Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Умк различные. Какую школьную программу выбрать

Анализ УМК _ Школа России

Вопросы

Ответы с примерами

Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школы России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога . Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования : провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.
В учебниках УМК «Школы России» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы
групповой работы . Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).
Я стараюсь выступать на уроке в роли «дирижёра». Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Неоднократно, уже после звонка, они просили «Давайте ещё!».
Деятельностный подход во всех учебниках реализуется частично, например, в тех предметных областях, где есть рабочие тетради на печатной основе.

1 кл.«Окружающий мир» по теме «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» с. 32-33.

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Проблемный характер изложения содержания в данном УМК наблюдается эпизодически: иногда ставится проблема.

Математика 3 кл. «Проверка деления умножением» с.16-17.

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности. Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета

Литературное чтение 1 кл. с.19-21.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

В разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК, есть система

Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Дает учащимся возможность показывать хорошие результаты в различных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Русский язык «Безударные гласные» с 1-4 кл.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

Окружающий мир 3 кл. с.86-97.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Данный УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

УМК не предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников

В курсе «Литературное чтение» и «Русский язык» предусмотрены самостоятельные работы «Проверь себя», позволяющие отслеживать результаты освоения знаний и уровня сформированности каллиграфического и грамотного письма, читательских умений.

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД

Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД, представлены в учебниках в рабочих тетрадях на печатной основе по всех предметам.

Математика 3 класс. «Виды треугольников».

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

В данном УМК формируется детская самостоятельность

В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

Математика 3 класс с 38-39.

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение). Кимы по предметам.

Русский язык 1 класс. С 77. 3 класс с 13

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Данный УМК «Школа России» действительно создает условия для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.

Окружающий мир 1 класс с54-55.

Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

В УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся».

Разворачивание предметного содержания предполагает систему работы учащихся в группах, парах, в процессе чего создаются условия для учебного диалога и сотрудничества учащихся друг с другом, а не только с учителем.

Литературное чтение 1 класс с.54-56.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся.

Формы организации учебной деятельности способствуют участию всех обучающихся в соответствии с их возможностями: распределение ролей в группах предполагает, что каждый ребенок будет выполнять какую-либо работу, работа в парах обеспечивает участие всех детей в решении учебной задачи, критериальная система оценивания дает возможность индивидуально обнаружить «слабое место» и выстроить дальнейшую работу с учетом этого.

Литературное чтение 1 класс с 28.

Русский язык 3 класс с 18-19.

Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

Потребности в смене УМК «Школа России» с переходом на ФГОС НОО нет.

Финогеева Анна Николаевна, учитель начальных классов

Образовательные программы в начальной школе

Для сравнительного анализа я выбрала следующие образовательные программы начальной школы:

    «Школа России» под редакцией А.Плешакова;

    «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Школа России»

«Гармония»

Цель: воспитание школьников как граждан России.

Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

    формирование естественной мотивации учения

Задачи:

Принципы:

    фундаментальность;

    надежность;

    стабильность;

    открытость новому;

    проблемно-поисковый подход.

Принципы:

    организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

    организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

    формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Комплект охватывает все образовательные области.

никаких особых качеств от ребенка не требуется.

По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка.

В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Считаю, что эта программа нужна. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Анализируя образовательную программу « Гармония», можно заметить, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.

Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.

Мне было бы интересно работать по данной программе, она носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.


Анализ УМК «Школа России»
№ Вопросы Ответы с примерами
1 Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? Для реализации в образовательном процессе целей и задач УМК «Школа России» одним из основополагающих принципов данного комплекса является принцип деятельности. Принцип деятельности – это включение ребенка в учебно-познавательную деятельность
Одним из приемов, используемых авторами учебников по всем предметным линиям УМК «Школа России», является постановка проблемного вопроса. Ответ на этот вопрос, поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе диалога, выстроенного учителем. Задания всех учебников предлагают ребятам провести наблюдения, опыты, практическую работу, высказать предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать выводы. В учебных и методических пособиях данного УМК предлагаются разные формы групповой работы: в парах, малых группах и др.
Например, по литературному чтению предусмотрены следующие задания: найти значение слова в разных источниках: в словарике учебника, в рубрике «Проверим себя», в Толковом словаре или энциклопедии; работа в парах и группах; задания повышенной сложности; выполнение аналитических, творческих заданий в тетради на печатной основе; поиск информации по заданию авторов учебных пособий.
2 Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? Имеет.
В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций. Разнообразие форм организации учебной деятельности обеспечивается структурой всех учебных пособий. В учебники и тетради на печатной основе включены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.
Так на уроке открытия нового знания на этапе актуализации знаний («Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, тема урока «Что такое почва», с. 64-68, рабочая тетрадь, часть 1, с. 36-38) обучающимся предлагаются следующие задания и вопросы: рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?
На этапе изучения нового учащиеся из текста учебника узнают, что такое почва и что главное свойство почвы – плодородие. В рабочей тетради на печатной основе с помощью учебника нужно записать определение почвы. И опять вопрос для обсуждения: почему же почва плодородна? Выскажи гипотезу и обоснуй ее.
Для проверки гипотезы проводится исследование почвы (практическая работа). При выполнении работы ученики сами определяют цель каждого опыта, описывают его ход и формулируют вывод. Параллельно ведется работа в тетради: заполняется таблица в задании 3 (что делаем, вывод).
Далее продолжается работа с содержанием учебника:
На этапе закрепления знаний выполняются задания в «Рабочей тетради»: задание 4 на установление соответствия опыта (рисунок) и составляющих почвы (название), задание 5: работа с Приложением (вырезать таблички и расположить их на схеме в соответствующем окошке). Ученикам предлагается провести мини-экзамен соседу по парте и проверить себя. После того, как ученик будет уверен в своих знаниях, можно наклеить таблички.
Для проверки и контроля знаний после параграфа даны вопросы в рубрике «Проверь себя», вывод. В тетради «Тесты» дети выполняют задания и проводится взаимопроверка знаний.
Далее в учебнике представлены следующие рубрики: «Задания для домашней работы», «Странички для любознательных», «На следующем уроке».
3 Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? 4 Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? В УМК «Школа России» система в разнообразии форм организации учебной деятельности присутствует. В учебных и методических пособиях УМК включен дидактический материал (вопросы для обсуждения, задания для изучения, закрепления нового,) для различных форм работы (фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах, группах постоянного состава, работа в парах, группах сменного состава).
5 Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?
УМК обеспечивает сочетание результатов освоения программы. Предметное содержание и методическое обеспечение УМК направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения ООП посредством формирования у учащихся УУД. Эффективность результатов достигается за счет особой подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника с учетом особенностей предмета органично дополняет работу на результат.
6 Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?
УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Данный УМК основан на современных научных представлениях о возрастных особенностях обучающихся младшего школьного возраста. Это выражается в содержании и разнообразной подаче учебного материала, его увлекательности, роли иллюстративного материала в решении учебно‐познавательных и практических задач, электронного приложения к каждому учебному пособию, наличии специальной системы навигации учебников и учебных пособий, позволяющей ученику ориентироваться внутри УМК «Школа России» и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
7 Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается? Предлагает.
Во всех учебниках УМК есть рубрики «Проверь себя» с заданиями для контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
В конце каждого раздела даны задания, тесты, тексты контрольных работ для повторения и обобщения знаний: «Проверим себя и оценим свои достижения».
8 Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД В УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном.
1. Личностные
Окружающий мир. 1 класс: знакомство с символами России, 2 класс: разучивание гимна России, 3 класс: проект «Кто нас защищает», 4 класс: «Великая Война и Великая Победа» (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за народ и историю России).
2. Регулятивные
В учебниках всех предметных линий (1-4) в начале каждой темы представлена страница (шмуцтитул), на которой прописаны основное содержание и задачи изучения темы, смысл шмуцтитула – дать детям общее представление о содержании темы, целях и задачах ее изучения. Содержание каждого раздела помогает учащимся понимать, принимать и удерживать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться. В материале каждого урока продумана система заданий для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации.
3. Познавательные
В курсе «Русский язык» Л. Зелениной, Т. Хохловой практически каждое упражнение сопровождается системой вопросов, ориентированных на активное включение младших школьников в действия сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей
4. Коммуникативные
Для реализации данных действий в учебниках УМК «Школа России» предполагается большое количество заданий, предусматривающих систематическое проведение работы в паре, группе. Ученики совместно определяют общую цель, помогают друг другу, контролируют друг друга, оценивают правильность выполнения задания и др.
9 Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?
В данном УМК формируется детская самостоятельность. В учебных пособиях много заданий, для выполнения которых обучающиеся отвечают на вопросы, наблюдают, сравнивают, обобщают, проводят классификацию и делают выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, межпредметную связь.
10 Каким образом в УМК формируются действия контроля?
В условиях требований ФГОС в процесс оценивания вместе с учителем включается и сам ученик. Процедура оценивания связана с целеполаганием: соотнесение того, что было запланировано, с тем, что получилось. Действия контроля формируются в конце каждого урока при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя», «Проверим себя», на уроках повторения и обобщения пройденного «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» (в учебниках); в учебных пособиях по математике «Проверочные работы», по окружающему миру в Рабочей тетради и тетради «Тесты».
11 Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению. В учебники, учебные пособия, дополнительную литературу для учащихся (н-р, А. Плешаков «Зеленые страницы» (окружающий мир), М.И. Моро, С.И. Волкова «Для тех, кто любит математику» (математика)) включены интересные и познавательные тексты, задания, иллюстрации, схемы и т.п., прослеживается связь с жизнью.
12 Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?
При работе в парах, группах, при фронтальной работе создаются условия для коммуникативной деятельности: формируются нормы, правила произношения и употребления слов в речи, ученик отвечает на вопросы, учится сам задавать вопросы, учится вести учебный диалог, пересказывать текст, ученик учится слушать учителя и своих одноклассников, учится сотрудничать друг с другом; личностные: уважительное отношение к мнению одноклассников, большинство заданий, текстов, проектов, практических работ направленны на осмысление норм и правил поведения, Материал учебника предполагает систему работы в парах, группах, в процессе которой создаются условия для «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»
13 Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
Данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся. Во всех учебных пособиях предусмотрены как задания базового уровня, так и задания повышенной сложности. Например, в учебнике по литературному чтению после знакомства с текстом сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» даны как традиционные вопросы по содержанию сказки, характеристике и сравнению главных героинь и др. (задания 1-8), так и задание повышенной сложности (9): «Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить ее со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла для тебя сказка в переложении Одоевского?»
14 Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО? За 34 года стажа учителя начальных классов в своей педагогической деятельности я работала по традиционной программе 1-3, как эксперимента в 80-х годах по программе 1-4, в начале 90-х увлеченно окунулась вместе со своими учениками в программу Л. Занкова, а в конце 90-х заинтересовалась программой Л. Петерсон. В настоящее время в работе по ФГОС НОО использую УМК «Школа России» и свой бесценный опыт. Потребности в смене УМК нет.


Приложенные файлы

1 класс (40 ч)

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному

предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные

умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и

учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-

композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они

поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники

получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в

конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства

художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие

собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам,

младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ

может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных

умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках

ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о

малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями

высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1-м классе - формирование мотива и

совершенствование начальных умений и навыков чтения - остается актуальной и на

протяжении второго года обучения.

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского

опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре

народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

младшие школьники знакомятся с жанром рассказа.

Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности

прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки

героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения,

олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение

литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения

произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного

характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с

живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться

к чтению вновь и вновь.

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как

сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе

формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от

литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская

литература, русская и зарубежная литература.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными

произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых

литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную

параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном

произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными

особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией,

школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность

парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося

чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении

литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных

народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и

поэтическом произведении

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы

как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую

ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с

понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и

собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более

широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является

формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как

сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как

загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов

(волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное

народное творчество фабульных элементов истории (т.е. географических и

исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи).

Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности

фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени

необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях

ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это

ИСТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Главной

ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление

природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе

является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами

отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения

«Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым

эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это

делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.63

Развивается представление учащихся о разных типах повествования:

школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с

элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это

является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с

родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных

по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму

разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изо-

бражаемые события завершает формирование представлений об особенностях

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год

завершает формирование того элементарного инструментария, который будет

необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных

жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа

литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках

разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух

произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными

текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач;

На протяжении многих лет мы работаем с обучающимися на уроках русского языка по учебно-методическому ком­плексу под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцо­вой. Эти авторы хорошо известны.

УМК включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, карточки-задания, методические разработки, пособия для учителя, тематические тесты. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография; в 6 классе лексика и фразеология, словообразование,морфология, орфография;7 класс - морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8, 9 кл., однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 кл.Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся.

Учебник в 1984 году был удостоен Госпремии СССР. Могут возникнуть вопросы (у многих возни­кают): не устарел ли учебник, не исчерпала ли себя заложенная в нем сис­тема работы. Мы думаем, что нет: УМК постоянно изменяется, дополняется и даёт возможность учителю использовать современные личностно-ориентированные технологии на уроках русского языка.

Бесспорным преимуществом является то, что теоретические све­дения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге.

Ценным считаем и яркое оформление учебника. Хорошими помощниками при изучении орфографии и пунктуации являются опорные конспекты и схемы на форзацах учебников 5-7 классов. На обложке - названия разделов языкознания и основных единицы языка. Это позволяет учащимся постоянно видеть определения. а значит и запоминать. « Конспектики» на форзацах несут информацию о графическом выделении орфограммы и о том, на какой странице размещено правило на правописание этой ор­фограммы. Это даёт возможность обучающимся самостоятельно проверить свои знания по ор­фографии.

Учебник снабжен рядом словариков: орфографический, орфоэпический, толковый. Вот этого, на наш взгляд, недостаточно. Неплохо бы добавить, как, например, у Разумовской, словарь синонимов, словообразовательный словарик, словарь морфем.

В учебнике русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской есть также ряд памяток, образцы разных видов разбора. Это позволяет организовать самостоятельную работу учащихся.

На полях в ярких рамочках даются толкование и этимология терминов русского языка. Например, «орфограмма», «транскрипция».

В ярких рамочках помещены также слова для орфографического и орфоэпиче­ского словарика.

Теория, подкрепленная наглядными схемами и таблицами, излагается в доступной форме, часто в виде материала для наблюдений или в форме диалога с учащимися, предусмотрена работа по структурированию информации.

Изучение морфологии строится по принципу от простого к сложному. В 5 классе мы изучаем имя существительное, имя прилагательное, глагол; в 6 классе повторяем и дополняем новыми сведениями наши ЗУНы. Есть возмож­ность проверить, какой материал дети еще не усвоили, и устранить пробелы.

Дидактический материал учебника позволяет закрепить теоретический материал. В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать межпредметные связи.

Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. Хотя, на наш взгляд, в учебнике недостаточно упражнений повышенной трудности.

Особенно хочется остановиться на работе по развитию речи на основе этого УМК.

Всегда возникает вопрос, как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме?

Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, упражнения № 80, 81 (5 класс).

Надо не только переработать текст упражнения № 80, но по заданию упражнения № 81 представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.

Многие упражнения носят соревновательный характер. Например, упражнение № 114 «Напишите сочинение для классного альбома, сделайте иллюстрации». Отбирается лучшее. Такие задания даем детям не только на уроках русского языка, но и во внеклассной деятельности.

В учебнике много рисунков - это ценная черта. Они помогают создать речевую ситуацию, а задания носят ситуационный характер. По упражнениям №622,623(5 класс): «Представьте, что вы тот мальчик...» ребёнок пишет рассказ о том, что подобная ситуация произошла в его семье. Такие задания основываются на жизненном материале.

В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.

Необходимы на уроках по развитию речи цветные вклейки с репродукциями картин. Уроки можно проводить в технологии « Образ и мысль» с технологическими приёмами развития критического мышления.

Удачно, на наш взгляд, дается и материал для уроков по описанию картин: сведения о художнике, иногда история написания картины (5кл. Решетников «Опять двойка»), тексты упражнений схожей тематики, слова и словосочетания для отбора и систематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально.

В учебниках для 5-7 классов развитие речи органически связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием.

При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.

Материал учебника позволяет знакомить учащихся с разными видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо (задания упражнений: расскажите, выразительно прочитайте, а значит, и послушайте, спишите).

Правила речевого этикета включены в упражнения в 5 и 6 классах (например, упр. №70, 5 кл.)

Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.

В учебнике красивые тексты известных, любимых писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина и других.

Таким образом, данный УМК формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения