одна из психологических особенностей детей с задержкой пси​хического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.

Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления. Особенно трудно этим детям оперировать в уме частями образов (С. К. Сиволапов). Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Дети с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием наглядно-образного и словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.

Отличается от нормы иречь детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас (особенно активный), у них плохо формируются эмпирические грамматические обобщения; поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Значительным своеобразием отличаются поведение и деятельность этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Было высказано предположение, что состояние их эмоционально-волевой сферы соответствует как бы предшествующей стадии развития.

Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости, Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной ком​пенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выра​жаются в различных нарушениях поведения («выходках»).

Под влиянием неудач у ребенка с задержкой психического раз​вития быстро развивается отрицательное отношение к учебной дея​тельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход, основанный на глубоком знании особенностей развития его психических процес​сов и личности в целом. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющиеся у ребенка на первых порах положительное отно​шение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учеб​ной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Иногда надо побуждать ребенка к выполнению предложенных зада​ний на основе игровой мотивации деятельности.

Если указанное отставание и не вполне адекватное поведение не удается преодолеть в условиях массовой школы, надо, подготовив подробную психолого-педагогическую характеристику с описанием всех особенностей поведения ребенка на занятиях и в свободное время, направить ребенка на медико-педагогическую комиссию, ко​торая решит вопрос о целесообразности перевода его в специальную школу для детей с задержкой психического развития.

Особенности проявления ЗПР

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

^ Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению.

3. Физминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

Диагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.

Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы , ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности , неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.

На занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание , часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма , например, расстройства речи. ЗПР - это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Распознавание и диагностика

Поставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности , утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы , которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Конституционная задержка развития

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы , такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.

ЗПР по причине соматогенного происхождения

Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект , но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

Психогенные причины задержки развития

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания , связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.

Церебрально-органические причины задержки развития

ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения