Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Физиологическая проблема пациента. Приоритетные проблемы пациента - сестринский уход Объективные проблемы пациента

Тема: Безопасная больничная среда. Инфекционная безопасность

Высокий риск травматизма в результате...;

Волнение по поводу возможного инфицирования при подготов­ке и проведении...;

Боль вследствие полученной травмы;

Неполноценный, прерывистый сон;

Волнение по поводу оставшегося без присмотра дома (животно­го, растения, ребенка, инвалида, престарелого родителя и т.д.);

Сильное эмоциональное переживание, связанное с резким ухудшением состояния здоровья;

Самоизоляция по причине горевания;

Социальная самоизоляция;

Пониженная физическая активность;

Сниженная индивидуальная способность адаптации и преодо­ления стрессовых реакций;

Отсутствие информации относительно дальнейшего проведе­ния лечения и ухода;

Страх предстоящей операции, процедуры, обследования;

Нарушение сна вследствие...;

Угроза причинения вреда окружающим;

Опасность причинения себе вреда;

Неадекватное поведение, вызванное дезориентацией;

Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики;

Состояние напряжения в результате непродуктивного сна, про­воцируемое..;

Недостаточная физическая активность по причине...;

Беспокойство, вызванное дефицитом знаний о предстоящей операции и ее исходе;

Дефицит информации об особенности течения послеопераци­онного периода;

Риск «операционного стресса»;

Риск послеоперационных осложнений (кровотечение, отек и т.д.) провоцируемый нарушением обмена веществ;

Угроза суицида в результате предположения онкологического заболевания у себя;

Страх, обусловленный возможным появлением судорог (высо­кого АД, потери памяти и т.д.);

Угроза нарушения режима физической активности и получения травмы;

Риск нарушения режима из-за недостаточной мотивации, отсут­ствия знаний относительно своего состояния;

Риск развития аллергической реакции на...;

Повышенная раздражительность из-за трудности в общении, связанной...;

Беспокойство по поводу дальнейшего проживания в доме без лифта (работы и т.д.);

Дефицит знаний относительно подготовки к исследованию;

Угроза бессонницы;

Ощущение дискомфорта, вызванное отсутствием полноценного отдыха;

Воспаление слизистой оболочки глаз, вызванное инфицирова­нием во время...;

Страх ВИЧ инфекции;

Дефицит общения, вызванный...;

Дефицит общения с родными;

Опасения возможного инфицирования...;

Высокая степень риска инфицирования;

Волнение по поводу возможного инфицирования при подготов­ке и проведении операции, вызванное отсутствием знаний;

Беспокойство, страх;

Гипертермия, боль, стресс;

Риск мацерации кожи;

Риск ухудшения состояния в связи с отказом от процедуры;

Риск возможного инфицирования во время проведения про­цедур, операции.

Тема: Личная гигиена пациента

Раздражение, вызванное зависимостью от окружающих при удовлетворении гигиенических потребностей;

Ощущение дискомфорта вследствие недостаточной гигиены тела;

Риск возникновения воспалительных процессов кожи и под­кожной клетчатки вследствие недостаточного ухода;

Неадекватное питание вызванное...;

Отсутствие самоухода из-за боязни причинения себе вреда;

Дискомфорт, вызванный неприятными ощущениями...;

Пролежни в результате неадекватного ухода;

Дефицит знаний относительно проведения профилактики пролежней;

Риск возникновения пролежней;

Изнуряющий зуд, связанный с грибковым поражением кожи;

Недостаточная гигиена тела;

Недостаточная самогигиена в связи с тяжестью состояния;

Дефицит гигиенических навыков и санитарных условий;

Снижение двигательной активности;

Отсутствие знаний относительно своего состояния;

Беспокойство по поводу ухудшения своего состояния, прово­цируемое отсутствием знаний;

Гнойное отделяемое, способствующее образованию корочек и склеиванию ресниц;

Пролежни, вызванные необходимостью соблюдения строгого постельного режима;

Дефицит самоухода;

Гигиена тела, не соответствующая потребностям пациента;

Питание, не соответствующее потребностям организма в реге­нерации тканей;

Дефицит белковой (витаминизированной) пищи в рационе;

Высокий риск инфицирования, вызванный нарушением целост­ности кожного покрова;

Возможность возникновения инфекции вследствие нарушения защитного кожного барьера (местного притока крови, ослабленного иммунитета);

Риск инфицирования в области проведения спицы;

Отсутствие ощущения комфорта в постели, вызванное длитель­ным постельным режимом;

Нарушение целостности кожного покрова в связи с... (сосу­дистым, гематологическим, инфекционным заболеваниями; новообразованиями; ятрогенными и травматическими обстоя­тельствами);

Беспокойство по поводу нарушения телесного облика, вызван­ного утратой кожных покровов;

Измененный уровень комфорта.

Тема: Применение лекарственных средств

Волнение по поводу возможного возникновения абсцесса;

Риск возникновения инфильтрата, связанный с...;

Риск возникновения пролежней, вызванный...;

Неэффективное действие препарата в результате отсутствия знаний и умений по применению;

Риск возникновения некроза в результате попадания препарата под кожу;

Риск развития удушья в результате неадекватного использова­ния препарата;

Удушье, вызванное...;

Страх перед выполнением инвазивных процедур;

Напряжение, состояние ожидания боли перед процедурой;

Риск инфицирования;

Воспаление мягких тканей (инфильтрат) в результате наруше­ния правил введения лекарственного препарата;

Воспаление мягких тканей, вызванное нарушением асептики;

Ощущение дискомфорта, вызванное наличием воспаления мяг­ких тканей;

Беспокойство по поводу гематомы;

Риск возникновения аллергической реакции на введение пре­паратов;

Трудности при соблюдении схемы приема лекарственных средств;

Трудности при запоминании;

Отсутствие возможности выполнения инъекции инсулина, свя­занная с...;

Отсутствие возможности приема таблетированных препаратов вызванное...;

Отсутствие навыков ухода за родственниками в связи с отсут­ствием...;

Страх перед повторной катетеризацией центральной вены вызванный...;

Риск удушья в результате отсутствия возможности немедленно­го введения препарата по вене;

Тяжелая реакция, сопровождающаяся ощущением сердцебие­ния, тошноты и т.д. на внутривенное вливание;

Неадекватная реакция на вероятность пожизненного использо­вания лекарственных препаратов;

Неадекватная терапия, связанная с нарушением схемы приема препаратов;

Страх приема препарата, страх возможных последствий медика­ментозной терапии;

Угроза жизни, вызванная...

Задание для контроля знаний

Дайте определение:

1. Настоящие проблемы.

2. Потенциальные проблемы.

3. Приоритетные проблемы.

4. Физиологические проблемы.

5. Психологические проблемы.

6. Духовные проблемы.

7. Социальные проблемы.

Эталоны ответов на вопросы для контроля знаний

1. Настоящие - это те, которые выходят на первый план, наиболее значимые и требуют вмешательства в ближайшее время.

2. Потенциальные - это те, которые могут развиться и которые необходимо предвидеть и не допустить профилактическими мероприятиями.

3. Приоритетные проблемы - это первоочередные, требующие незамедлительного решения. При наличии нескольких проблем, разрабатывается план ухода с обсуждением с пациентом (или его родственниками) первоочередности проблем.

4. Физиологические - боль, кашель и т.п., связанные с нарушением физиологических функций организма.

5. Психологические - страх, беспокойство, угнетенность и т.п., связанные с нарушением психологического равновесия пациента.

6. Духовные - уход в религию или наоборот невозможность выполнения религиозных отправлений.

7. Социальные - невозможность трудиться, потеря работы, ограничение круга общения, невозможность посещать зрелищные мероприятия и т.п.

Литература:

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.

Электронная библиотека колледжа:

6. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.

7. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.


Лекция № 12 «3, 4, 5 этапы сестринского процесса»

Цели занятия:

Образовательные: Изучить виды, элементы, типы и методы сестринских вмешательств, с планированием, реализацией, оценкой результатов и коррекцией сестринского процесса.

Развивающие : способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Лекция 4

II, III, IV, V этапы сестринского процесса

План.

1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

2. 3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

3. 4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

4. 5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.

1. 2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

II этап сестринского процесса (выявление нарушенных потребностей и определение проблем пациента) – сестринская диагностика.

Проблема – это неудовлетворенная потребность. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.

Главная задача II этапа сестринского процесса определить: нет ли признаков в состоянии здоровья, угрожающих жизни пациента и оказать экстренную медицинскую помощь.

Если признаков, угрожающих жизни пациента нет, то медицинская сестра, продолжает выполнение II этапа: на основании собранной информации о больном, её анализа проводит определение нарушенных потребностей, распознавание существующих и потенциальных проблем пациента, причин их возникновения.

Распознать проблемы, связанные со здоровьем, причины их появления у конкретного человека, семьи и коллектива входят в задачу современной медицинской сестры.

Виды проблем (А. Б. С)

А . Проблемы, в зависимости от реакции человека, семьи на болезнь классифицируют на:

1.физиологические (например, повышение температуры, потливость, учащение дыхания, удушье, рвота, отсутствие аппетита и др.) Физиологическая проблема чаще всего связана с заболеванием, его осложнениями и несет в себе признаки симптоматической (удушье, отеки, риск кровотечения и др.) и синдромной диагностики. Синдром -сочетание симптомов, которые могут встречаться при разных заболеваниях.

Например, одышка при физической нагрузке или в покое, заставляющая больного принимать вынужденное положение (сидеть, опустив ноги или лежать высоко на подушках), цианоз, отеки - называется синдромом сердечной недостаточности. Он развивается при различных заболеваниях сердца, легких, интоксикации и др. Распространенной проблемой связанной с функционированием пищеварительного тракта является запор и понос (диарея), которые могут быть при различных состояниях (синдром раздраженного толстого кишечника, кишечная диспепсия неуточненная).

Формулировка физиологических проблем больного (сестринские диагнозы) особенно в экстремальной ситуации строится по принципу симптоматической или синдромной диагностики. Например: Сердечная недостаточность. Запор. Хроническая боль. Избыточное питание-ожирение. Артериальная гипертензия. Гипотония.

2. психологические (страх, депрессия). Психологические проблемы больше связаны с влиянием заболевания на жизнь человека, отношением его и близких, коллег по работе к нему и его болезни. Примерами таких, проблем может быть страх перед болью, беспокойство, чувство отчаяния, безысходности, тревога за свое будущее, депрессия, стадии горя, переживаемые после смерти родного, любимого человека.

3. социальные (приводящие к потере работы, социального положения, друзей, разрушению семьи). Социальные проблемы во многом определяются социальными и бытовыми условиями, не позволяющими в полной мере удовлетворить нарушенные потребности человека, семьи.

Например, проблема социальной изоляции, ушедшего на пенсию человека, инвалида может быть вызвана отсутствием должных условий для реализации его потребности к общению, движению и др. Социальные проблемы возникают при необходимости смены профессии и работы после перенесенной травмы или заболевания. Они становятся большой трагедией для профессионального музыканта после травмы руки и певца после потери голоса.

4. духовные (потеря смысла жизни, разрушение идеалов). Духовные проблемы, связаны с пересмотром человеком, семьей смысла жизни, когда эти люди оказались один на один с болезнью и её последствиями, без поддержки друзей, коллег по работе и государства. Это пересмотр, переоценка жизненных ценностей, смысла жизни, веры в бога, идеологии.

Например, человек, отдавший жизнь служению родине, своей профессии, став старым, больным, вдруг видит, что он никому не нужен, что для таких как он не созданы условия для достойной человека жизни. Духовные проблемы могут возникать у верующего человека: "За что меня наказал бог такой страшной и мучительной болезнью, он же знает, что оставляет мою семью без кормильца".

Б . В зависимости от непосредственной угрозы жизни, возможных осложнений, срочности решения, времени появления и устранения проблемы классифицируют на:

1. настоящие (действительные, существующие). Изменения здоровья, последствия болезни могут сразу проявиться проблемами. Проблемы, имеющие место в непосредственный отрезок времени (на момент осмотра, сейчас - сегодня и в ближайшие дни), угрожающие непосредственно жизни, требующие экстренной помощи и непосредственного решения в определенный период времени, называются настоящими или действительными проблемами. Устранение действительных проблем нередко требует оказания экстренной медицинской помощи, что встречается в практике работы скорой помощи, приемных отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии. Например, проблемы больного с воспалением легких могут быть связаны с повышением температуры тела, выраженной потливостью и связанной с ними потерей жидкости. У больного с острым инфарктом миокарда в первые минуты и часы будут проблемы, связанные с болью - страх смерти, с ограничением движения - трудности выполнения физиологических отправлений.

2 . потенциальные. Проблемы, которые могут возникнуть в будущем - называют потенциальными .

Например, риск развития пролежней, высокий риск нарушений предписанного лечения, высокий риск внезапной смерти.

Зная об этих проблемах, умея их определять и предвидеть, медицинская сестра построит свой план оказания помощи больному, обучение его и семьи таким образом, чтобы предотвратить совсем или снизить риск их развития.

С. У человека, семьи может быть несколько проблем, связанных со здоровьем. Например: высокий риск падений, риск развития пролежней и инфекции, невозможность соблюдения самогигиены, страх смерти, высокий риск удушья.

Среди существующих проблем пациента выделяют:

1. Приоритетные. Приоритетными, а значит первоочередными для их устранения, являются проблемы:

- представляющие угрозу для жизни пациента;

- способствующие ухудшению течения заболевания и развитию осложнений;

- представляющие угрозу для окружающих

Медицинская сестра должна уметь определять, какая из имеющихся проблем, нарушенных потребностей является наиболее главной, приоритетной.

Очередность решения других проблем медицинская сестра должна обязательно обсудить с врачом, больным и его родственниками, что позволит решить какая из имеющихся проблем требует устранения в первую очередь.

Например, больному с колоностомой важнее научиться следить за её состоянием без посторонней помощи. Для больного с хронической болью, приоритетной будет проблема обучения его и родственников программе контроля за болью. У каждого конкретного больного, его семьи при схожести проблем может быть своя первоочередность их решения. Так, больному, ожидающему прихода участковой медицинской сестры, первоочередной проблемой будет научиться самостоятельно открывать дверь, что ему трудно выполнять из-за выраженного тремора кистей рук. Для другого больного с таким же заболеванием, первоочередной проблемой будет услышать, что сестра пришла и можно открыть дверь, так как у него имеется снижение слуха, и он не слышит звонка. Для больного с отсутствием кистей рук после тяжелой производственной травмы первоочередными проблемами будут сложности отправления физиологических потребностей, одевание и снятия одежды, приема пищи, а не проблема общения.

2. Промежуточные, неэкстремальные и неопасные для жизни проблемы больного. 3. Второстепенные. Второстепенные проблемы – это проблемы пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника приоритетная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, второстепенная – чувство беспокойства).

Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и др.

Внедрение сестринского процесса в практическую работу медицинской сестры, разработка и юридическое утверждение перечня проблем пациента (сестринских диагнозов) одна из задач реформы сестринского дела

Сестринский диагноз - это определение, формулировка нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем, связанных со здоровьем, их причин и проявлений, которые распознала медицинская сестра у конкретного человека, семьи или коллектива.

Существует различие между проблемой пациента (сестринским диагнозом) и медицинским (врачебным) диагнозом.

Для того чтобы медицинская сестра могла определить и сформулировать проблемы больного, источники их возникновения она должна, прежде всего:

1. Знать основные потребности человека, семьи, признаки их нарушений.

2. Знать основные проблемы пациента, семьи, их проявления.

3. Владеть методами выявления признаков нарушения потребностей и проблем больного, семьи.

4. Уметь сформулировать название распознанных проблем.

5. Уметь определять причины нарушения потребностей и возникновения проблем пациента, семьи.

6. Уметь определять приоритетность, выявленных проблем.

7. Учитывать индивидуальные особенности пациента и семьи.

8. Использовать принцип целостного подхода.

Задачи врачебной диагностики - выявление конкретной болезни или патологического синдрома (лечение этой болезни или устранение синдрома).

Задачи сестринской диагностики определить все настоящие и возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния. Установить то, что наиболее тяготит больного, семью в настоящий момент, является для них главным и попытаться, в рамках своей компетенции, скорректировать эти отклонения.

Проблемы и причины проблем в сестринской диагностике, в отличии от врачебной относятся не только к конкретному человеку, но и к семье(не знает как помочь члену семьи, заболевшему сахарным диабетом),коллективу (который не понимает проблем их больного коллеги),обществу и даже администрации разного уровня

Например, неудовлетворение потребности инвалида в движении, его социально-психологических проблем - получение новой специальности, переезды к месту учебы и работы, связаны не только с тем, что у него после тяжелого ранения были ампутированы ноги, но и с тем, что нет специальных колясок, тротуары, транспорт, входы в общественные здания, не оборудованы специальными приспособлениями, расширяющими возможности инвалидов для передвижения, общения .

Таким образом, сестринская диагностика охватывает все сферы жизнедеятельности человека и может относится к конкретному пациенту, его семье, коллективу и обществу. Если задачи врачебной диагностики - назначение соответствующего лечения, то задача сестринской диагностики - составление плана сестринской помощи, в результате выполнения которого пациент и семья могли бы, несмотря на болезнь и её последствия адаптироваться к новым условиям жизни, быть независимыми от болезни.

Важной особенностью сестринской диагностики является то, что одна проблема (один сестринский диагноз) может быть при разных врачебных диагнозах.

Например, проблема, которую диагностирует медицинская сестра: "недостаточное питание, не соответствующее потребностям организма" может относится к ребенку из неблагополучной семьи, к больному со злокачественной опухолью, к беременной женщине.

Это не означает, что у всех пациентов план оказания сестринской помощи будет одинаковым. Так как причины возникновения проблем и условия в которых они возникают у всех пациентов разные, то и план их решения будет индивидуальным, применимым к каждой конкретной ситуации.

В случаях экстренной медицинской помощи во многом отмечается частичное совпадение обязанностей врача и медсестры. В таких ситуациях процесс принятия решений у врачей и медицинских сестер проходит одинаково, и они выполняют одинаковые лечебно-диагностические действия. В этих случаях диагнозы медицинской сестры будут соответствовать врачебным (Приступ почечной колики, острый живот, внематочная беременность, алкогольный психоз).

Источники проблем пациента.

Д.Джонсонс Источниками проблем являются болезнь, стресс, изменения образа жизни и поведения пациента, которые обусловлены установками, основанными на его прошлом и настоящем опыте, связанном с окружающей средой. Все это может разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление их равновесия

К. Рой. Источниками проблем являются настоящие и предстоящие изменения в жизни человека, особен­но в критические периоды, которые оказывают негативное влия­ние на здоровье вследствие недостатка возможностей адаптации.

Д.Орэм К потребности в сестринской по­мощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании - неспособность осуществлять заботу о себе.

М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицатель­ное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведе­ния, которая соответствует его образу жизни и ценностям.

В.Хендерсон Согласно модели источником про­блем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Про­блемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетво­рять свои фундаментальные потребности.

а) одиночество

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

Г) бессонница

Цель сестринского процесса

а) диагностика и лечение заболевания

Б) качественный уход для быстрого выздоровления пациента

в) решение вопроса об очередности мероприятий по лечению

г) активное сотрудничество с пациентом

Предмет изучения биоэтики

А) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми

б) профессиональная деятельность медицинской сестры

в) история сестринского дела

г) этапы выздоровления пациента

Первый уровень в пирамиде человеческих потребностей психолога А.Маслоу

а) принадлежность

Б) физиологические потребности

в) достижение успеха

г) безопасность

К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу, относится

а) уважение

б) знание

В) дыхание

г) общение

Страх смерти является проблемой

А) психологической

б) физической

в) социальной

г) духовной

Количество уровней в иерархии основных жизненно важных потребностей, по А.Маслоу

а) четырнадцать

б) десять

В) пять

Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является

а) социальная потребность

б) потребность в самоуважении и уважении окружающих

В) потребность в самореализации личности

г) потребность в безопасности

Первым теоретиком сестринского дела является

а) Ю. Вревская

б) Е. Бакунина

в) Д. Севастопольская

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Иванович

в) Флоренс Найтингейл

Г) Вирджиния Хендерсон

Количество этапов сестринского процесса

Г) пять

Третий этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

г) сбор информации

Второй этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

Б) выявление проблем пациента

в) сбор информации о пациенте

г) определение целей сестринского ухода

16. Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает

а) болезнь

б) признак

в) состояние

Г) распознавание

К вербальному относят общение с помощью

а) мимики

Б) слов

в) жестов

г) взгляда

Пример независимого сестринского вмешательства

а) использование газоотводной трубки

Б) обучение членов семьи элементам ухода за пациентом

в) назначение горчичников

г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

Пример предварительного диагноза

А) острая двух сторонняя пневмония

б) лихорадка и озноб

в) боль в пояснично-крестцовой области

г) гиперемия и отек левой конечности

А) Доротея Орем

б) Юлия Вревская

в) Абрахам Маслоу

г) Николай Пирогов

Социальная потребность пациента

В) быть признанным в обществе

Первый этап сестринского процесса включает

а) прогнозирование результатов ухода

б) беседу с родственниками пациента

В) определение настоящих и потенциальных проблем пациента

г) профилактику осложнений

Сестринский диагноз - это

а) клинический синдром

б) конкретное заболевание

в) выявленная причина заболевания

Г)проблема пациента, связанная с реакцией организма на заболевание

К субъективному методу обследования относится

а) определение отеков

Б) расспрос пациента

в) измерение артериального давления

г) ознакомление с данными медицинской карты

Специализированное учреждение д ля оказания паллиативной помощи онкологическим пациентам

А) хоспис

б) поликлиника

в) медсанчасть

г) терапевтическое отделение ЛПУ

Понятие сестринского диагноза впервые появилось в

а) Японии

б) Соединенных Штатах Америки

в) России

Г) Англии

Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог

Б) Маслоу

В норме количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого

В) 60-80

К свойствам дыхания относится

А) тип

в) наполнение

г) напряжение

В норме количество дыханий в одну минуту у взрослого

1. Психологический дискомфорт при проведении процедуры.

2. Возможны боли при введении солевого раствора внизу живота.

2. Вымойте руки.

6. Наберите в баллончик раствор магния сульфата 25% 100-200 мл, предварительно подогретый до 37 градусов Цельсия.

7. Введите в прямую кишку газоотводную трубку, смазанную вазелином на глубину 3-4 см по направлению к пупку, а затем на 10 - 15 см параллельно позвоночнику.

8. Выпустите воздух из резинового баллончика и присоедините его к газоотводной трубке.

9. Введите медленно солевой раствор.

10. Извлеките одномоментно, не разжимая резинового баллончика, газоотводную трубку с баллончиком.

11. Попросите пациента полежать 10-30 минут.

12. Сопроводите пациента в туалетную комнату или подайте судно.

13. Обработайте газоотводную трубку, баллончик, перчатки, клеенку, фартук в соответствии с требованиями санэпидрежима.

14. Вымойте руки.

Оценка достигнутых результатов. Поставлена гипертоническая клизма и получены жидкие каловые массы.

Обучение пациента или его родственников.

ПОСТАНОВКА МАСЛЯНОЙ КЛИЗМЫ № 65/111

Цель: Ввести 100-200 мл растительного масла 37-38 градусов Цельсия, через 8-12 часов - наличие стула.

Показания: Запор.



Противопоказания: Выявляются в процессе обследования врачом и медицинской сестрой.

Оснащение:

1. Грушевидный баллон.

2. Вазелин, шпатель.

3. Растительное масло Т=37-38 градусов Цельсия, 100-200 мл.

4. Газоотводная трубка.

5. Водяной термометр.

6. Перчатки.

7. Фартук.

9. Клеенка.

10. Марлевые салфетки.

11. Дезинфицирующий раствор.

Возможные проблемы пациента:

1. Психологический дискомфорт при проведении процедуры;

2. Метеоризм.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Отгородите пациента ширмой.

3. Наденьте халат, фартук, перчатки.

4. Постелите на кушетку клеенку.

5. Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами и слегка приведенными к животу.

6. Введите в прямую кишку газоотводную трубку, смазанную вазелином на глубину 3-4 см по направлению к пупку и на 10-15 см параллельно позвоночнику.

7. Наберите масло в баллончик.

8. Выпустите воздух из резинового баллончика.

9. Присоедините его к газоотводной трубке.

10. Введите медленно подогретое растительное масло 100-200 мл.

11. Извлеките одномоментно, не разжимая резинового баллончика, газоотводную трубку с баллончиком.

12. Положите марлевую салфетку между ягодицами пациента.

13. Обработайте газоотводную трубку, резиновый баллончик, перчатки, фартук в соответствии с требованиями санэпидрежима.

1. Масло введено.

2. Наличие стула у пациента через 8-12 часов.

Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечание: Строго контролируйте температуру масла.

ПОСТАНОВКА МИКРОКЛИЗМЫ № 66/112а

Цель: Ввести лекарственное вещество 50-100 мл местного действия.

Показания: Заболевания нижнего отдела толстой кишки.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента врачом и медицинской сестрой.

Оснащение:

1. Система для очистительной клизмы.

2. Резиновый грушевидный баллон.

3. Газоотводная трубка.

4. Вазелин.

5. Лекарственное вещество Т=37-38 градусов Цельсия, 50-100 мл.

6. Перчатки, халат, фартук.

7. Клеенка.

8. Водяной термометр.

9. Дезинфицирующие растворы.

Возможные проблемы пациента: Психологический дискомфорт при проведении манипуляции.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Наденьте халат, фартук, перчатки.

3. Постелите клеенку на кушетку.

4. Поставьте очистительную клизму за 20-30 минут до лекарственной.

5. Подогрейте лекарственное вещество и наберите его в резиновый баллончик.

6. Уложите пациента на левый бок с согнутыми в коленях ногами, слегка приведенный к животу.

7. Разведите ягодицы пациента и введите в прямую кишку газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, а затем параллельно позвоночнику на глубину 15-20 см.

8. Выпустите воздух из резинового баллона и присоедините его к газоотводной трубке.

9. Введите медленно лекарственное вещество.

10. Извлеките газоотводную трубку после введения лекарства, не разжимая пальцев, одновременно с резиновым баллончиком из прямой кишки.

11. Снимите перчатки.

12. Обработайте перчатки, грушевидный баллон, газоотводную трубку в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Лекарственное вещество введено per rectum.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ПРОВЕДЕНИЕ КАТЕТЕРИЗАЦИИ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ МЯГКИМ КАТЕТЕРОМ У ЖЕНЩИН № 68/115

Цель: Вывести мочу из мочевого пузыря пациентки с помощью мягкого резинового катетера.

Показания:

1. Острая задержка мочи.

2. По назначению врача.

Противопоказания: Повреждение уретры или др., которые устанавливаются в процессе обследования пациента врачом и медицинской сестрой.

Оснащение:

1. Стерильный катетер в стерильном лотке.

2. Стерильные салфетки и ватные тампоны.

3. Емкость для отработанного материала.

4. Стерильные перчатки (2 пары).

5. Стерильный глицерин или вода.

6. Стерильный фурациллин.

7. Емкости с дезинфицирующим раствором.

Возможные проблемы пациента: Необоснованный отказ.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациентку о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Попросите пациентку тщательно подмыться до процедуры с использованием мыла.

3. Придайте пациентке удобное положение "полусидя" с разведенными бедрами.

4. Подстелите под таз пациентки клеенку, поверх которой положите пеленку.

5. Вымойте руки, наденьте перчатки.

6. Поставьте между бедрами пациентки лоток со стерильным материалом: салфетками, ватными тампонами, а также лоток для сбора отработанного материала, и судно (мочеприемник) в непосредственной близости.

7. Разведите большие и малые половые губы первым и вторым пальцами правой руки.

8. Обработайте салфетками, смоченными в антисептическом растворе большие, затем малые половые губы, затем отверстие мочеиспускательного канала. Движения сверху вниз. Каждый раз используйте новую салфетку. Сбрасывайте салфетки в емкость для сбора мусора.

9. Закрывайте влагалище и анальное отверстие ватным тампоном (при необходимости).

10. Смените перчатки.

11. Вскройте упаковку с катетером.

12. Возьмите катетер первым и вторым пальцами правой руки, отступив от кончика на 3-4 см., свободный конец зажмите 4-5 пальцами этой же руки.

13. Смажьте конец катетера стерильным глицерином.

14. Разведите малые и большие половые губы пальцами левой руки, обнажите отверстие мочеиспускательного канала.

15. Введите катетер в отверстие на глубину 3-4 см.

16. Опустите свободный конец катетера в емкость для сбора мочи.

17. Извлеките катетер, после выведения мочи, и погрузите его в дезинфицирующий раствор.

18. Уберите емкость с мочой, и остальные предметы.

19. Снимите перчатки, вымойте руки.

20. Уложите пациентку удобно.

Оценка достигнутых результатов:

1. Моча выпущена.

2. Пациентка не отмечала неблагоприятных физических ощущений. Эмоции адекватные.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

УХОД ЗА КОЛОСТОМОЙ № 69/116

Цель: Осуществить уход за колостомой.

Показания: Наличие колостомы.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

1. Перевязочный материал (салфетки, марля, вата).

3. Вазелин.

4. Шпатель деревянный.

5. Индифферентная мазь (цинковая, паста Лассара).

6. Танин 10%.

7. Раствор фурациллина.

8. Калоприемник.

9. Запас постельного белья.

10. Перчатки.

12. Фартук.

13. Емкость для сбора использованного материала.

14. Дезинфицирующие средства.

15. Емкость с водой.

16. Полотенце.

Возможные проблемы пациента:

1. Психологические.

2. Невозможность самоухода.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Наденьте фартук, перчатки и маску.

3. Удалите перевязочный материал с передней брюшной стенки пациента.

4. Очистите ватными или марлевыми тампонами, смоченными водой, кожу вокруг свища, меняя их по мере загрязнения.

5. Обработайте кожу вокруг свища раствором фурациллина.

6. Высушите аккуратными промокательными движениями кожу вокруг свища марлевыми шариками.

7. Нанесите шпателем защитную пасту Лассара (или цинковую мазь) вокруг свища в непосредственной близости от кишки.

8. Обработайте кожу в отдалении от кишки 10% раствором танина.

9. Накройте всю область со свищем пропитанной вазелином ватно-марлевой салфеткой.

10. Положите сверху пеленку или оберните простыней, сложенной в 3-4 слоя или наденьте бандаж.

11. Замените при необходимости простынь, на которой лежит пациент.

12. Обработайте перчатки, фартук, использованный перевязочный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

13. Вымойте руки.

Оценка достигнутых результатов: Окружающая свищ кожа не раздражена, повязка чистая и сухая, неприятного запаха нет, повязка хорошо зафиксирована.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ С ТРАХЕОСТОМИЧЕСКОЙ ТРУБКОЙ № 71/118

Цель: Осуществить уход за трахеостомической трубкой и кожей вокруг стомы.

Показания: Наличие трахеостомической трубки.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

1. Перчатки.

2. Раствор гидрокарбоната натрия (3-5 мл, 37°С).

3. Стерильный перевязочный материал.

4. Паста Лассара.

5. Влажная марлевая "занавеска".

6. Шпатель.

8. Кипяченая вода.

9. Полотенце.

10. Емкость с дезинфицирующими растворами.

11. Емкость для сброса использованного материала.

Возможные проблемы пациента:

1. Психологические.

2. Невозможность самоухода.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Придайте пациенту удобное положение.

4. Наденьте резиновые перчатки.

5. Извлеките внутреннюю трубку.

6. Очистите внутреннюю трубку от слизи и промойте кипяченой водой.

7. Вставьте внутреннюю трубку на место и закрепите.

8. Положите под трубку марлевую прокладку.

9. Обработайте тщательно кожу вокруг свища (если есть раздражение, нанесите на кожу шпателем пасту Лассара).

10. Снимите перчатки.

11. Вымойте руки.

Оценка достигнутых результатов: Трубка очищена от слизи, кожа вокруг трубки обработана.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания: Внутреннюю трубку необходимо извлекать и обрабатывать дважды в сутки.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ № 73/123

Цель: Подготовить пациента к осмотру слизистой оболочки пищевода, желудка, 12-перстной кишки.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания:

1. Желудочное кровотечение.

2. Непроходимость пищевода.

Оснащение: Полотенце.

Возможные проблемы пациента:

1. Негативное отношение пациента к предстоящей манипуляции.

2. Страх перед вмешательством.

3. Повышенный рвотный рефлекс.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

3. Предупредите, чтобы утром пациент не пил, не ел, не курил, не принимал лекарств.

4. Сопроводите пациента в эндоскопический кабинет с историей болезни и полотенцем.

5. Попросите пациента после процедуры не есть 1-2 часа.

Оценка достигнутых результатов: Слизистая оболочка пищевода, желудка и 12-перстной кишки осмотрены, получено заключение врача.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Подготовка пациента к ректороманоскопии.

Цель: Подготовить пациента к осмотру слизистой оболочки прямой и сигмовидной кишки.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания:

1. Кишечное кровотечение.

2. Трещины заднего прохода.

Оснащение:

2. Полотенце.

3. Специальные трусы.

Возможные проблемы пациента:

1. Негативное отношение к предстоящей манипуляции.

3. Стеснительность.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Дайте пациенту накануне исследования в 18 часов легкий ужин.

3. Поставьте пациенту накануне вечером в 20 и 21 час очистительные клизмы.

4. Поставьте пациенту утром за 2 часа до исследования очистительные клизмы.

5. Сопроводите пациента в эндоскопический кабинет с историей болезни и полотенцем.

6. Наденьте пациенту специальные трусы.

7. Придайте пациенту коленно-локтевое положение во время исследования.

Оценка достигнутых результатов: Слизистая оболочка толстой и сигмовидной кишки осмотрена, получено заключение врача.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Подготовка пациента к колоноскопии.

Цель: Подготовить пациента к осмотру слизистой оболочки толстого кишечника.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания:

1. Кишечное кровотечение.

2. Трещины заднего прохода.

Оснащение:

1. Все необходимое для очистительной клизмы.

2. Газоотводная трубка.

3. Настой ромашки.

4. Активированный уголь.

5. Касторовое масло - 50 мл.

6. Полотенце.

7. Специальные трусы.

Возможные проблемы пациента:

1. Негативное отношение пациента к предстоящей манипуляции,

2. Страх и эмоциональный дискомфорт.

3. Стеснительность.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Назначьте за 3 дня до исследования диету с исключением бобовых, черного хлебы, капусты, молока,

3. Дайте пациенту выпить настой ромашки или активированный уголь 2 раза в день и после ужина поставьте газоотводную трубку на 1 час накануне исследования, если у пациента метеоризм.

4. Предложите пациенту накануне исследования в 18 часов легкий ужин.

5. Поставьте пациенту в 20 и 21 час очистительные клизмы.

6. Поставьте пациенту утром за 1-2 часа до исследования очистительную клизму.

7. Сопроводите пациента в эндоскопический кабинет с историей болезни и полотенцем.

8. Наденьте пациенту специальные трусы.

9. Придайте пациенту коленно-локтевое положение во время исследования.

Оценка достигнутых результатов: Слизистая оболочка толстого кишечника осмотрена, получено заключение врача.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИМ И ЭНДОСКОПИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ № 74/124

Подготовка к внутривенной урографии.

Цель:

Показания: Назначение врача.

Противопоказания:

1. Непереносимость йодистых препаратов.

2. Тяжелая хроническая почечная недостаточность.

3. Тиреотоксикоз.

Оснащение:

1. Предметы ухода для постановки очистительной клизмы.

2. Все необходимое для внутривенной инъекции.

3. Верографин 1 мл или другое рентгеноконтрастное вещество.

4. Раствор хлорида натрия 0,9% - 10 мл.

Возможные проблемы пациента: Негативное отношение к исследованию.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

2. Исключите за 2-3 дня до исследования из пищи пациента газообразующие продукты (свежие овощи, фрукты, черный хлеб, молоко, бобовые, богатую углеводами пищу).

3. Определите чувствительность пациента к рентгеноконтрастному веществу: введите внутривенно 1 мл вещества за 1-2 дня до исследования.

4. Сделайте пациенту накануне вечером и утром за 2-3 часа до исследования очистительные клизмы.

5. Предупредите пациента, что исследование проводится натощак.

6. Предупредите пациента, чтобы он помочился перед исследованием.

7. Проводите пациента в рентгенологический кабинет с историей болезни.

Оценка достигнутых результатов: Пациент подготовлен к внутривенной урографии.

Обучение пациента или его родственников: Частично-консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры. Пробу на чувствительность к рентгеноконтрастному веществу определяет медицинская сестра.

Примечание.

1. При метеоризме назначают карболен по 1 таблетке 4 раза вдень.

2. Подготовка пациента к обзорной рентгенографии мочевыделительной системы проводится без введения рентгеноконтрастного вещества.

Подготовка пациента к цистоскопии.

Цель: Подготовить пациента к исследованию.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования.

Оснащение:

1. Вода теплая, кипяченая.

3. Салфетка для подмывания пациента.

4. Полотенце.

Возможные проблемы пациента:

1. Негативное отношение к исследованию.

2. Недостаточность самоухода.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящем исследовании и ходе его выполнения.

2. Получите согласие пациента.

3. Предложите пациенту тщательно подмыться перед исследованием.

4. Проводите пациента в цистоскопический кабинет с историей болезни.

Оценка достигнутых результатов: Пациент к цистоскопии подготовлен.

Обучение пациента или его родственников:

ВЗЯТИЕ КРОВИ ИЗ ВЕНЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ № 75/125

Цель: Пропунктировать вену и взять кровь для исследования.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания:

1. Возбуждение пациента.

2. Судороги.

Оснащение:

1. Стерильный лоток.

2. Шарики ватные стерильные 4-5 штук.

3. Салфетка, полотенце.

5. Этиловый спирт 700.

6. Подушечка клеенчатая.

7. Шприц стерильный емкостью 10-20 мл.

8. Игла для в/в.

9. Перчатки резиновые стерильные.

10. Пробирка с пробкой.

11. Штатив для пробирки.

14. Растворы дезинфицирующие.

15. Емкости для дезинфекции.

16. Набор "Анти-СПИД".

Возможные проблемы пациента:

1. Беспокойство и страх пациента.

2. Негативный настрой к вмешательству.

Последовательность действий мс с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Усадите или уложите пациента удобно. Рука в разогнутом виде находится ладонью вверх.

4. Подложите под локоть клеенчатую подушечку.

5. Наложите жгут на 5 см выше локтевого сгиба через салфетку или полотенце, пульс на лучевой артерии должен сохраниться.

6. Наденьте стерильные перчатки, маску.

7. Попросите пациента поработать кулаком, а сами массирующими движения от ладони к локтевому сгибу нагнетайте кровь.

8. Обследуйте локтевой сгиб, найдите подходящую для пункции вену.

9. Обработайте дважды область локтевого сгиба ватными шариками, смоченными спиртом, в направлении сверху вниз.

10. Высушите 3-м стерильным шариком локтевой сгиб.

11. Фиксируйте вену локтевого сгиба натяжением кожи, с помощью большого пальца левой руки.

12. Пропунктируйте вену, введя иглу параллельно вене на одну треть длины, срезом вверх (пунктируйте вену при сжатом кулаке пациента).

13. Оттяните поршень шприца на себя и убедитесь, что игла попала в вену.

14. Попросите пациента не разжимать кулак

15. Наберите в шприц необходимое количество крови.

16. Попросите пациента разжать кулак и снимите жгут.

17. Приложите к месту пунктирования вены сухой стерильный ватный шарик и извлеките иглу из вены, не снимая ее со шприца.

18. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе и так фиксируйте еще 5 мин.

19. Перенесите кровь из шприца в стерильную пробирку, не касаясь ее краев.

20. Выпишите направление.

21. Отправьте кровь в лабораторию.

22. Снимите перчатки.

23. Обработайте шприц, иглу, перчатки стол, жгут, клеенчатую подушечку в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Вена пропунктирована. Кровь для исследования взята.

Примечания.

1. Для биохимического исследования кровь берется в сухую, чистую центрифужную пробирку в количестве 3-5 мл.

2. Для серологического исследования забор крови делается в сухую стерильную пробирку в количестве 1-2 мл.

3. Для бактериологического исследования забот крови проводится в стерильный флакон со специальной средой.

4. При разбрызгивании крови пользуйтесь набором "Анти-Спид".

ВЗЯТИЕ МАЗКА ИЗ ЗЕВА И НОСА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ № 76/126

Цель: Взять содержимое носа и зева для бактериологического исследования.

Показания: Назначение врача.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном.

2. Стерильная пробирка с влажным тампоном.

3. Стерильный шпатель.

4. Перчатки резиновые.

7. Штатив для пробирок.

8. Дезинфицирующие растворы.

9. Емкости для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента:

1. Неприязнь и страх.

2. Не может открыть рот, ожог кожи и др.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

При взятии содержимого носа:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Наденьте маску и перчатки.

4. Усадите пациента.

6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон).

7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа.

8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

9. Снимите перчатки и маску.

10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима.

11. Вымойте руки.

12. Заполните направление.

13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

При взятии содержимого зева:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Наденьте маску и перчатки.

4. Усадите пациента.

5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову.

6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель.

7. Попросите пациента открыть рот.

8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон.

9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта.

10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

11. Снимите маску и перчатки.

12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима.

13. Вымойте руки.

14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию.

Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию.

2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

ВЗЯТИЕ МОЧИ НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ № 78/128

Цель: Собрать утреннюю порцию мочи в чистую и сухую банку в количестве 150-200 мл.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

1. Банка чистая и сухая, емкостью 200-300 мл.

2. Этикетка-направление.

3. Кувшин с водой.

5. Салфетка или полотенце.

Если манипуляцию выполняет медицинская сестра:

6. Перчатки.

7. Тампоны ватные.

8. Корнцанг или пинцет.

9. Клеенка.

10. Судно, мочеприемник.

11. Дезинфицирующие растворы.

12. Емкость для дезинфекции.

Выявление возможных проблем. связанных с данным вмешательством:

1. Общая слабость

2. Сниженная интеллектуальная способность.

3. Необоснованный отказ от вмешательства и др.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Вымойте руки.

3. Наденьте перчатки.

4. Подложите клеенку под таз пациента.

5. Подставьте судно под таз пациента.

6. Проведите тщательный гигиенический туалет наружных половых органов.

7. Придайте пациенту полусидячее положение.

8. Предложите пациенту начать мочиться в судно.

9. Подставьте баночку под струю мочи.

10. Отставьте банку с собранной мочой 150-200 мл в сторону.

11. Уберите судно и клеенку из под пациента, укройте его.

12. Прикрепите этикетку к банке с мочой.

13. Поставьте банку в специальный ящик в санитарной комнате.

14. Снимите перчатки и обработайте их согласно действующими нормативными документами по СЭР, вымойте руки.

15. Проследите за доставкой мочи в лабораторию (не позднее 1 часа после сбора мочи).

2-й вариант

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Попросите пациента утром провести гигиенический туалет наружных половых органов.

3. Дайте пациенту чистую, сухую банку.

4. Предложите собрать в банку среднюю порцию 150-200 мл утренней свежевыпущенной мочи.

5. Прикрепите заполненную этикетку к банке с мочой.

6. Поставьте банку в специальный ящик в санитарной комнате.

Оценка достигнутых результатов: Утренняя моча пациента собрана в чистую и сухую банку в количестве 150-200 мл.

Обучение пациента и его родственников: Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

1. За день до исследования пациенту временно отменить мочегонные средства, если он их принимал.

ОФОРМЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ № 77/127

Цель: Правильно оформить направление.

Показания: Назначение врача.

Оснащение: Бланки, этикетки.

Последовательность действий: В бланке направления в лабораторию поликлиники укажите:

1. Название лаборатории (клиническая, биохимическая, бактериологическая и т.д.).

2. Фамилию, имя, отчество пациента.

3. Возраст.

4. Номер истории болезни.

5. Название отделения, номер палаты, (при амбулаторном обследовании - домашний адрес).

6. Материал.

7. Цель исследования.

8. Дату; подпись медицинской сестры, оформляющей направление.

Примечания:

1. При направлении в лаборатории крови от пациентов, перенесших ОВГ или контактных по гепатиту, сделать маркировку.

2. При оформлении мазков из зева и носа на BL (возбудителя дифтерии) обязательно укажите дату и час забора материала.

В направлении на процедуру укажите:

1. Фамилию, имя, отчество пациента.

2. Возраст.

3. Диагноз.

4. Куда направлен.

5. Цель (массаж, ЛФК и т.д.).

6. Подпись врача (назначившего процедуру).

На этикетке в лабораторию стационара напишите:

1. Номер или название отделения, номер палаты, номер истории болезни.

2. Фамилию, имя, отчество и возраст пациента.

3. Вид исследования.

4. Дату и подпись медицинской сестры.

Примечание: Учет направлений в лаборатории, на консультации и на процедуры регистрируется в соответствующем журнале.

ВЗЯТИЕ МОЧИ НА ПРОБУ ПО НЕЧИПОРЕНКО № 79/129

Цель: Собрать мочу из средней порции в чистую сухую банку в количестве не менее 10 мл.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

1. Банка чистая сухая емкостью 100-250 мл.

3. Полотенце.

Возможные проблемы пациента: Невозможность самообслуживания.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе выполнения.

2. Попросите пациента провести гигиенический туалет наружных половых органов.

3. Дайте пациенту чистую сухую банку.

4. Предложите собрать в банку среднюю порцию мочи (не менее 10мл).

5. Прикрепите направление (этикетку) к банке с мочой.

6. Поставьте банку с мочой в специальный ящик в санитарной комнате.

7. Проследите за доставкой мочи в лабораторию (не позднее 1 часа после сбора мочи).

Оценка достигнутых результатов: Моча собрана в чистую сухую банку в количестве 10 мл из средней порции.

Обучение пациентов или его родственников: Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания.

1. Мочу можно собирать в любое время суток, но лучше утром.

2. У женщин в период менструации мочу для исследования берут катетером (по назначению врача).

ВЗЯТИЕ МОЧИ НА ПРОБУ ПО ЗИМНИЦКОМУ № 80/130

Цель: Собрать 8 порций мочи в течение суток.

Показания: Определение концентрационной и выделительной функции почек.

Противопоказания: Выявляются в процессе обследования пациента.

Оснащение: 8 банок с этикетками.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Приготовьте и дайте пациенту 8 банок. На каждой банке, на этикетке, должен стоять порядковый номер (от 1 до 8 и часы), Ф.И.О. пациента, № палаты.

3. Разбудите пациента в 6 часов утра следующего дня и предложите помочиться в унитаз. Далее пациент должен мочиться в банки с соответствующей маркировкой: 6-9 ч., 9-12 ч., 12-1 5 ч., 15-18ч., 18-21 ч., 21-24 ч., 0-3 ч., 3-6 ч.

4. Храните банки с мочой до окончания исследования в прохладном месте.

5. Организуйте доставку мочи в лабораторию.

Оценка достигнутых результатов: Вся выделенная пациентом моча в течении суток собрана в соответствующие банки; все банки доставлены в лабораторию.

О6учение пациента или его родственников: Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечание.

1. Разбудите пациента ночью в 24 ч. и в 3 ч., и предложите опорожнить мочевой пузырь в соответствующую банку.

2. Предложите пациенту дополнительную емкость, если объем мочеиспускания превысил объем емкости с маркировкой: "Дополнительная моча к порции № ".

3. Предложите пациенту оставить банку пустой, если мочеиспускание не состоялось.

ВЗЯТИЕ МОЧИ НА САХАР, АЦЕТОН № 81/13 1

Цель: Собрать мочу за сутки для исследования на сахар.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания. Нет.

Оснащение:

1. Чистая сухая емкость не менее 3 л.

2. Чистая сухая емкость 250 - 300 мл.

3. Стеклянная палочка.

5. Полотенце.

6. Дезинфицирующие растворы.

7. Емкости для дезинфекции.

Возможные проблемы пациента: При общем тяжелом состоянии пациента невозможен самостоятельный сбор мочи, при недержании, неудержании мочи и т.д.

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Попросите пациента в 8 часов утра опорожнить мочевой пузырь в унитаз.

3. Соберите мочу пациента в течение суток в одну большую емкость (до 8 следующего дня).

4. Наденьте перчатки.

5. Размешайте стеклянной палочкой мочу и отлейте в чистую сухую емкость 250 - 300 мл.

6. Снимите перчатки и обработайте в соответствии с требованиями санэпидрежима.

7. Вымойте руки.

8. Выпишите направление и укажите суточное количество мочи.

9. Доставьте мочу в клиническую лабораторию (300 мл).

Оценка достигнутых. результатов. Моча за сутки собрана и доставлена в клиническую лабораторию в количестве 300 мл.

1) физиологические

2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)

Некоторые примеры:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Недостаточное или избыточное питание,

Снижение защитных функций организма,

Острая или хроническая боль,

Отеки или обезвоживание,

Застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье,

Сердечная недостаточность,

Запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),

Острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,

Нарушение глотания,

Кожный зуд,

Недостаточная самогигиена,

Обессиливание,

Нарушение речи, памяти, внимания,

Лихорадка,

Дефицит самоухода.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни...);

Страх, тревога, беспокойство;

Дефицит досуга;

Дефицит семейной поддержки;

Дефицит общения;

Недоверие медперсоналу;

Отказ от приема лекарства;

Неэффективное исполнение лечебной схемы;

Нарушение представления о своем внешнем облике;

Неэффективная адаптация семьи к факту наличия

заболевания у одного из ее членов;

Дефицит внимания к будущему ребенку;

Конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

Страх смерти;

Чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

Чувство ложного стыда.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Социальная изоляция;

Беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга.

2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).

Примеры потенциальных сестринских проблем:

Риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;



Риск развития обезвоживания у пациента со рвотой и частым жидким стулом;

Риск падений и травм у пациента с головокружением;

Риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

Риск суицидальной попытки (самоубийство).

Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния

этого больного?»

Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.

Затем устанавливает приоритеты.

Приоритеты - это первоочередные, самые важные проблемы пациента.

Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения времени и сил медсестры, их не должно быть много - не более 2-3- х. следует помнить, что приоритетными могут быть как настоящие, так и потенциальные сестринские проблемы.

Критерии выбора приоритетов:

1.Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

2.Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3 .. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

4.Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода.

Постановка целей необходима по двум причинам:

1) указание направления для индивидуального сестринского вмешательства,

2) использование для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

1) Цели должны быть реальными, достижимыми.

Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.

2) Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.

По срокам существует 2 вида целей :

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача.

Правильно: « Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».

4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Каждая цель включает 3 компонента:

1) действие;

2) критерии: дата, время, расстояние;

3) условие: с помощью кого/чего-либо.

Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10метров через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10 метров через неделю» ­ критерий.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.

Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы - что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?

ВНИМАНИЕ! План обязательно должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если Вы планируете провести беседу с пациентом, Вы должны записать тезисы этой беседы.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием.

Одновременно медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяя пути их достижения.

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса, что обеспечивает:

1) продуманность, последовательность, систему в оказании сестринской помощи;

2) преемственность и координацию ухода между сестрами­ координаторами и сестрами-манипуляторами;

3) легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

Все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.

Цель этапа - обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, обучение и консультирование.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

Зависимые;

Независимые;

Взаимозависимые.

ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Однако сестра в этом случае не должна автоматически выполнять указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.

Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.

НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.

Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании, наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

2) обучение и консультирование пациента и его семьи,

3) организация досуга пациента.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения