Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что дает инвалидам учеба с дальнейшим трудоустройством. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Действующее законодательство обеспечивает инвалидам получение основного общего (9 классов), среднего (полного) общего (11 классов) образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа;

профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов;

при подаче заявления о приёме в ВУЗ поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий;

другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации;

на вступительных экзаменах для инвалидов следует предусматривать дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов;

обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для инвалидов является очно-заочная. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учётом их индивидуальных особенностей;

профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо для инвалидов специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда;

вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, принимаются:

дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Права, гарантии, льготы в сфере занятости инвалидов

Экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке труда, ещё больше осложнила устройство на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов возможность трудоустроиться служит не только средством самообеспечения, но средством утверждения личности, социальной адаптации и интеграции в общество. Добиться этого только путём социальных выплат невозможно.

Инвалиды, уволенные из организаций по любым основаниям, имеющие трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, могут зарегистрироваться в качестве безработных в органах службы занятости, для чего они обязаны представить документы: паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справка о среднем заработке, индивидуальную программу реабилитации. В случае невозможности подбора подходящей работы безработным инвалидам предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии в период обучения.

Профконсультирование и профориентация с учётом деловых качеств безработного.

Важнее всего выбрать "свою" профессию в юности, путём выявления наличия у молодого человека сформированных знаний, умений, навыков, психологической готовности к той или иной деятельности. Поскольку это поможет ему найти свой путь в жизни, достигнуть высоких результатов в трудовой деятельности и возможности повышения по профессиональной лестнице в дальнейшем. Если инвалид согласен с этим, но у него возникли трудности в выборе профессии, в этом случае проводят профконсультации. Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптации и конкурентоспособности безработных.

Отработать методы поиска работы Вам помогут "Клубы ищущих работу". Получите информацию о ситуации на рынке труда, научитесь самостоятельному поиску работы.

Профобучение и переобучение безработных граждан.

При организации профобучения службой занятости инвалидам могут быть предложены, с учётом образования, профессионального опыта и состояния здоровья инвалида, варианты выбора профессии, специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. При направлении на профессиональное обучение будут оплачены стоимость учёбы. В течение всего периода обучения выплачивается стипендия.

Новые социальные и экономические условия, пересмотр модели реабилитации, предусматривающий важность активности самого инвалида, должны изменить позиции лица с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Инвалид должен перестать быть пассивным объектом, а стать независимым, социально-компетентным человеком. Данная задача и является основной целью всего процесса комплексной реабилитации в целом, и профессиональной реабилитации, как её завершающего этапа, в частности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .

Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз , .

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • - гражданин не имеет профессии (специальности);
  • - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
  • - Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
  • - При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
  • - оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
  • - суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
  • - оплату найма жилого помещения на время обучения.

Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.

Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально - бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.

В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети - инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты - инвалиды находятся на государственном обеспечении - бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.

Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико - социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.

Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образовании .

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования (www.wil.ru).

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

Тема 4.1 трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Режим деятельности и отдыха В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:

  1. Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
  2. Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
  3. К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
  4. Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность — до 60 календарных дней в год.

Курсовая работа

Настоящий Порядок устанавливает правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области — центрами занятости населения (далее — центры занятости населения) обучения незанятых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными (далее — граждане), новым профессиям. 1.2. Обучение граждан новым профессиям обеспечивается путем их направления центрами занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее — обучение) новым профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Профессиональное обучение может также проводиться под рабочие места, предоставляемые работодателями. 1.3.

Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.


(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред.

Трудоустройство инвалидов и их профессиональное обучение

Обучение граждан может быть групповым или индивидуальным, по форме организации — интегрированным, дистанционным, в виде специализированных групп. 1.8. Обучение граждан осуществляется бесплатно. 1.9. Обучение граждан в случаях, если невозможно организовать обучение по месту их жительства, организуется в другой местности, в том числе за пределами Амурской области.
Направление граждан для прохождения обучения в другую местность осуществляется только с их согласия. 1.10. При направлении граждан для обучения в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: 1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; 2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; 3) оплату найма жилого помещения на время обучения.

Трудоустройство инвалидов – общие положения Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя.


Внимание

Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу.


Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.

Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов

Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места. Особенности процесса Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания.
Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт.

В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат.

Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ.
Гражданин направляется на обучение новой профессии, если: 1) не имеет квалификации; 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации; 3) утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. 2.2. Для направления на обучение гражданин представляет в центр занятости населения: 1) заявление о направлении на обучение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида. Специалист центра занятости населения, в должностные обязанности которого входит прием заявлений, снимает копии с представленных гражданином документов, заверяет подлинность данных копий, приобщает к заявлению и возвращает оригиналы этих документов заявителю.

Инфо

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Трудоустройство инвалидов в РФ в 2018 году - льготы при приеме инвалида на работу Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями.


Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

В случае направления на обучение под рабочее место, предоставляемое работодателем, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор, форма которого утверждается приказом управления занятости населения области. 2.7. На основании заключенного договора гражданину выдается направление на обучение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

2.8. В случае незаключения гражданином договора на обучение до начала обучения он имеет право повторно обратиться в центр занятости населения с заявлением и документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка. Приложение N 1.

Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;



Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» стимулирование проводится путем:

а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

в) проведения мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно Положению об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденному Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. N 93, целью обучения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. Обучению предшествуют услуги по профориентации, включающие в себя профинформирование, профконсультирование и профотбор. Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Комплектование учебных групп для обучения осуществляют учреждения профессионального образования с учетом образовательного и профессионального уровня граждан в согласованные с заказчиками сроки Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность. Обучение заканчивается аттестацией граждан, прошедших обучение, проводимой учреждениями профессионального образования в установленном порядке, в формах, предусмотренных учебными планами и профессиональными образовательными программами. Гражданам, успешно завершившим обучение основам предпринимательской деятельности, учреждениями профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков обучения Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. Обучение основам предпринимательской деятельности может включать в себя следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» устанавливает право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Профессиональное обучение инвалидов проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс..

При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

Переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

Обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

Повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности) Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. - повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

Стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы.

Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ

Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.

На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Перевод граждан с одного вида лечебно-трудовой деятельности на другой, увеличение ее продолжительности без разрешения врача стационарного учреждения, контролирующего лечебно-трудовую деятельность, а также без согласия самих граждан запрещаются.

В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.

Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.

Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.

При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из ее видов) в самом стационарном учреждении такая деятельность может быть организована вне его.

Взаимоотношения стационарного учреждения с другими учреждениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.

В договоре, в частности, предусматриваются обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ. О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.
Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.
Кроме того, в Росси и 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.
Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства - это квотирование рабочих мест. Квота - это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.
Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:
- создают базу данных по вакансиям в счет квотирования;
- выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы;
- осуществляют контроль за выполнение квот;
- контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот;
- помогают в профессиональной подготовке или переквалификации;
- субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.
Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.
Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно

Введение
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:
законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, акт ивно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят:
проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.
Выбранная тема «Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы - изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать особенности трудоустройства инвалидов;
- изучить основные черты профессионального обучения инвалидов;
- изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов за рубежом.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. 5
1.1 Законодательство РФ в сфере занятости и трудоустройства инвалидов 5
1.2 Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в РФ и пути решения 12
Глава 2. Организация профессионального обучения и трудоустройства инвалидов 16
2.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов 16
2.2. Программы государственных служб занятости в отношении инвалидов 16
2.3. Квотирование рабочих мест 21
2.4. Специализированные предприятия 27
2.5. Условия труда инвалидов 29
2.6. Оплата труда инвалидов 30
Заключение 32
Список литературы 35

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
3. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». // Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"// "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1018
5. ЛевшинА.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения рабочих и служащих по инвалидности: Автореф.дис,канд.юрид,наук. М., 2009
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражени й/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд, стереотипное -М., 2011.
7. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. - М, 2012.-с 6-7
8. Тарасова В.А. Правовое положение инвалидов. М., 2011
9. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011.-с 173
10. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. - 2012. - N 2 - С. 2



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения