Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зрительный анализатор у детей. Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Раньше других созревают периферические анализаторы филогенетически наиболее древних морфологических структур – это вкусовой и обонятельный анализаторы . Периферические рецепторы их – вкусовые и обонятельные луковицы у новорожденных развиты удовлетворительно. Доношенные и даже недоношенные дети сразу после рождения реагируют на адекватные вкусовые раздражители и на многие запахи изменениями мимики, закрытием глаз, учащением дыхания, пульса, криком и др. Развитие этих анализаторов продолжается в раннем и дошкольном возрасте.

Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован настолько, что способен воспринимать звуковые раздражения сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, закрыванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном состоянии ребенка и почти не отмечается во время крика, кормления и глубокого сна. К 2-3 месяцу жизни ребенок поворачивается на звук, прислушивается к шуму, звуку голоса. Со 2-3-го месяца жизни ребенок может отличать звук трубы от звона колокольчика, в 6-7 месяцев дифференцирует звуки, разница между которыми 1-2 музыкальных тона.

Зрительный анализатор. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный анализатор и сетчатка имеют признаки неполного развития. В дальнейшем утолщается сетчатая оболочка, расширяется слой палочек, продолжается миелинизация зрительного нерва. Диаметр последнего увеличивается к 20 годам в 2 раза. Размеры глазного яблока у новорожденных и детей до 10-12-летнего возраста относительно большие, в дальнейшем оно растет очень медленно. Становление зрения у ребенка после рождения идет постепенно и зависит от развития функции головного мозга, появления координированных движений глаз, аккомодации. Мышечный аппарат у новорожденных развит слабо. В первые 2-3 недели жизни у ребенка наблюдается физиологическая светобоязнь. К концу 1-го месяца он уже задерживает взгляд на блестящих предметах на 2-5 с, а к концу 2-го – на несколько минут. После 3 месяцев взгляд ребенка становиться вполне осознанным. К 6 месяцам он приобретает способность координировать движения глазных яблок, до этого возраста отмечается физиологическое косоглазие. На первом году жизни ребенок овладевает способностью различать цвета. До 7 лет у детей сохраняется дальнозоркость.

Память.

У детей хорошо развита зрительная, слуховая, смысловая, механическая память. Для хорошего запоминания информации необходимо её частое повторение.

В развитии зрительного анализатора после рождения выделяют 5 периодов:

  1. формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни - из 10 слоев сетчатки остаются в основном 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные мембраны);
  2. увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение первого полугодия жизни
  3. совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;
  4. формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими органами в течение первых лет жизни;
  5. морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые 2-4 мес жизни.

Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим этапам развития.

Анатомические особенности

Кожа век у новорожденных очень нежная, тонкая, гладкая, без складок, через неё просвечивает сосудистая сеть. Глазная щель узкая и соответствует размеру зрачка. Ребенок мигает в 7 раз реже по сравнению с взрослыми (2- 3 мигания в минуту). Во время сна часто нет полного смыкания век и видна голубоватая полоска склеры. К 3 мес после рождения увеличивается подвижность век, ребенок мигает 3-4 раза в минуту, к 6 мес - 4-5, а к 1 году - 5- 6 раз в минуту. К 2 годам глазная щель увеличивается, приобретает овальную форму в результате окончательного формирования мышц век и увеличения глазного яблока. Ребенок мигает 7-8 раз в минуту. К 7-10 годам веки и глазная щель соответствуют показателям взрослых, ребенок мигает 8-12 раз в минуту.

Слезная железа начинает функционировать лишь через 4-6 нед и более после рождения, дети в это время плачут без слез. Однако слезные добавочные железки в веках сразу продуцируют слезу, что хорошо определяется по выраженному слезному ручейку вдоль края нижнего века. Отсутствие слезного ручейка расценивается как отклонение от нормы и может быть причиной развития дакриоциститов. К 2-3-месячному возрасту начинается нормальное функционирование слезной железы и слезоотделение. При рождении ребенка слезоотводящие пути в большинстве случаев уже сформированы и проходимы. Однако примерно у 5% детей нижнее отверстие слезно-носового канала открывается позже или вообще не открывается, что может служить причиной развития дакриоцистита новорожденного.

Глазница (орбита) у детей до 1 года относительно мала, поэтому создается впечатление больших глаз. По форме глазница новорожденных напоминает трехгранную пирамиду, основания пирамид имеют конвергентное направление. Костные стенки, особенно медиальная, очень тонкие и способствуют развитию коллатеральных отеков клетчатки глазницы (целлюлиты). Горизонтальный размер глазниц новорожденного больше вертикального, глубина и конвергенция осей глазниц меньше, что создает порой впечатление сходящегося косоглазия. Размеры глазниц составляют около 2/3 соответствующих размеров глазниц взрослого человека. Глазницы новорожденного площе и мельче, поэтому хуже защищают глазные яблоки от травм и создают впечатление высто- яния глазных яблок. Глазные щели у детей шире из-за недостаточного развития височных крыльев клиновидных костей. Зачатки зубов расположены ближе к содержимому глазницы, что облегчает попадание в нее одонтогенной инфекции. Формирование глазницы заканчивается к 7-летнему возрасту, к 8- 10 годам анатомия глазницы приближается к таковой взрослых людей.

Конъюнктива новорожденного тонкая, нежная, недостаточно влажная, со сниженной чувствительностью, может легко травмироваться. К 3-месячному возрасту она становится более влажной, блестящей, чувствительной. Выраженная влажность и рисунок конъюнктивы могут быть признаком воспалительных заболеваний (конъюнктивит, дакриоцистит, кератит, увеит) или врожденной глаукомы.

Роговица новорожденных прозрачная, но в ряде случаев в первые дни после рождения она бывает несколько тусклой и как бы опалесцирует. В течение 1 нед эти изменения бесследно исчезают, роговица становится прозрачной. Следует отличать эту опалесценцию от отека роговицы при врожденной глаукоме, которая снимается инсталляцией гипертонического раствора (5%) глюкозы. Физиологическая опалесценция не исчезает при закапывании этих растворов. Очень важно проводить замеры диаметра роговицы, так как его увеличение является одним из признаков глаукомы у детей. Диаметр роговицы новорожденного равен 9-9,5 мм, к 1 году увеличивается на 1 мм, к 2-3 годам - еще на 1 мм, к 5 годам он достигает диаметра роговицы взрослого человека - 11,5 мм. У детей до 3-месячного возраста чувствительность роговицы резко снижена. Ослабление корнеального рефлекса приводит к тому, что ребенок не реагирует на попадание инородных тел в глаз. Частые осмотры глаз у детей этого возраста имеют важное значение для профилактики кератитов.

Склера новорожденного тонкая, с голубоватым оттенком, который постепенно исчезает к 3-летнему возрасту. Следует внимательно относиться к данному признаку, так как голубые склеры могут быть признаком заболеваний и растяжения склеры при повышении внутриглазного давленш при врожденной глаукоме.

Передняя камера у новорожденных мелкая (1,5 мм), угол передней камерк очень острый, корень радужки имеет аспидный цвет. Полагают, что такой цвет обусловлен остатками эмбриональной ткани, которая полностью рассасывается к 6-12 мес. Угол передней камеры постепенно раскрывается и к 7 годам становится таким же, как у взрослых людей.

Радужка у новорожденных голубовато-серого цвета из-за малого количества пигмента, к 1 году начинает приобретать индивидуальную окраску. Цвет радужки окончательно устанавливается к 10-12-летнему возрасту. Прямая и содружественная реакции зрачка у новорожденных выражены не очень отчетливо, зрачки плохо расширяются медикаментами. К 1 году реакция зрачка становится такой же, как у взрослых.

Цилиарное тело в первые 6 мес находится в спастическом состоянии, что обусловливает миопическую клиническую рефракцию без циклоплегии и резкое изменение рефракции в сторону гиперметропической после инсталляций 1% раствора гоматропина.

Глазное дно у новорожденных бледно-розового цвета, с более или менее выраженной паркетностью и множеством световых бликов. Оно менее пигментировано, чем у взрослого, сосудистая сеть просматривается четко, пигментация сетчатки часто мелкоточечная или пятнистая. По периферии сетчатка сероватого цвета, периферическая сосудистая сеть незрелая. У новорожденных диск зрительного нерва бледноват, с синевато-серым оттенком, что можно ошибочно принять за его атрофию. Рефлексы вокруг желтого пятна отсутствуют и появляются в течение 1-го года жизни. В течение первых 4-6 мес жизни глазное дно приобретает вид, почти идентичный глазному дну взрослого человека, к 3 годам отмечается покраснение тона глазного дна. В диске зрительного нерва сосудистая воронка не определяется, она начинает формироваться к 1 году и завершается к 7-летнему возрасту.

Функциональные особенности

Особенностью деятельности нервной системы ребенка после рождения является преобладание подкорковых образований. Головной мозг новорожденного еще недостаточно развит, дифференцировка коры и пирамидных путей не закончена. Вследствие этого у новорожденных отмечается склонность к диффузным реакциям, к их генерализации и иррадиации и вызываются такие рефлексы, которые у взрослых бывают только при патологии.

Указанная способность центральной нервной системы новорожденного оказывает существенное влияние и на деятельность-сенсорных систем, в частности зрительной. При резком и внезапном освещении глаз могут возникнуть генерализованные защитные рефлексы - вздрагивание тела и феномен Пейпера, который выражается в сужении зрачка, смыкании век и сильном откидывании головы ребенка назад. Главные рефлексы появляются и при раздражении других рецепторов, в частности тактильного. Так, при интенсивном почесывании кожи расширяются зрачки, при легком постукивании по носу - закрываются веки. Наблюдается также феномен "кукольных глаз", при котором глазные яблоки двигаются в направлении, обратном пассивному движению головы.

В условиях освещения глаз ярким светом возникают мигательный рефлекс и отведение глазных яблок кверху. Такая защитная реакция органа зрения на действие специфического раздражителя обусловлена, очевидно, тем, что зрительная система - единственная из всех сенсорных систем, на которую адекватная афферентация действует только после рождения ребенка. Требуется некоторое привыкание к свету.

Как известно, остальные афферентации - слуховые, тактильные, интероцептивные и проприоцептивные - оказывают свое влияние на соответствующие анализаторы еще в период внутриутробного развития. Однако следует подчеркнуть, что в постнатальном онтогенезе зрительная система развивается ускоренными темпами и визуальная ориентировка вскоре опережает слуховую и тактильно-проприоцептивную.

Уже при рождении ребенка отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. Однако расширение зрачка в темноте происходит медленнее, чем его сужение на свету. Это объясняют недоразвитием в раннем возрасте дилататора радужки или иннервирующего эту мышцу нерва.

На 2-3-й неделе в результат появления условнорефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Таким образом, световая чувствительность появляется сразу после рождения. Правда, под действием света у новорожденного не возникает даже элементарный зрительный образ, и вызываются в основном неадекватные общие и местные защитные реакции. Вместе с тем с самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций.

С помощью объективных методов регистрации изменений зрачка, а также других видимых реакций (например, рефлекса Пейпера) на свет разной интенсивности удалось получить некоторое представление об уровне светоощущения у детей раннего возраста. Чувствительность глаза к свету, измеренная по пупилломоториой реакции зрачка с помощью пупиллоскопа, увеличивается в первые месяцы жизни и достигает такого же уровня, как у взрослого, в школьном возрасте.

Абсолютная световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого. При исследовании зрительной темновой адаптации у детей 4-14 лет установлено, что с возрастом уровень адаптационной кривой увеличивается и к 12-14 годам становится почти нормальным.

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки, что косвенно подтверждают результаты электро-ретинографии. У детей младшего возраста форма электроретинограммы близка к обычной, но амплитуда ее понижена. Последняя зависит от интенсивности света, падающего на глаз: чем интенсивнее свет, тем больше амплитуда электроретиноттраммы.

J. Francois и A. de Rouk (1963) установили, что волна а в первые месяцы жизни ребенка ниже нормальной и достигает обычной величины после 2 лет.

  • Фотопическая волна b 1 развивается еще медленнее и в возрасте старше 2 лет еще имеет низкое значение.
  • Скотопическая волна b 2 при слабых стимулах у детей от 2 до 6 лет значительно ниже, чем у взрослых.
  • Кривые волн а и b при сдвоенных импульсах довольно значительно отличаются от кривых, наблюдаемых у взрослых.
  • Рефрактерный период в начале более короткий.

Форменное центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование - от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие конфигурации обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, тогда как распознавание сложных образов связано с интеллектуализацией зрительного процесса и требует обучения в психологическом смысле этого слова.

С помощью изучения реакции ребенка на предъявление предметов разной величины и формы, (способности их дифференцировки при выработке условных рефлексов, а также реакции оптокинетического нистагма удалось получить сведения о форменном зрении у детей даже раннего возраста. Так, установлено, что

  • на 2-3-м месяце замечает грудь матери,
  • на 4 -6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление обслуживающих его лиц,
  • на 7-10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а
  • на 2-3-м году жизни нарисованные изображения предметов.

Совершенное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только в период школьного обучения.

Параллельно развитию форменного зрения идет становление цветоощущения , которое также в основном является функцией колбочкового аппарата сетчатки. С помощью условнорефлекторной методики установлено, что способность дифференцировать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. Это связано, очевидно, с более ранним формированием приемников красного цвета по сравнению с приемниками других цветов.

К 4-5 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться и в дальнейшем. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы ноля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. В школьном возрасте они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при кампиметрическом исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Для возникновения бинокулярного зрения необходима функциональная взаимосвязь между обеими половинами зрительного анализатора, а также между оптическим и двигательным аппаратами глаз. Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций.

Вряд ли можно говорить о наличии истинного бинокулярного зрения, т. е. о способности сливать два монокулярных изображения в единый зрительный образ, у детей грудного возраста. У них появляется только механизм бинокулярной фиксации объекта как основа развития бинокулярного зрения.

Для того чтобы объективно судить о динамике развития бинокулярного зрения у детей, можно использовать пробу с призмой. Возникающее при этой пробе установочное движение свидетельствует о том, что имеется один из основных компонентов объединенной деятельности обоих глаз - фузионный рефлекс . Л. П. Хухрина (1970), использовав эту методику, установила, что способностью перемещать сдвинутое в одном из глаз изображение на центральную ямку сетчатки обладает 30% детей первого года жизни. Частота феномена с возрастом увеличивается и на 4-м году жизни достигает 94,1%. При исследовании с помощью цветового прибора бинокулярное зрение на З-м и 4-м году жизни было выявлено соответственно у 56,6 и 86,6% детей.

Главная особенность бинокулярного зрения состоит, как известно, в более точной оценке третьего пространственного измерения - глубины пространства. Средняя величина порога бинокулярного глубинного зрения у детей 4-10 лет постепенно уменьшается. Следовательно, по мере роста и развития детей оценка пространственного измерения становится все более точной.

Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей. При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.

Через 2-5 нед после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность. Действие света особенно заметно, если: он попадает на центр сетчатки, который к этому времени развивается в высокоценный участок, позволяющий получать наиболее детальные и яркие впечатления. К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки.

Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно в связи с повторением она становится устойчивой я двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Возникают конвергентные и привязанные к ним фузионные движения, формируется физиологическая основа бинокулярного зрения - оптомоторный механизм бификсации. В этот период средняя острота зрения у ребенка (измеренная по оптокинетическому нистагму) составляет примерно 0,1, к 2 годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам достигает 0,8- 1,0.

Таким образом, (бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит, очевидно, для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует совершенному приспособлению организма к условиям внешней среды. К тому времени, когда высокое фовеальное зрение предъявляет все более строгие требования к аппарату бинокулярного зрения, он уже бывает достаточно развит.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В этом принимают участие зрительные, проприоцептивные и тактильные раздражения, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Так вкладываются первые представления о телесности (объемности) предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определений объемности предметов, которое также основывается на оценке расстояния: он пытается схватить бестелесные солнечные пятна на одеяле и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц: издаются зрительные представления о расстоянии. Следовательно, эта функция развивается позднее других. Она обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении.

Следует иметь в виду, что механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной синтетической деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование этого механизма тесно связано с познавательной деятельностью ребенка. Всякое существенное изменение в окружающей обстановке, воспринимаемое зрительной системой, служит основой для построения сенсомоторных действий, для приобретения знаний о зависимости между действием и его результатом. В способности запоминать последствия своих действий, собственно, и заключается процесс обучения в психологическом смысле этого слова.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В заключение следует отметить, что в развитии зрительных ощущений принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся в филогенезе, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта. В связи с этим давний спор между сторонниками нативизма и эмпиризма о главенствующей роли одного из этих механизмов в формировании пространственного восприятия представляется беспредметным.

Особенности оптической системы и рефракции

Глаз новорожденного имеет значителыно более короткую, чем глаз взрослого, переднезаднюю ось (примерно 17-18 мм) и более высокую (80,0-90,9 дптр) преломляющую силу. Особенно значительны различия в преломляющей силе хрусталика: 43,0 дптр у детей и 20,0 дптр у взрослых. Преломляющая сила роговицы глаза новорожденного равна в среднем 48,0 дптр, взрослого - 42,5 дптр.

Глаз новорожденного, как правило, имеет гиперметропичеокую рефракцию. Степень ее составляет в среднем 2,0-4,0 дптр. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, a также уплощение роговицы и особенно хрусталика. К З-м годам длина переднезадней оси глаза достигает 23 мм, т. е. составляет примерно 95% от размера глаза взрослого. Pост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому возрасту длина оси глаза достигает в среднем 24 мм, преломляющая сила роговицы 43,0 дптр, хрусталика - 20,0 дптр.

По мере роста глаза вариабельность его клинической рефракции уменьшается. Рефракция глаза медленно усиливается, т. е. смещается в сторону эмметропической.

Есть веские основания считать, что рост глаза и его частей в этот период - саморегулируемый процесс, подчиняющийся определенной цели - формированию слабой гиперметропической или эмметропической рефракции. Об этом свидетельствует наличие высокой обратной корреляции (от -0,56 до -0,80) между длиной переднезадней оси глаза и его преломляющей силой.

Статическая рефракция продолжает медленно изменяться в течение жизни. В общей тенденции к изменению средней величины рефракции (начиная с рождения и кончая возрастом 70 лет) можно выделить две фазы гиперметропизации глаза ослабление (рефракции) - в раннем детском возрасте и в период от 30 до 60 лет и две стадии миопизации глаза (усиление рефракции) в возрасте от 10 до 30 лет и после 60 лет. Следует иметь в виду, что мнение об ослаблении рефракции в раннем детском возрасте и усилении ее после 60 лет разделяют не все исследователи.

С увеличением возраста изменяется также динамическая рефракция глаза. Особого внимания заслуживают три возрастных периода.

  • Первый - от рождения до 5 лет - характеризуется прежде всего неустойчивостью показателей динамической рефракции глаза. В этот период ответ аккомодации на запросы зрения и склонность ресничной мышцы к спазму не вполне адекватны. Рефракция в зоне дальнейшего зрения лабильна и легко сдвигается к сторону близорукости. Врожденные патологические состояния (врожденная близорукость, нистагм и др.), при которых снижается деятельность динамической рефракции глаза, могут задерживать ее нормальное развитие. Тонус аккомодации обычно достигает 5,0- 6,0 дптр и более в основном за счет гиперметропической рефракции, характерной для данного возрастного периода. При нарушении бинокулярного зрения и бинокулярного взаимодействия систем динамической рефракции может развиться патология глаза различных видов, прежде всего косоглазие. Ресничная мышца недостаточно работоспособна и еще не готова к активной зрительной работе на близком расстоянии.
  • Два других периода это, по-видимому, критические возрастные периоды повышенной уязвимости динамической рефракции: возраст 8-14 лет, в котором происходит особенно активное формирование системы динамической рефракции глаза, и возраст 40-50 лет и более, когда эта система подвергается инволюции. В возрастной период 8-14 лет статическая рефракция приближается к эмметропии, в результате чего создаются оптимальные условия для деятельности динамической рефракции глаза. Вместе с тем это период, окопда общие нарушения организма и адинамия могут оказывать неблагоприятное действие на ресничную мышцу, способствуя ее ослаблению, и значительно возрастает зрительная нагрузка. Следствием этого является склонность к спастическому состоянию ресничной мышцы и возникновению миопии. Усиленный рост организма в этот препубертатный период способствует прогрессированию близорукости.

Из особенностей динамической рефракции глаза у лиц 40- 50 лет и старше следует выделить изменения, представляющие собой закономерные проявления возрастной инволюции глаза, и изменения, связанные с патологией органа.зрения и общими болезнями пожилого и старческого возраста. К типичным проявленияму физиологического старения глаза можно отнести пресбиопсию, бусловлениую главным образом снижением эластичности хрусталика, уменьшение объема аккомодации, медленное ослабление рефракции снижение степени близорукости, переход эдиометропической рефракции в дальнозоркость, повышение степени дальнозоркости, увеличение относительной частоты астигматизма обратного типа, более быструю утомляемость глаз вследствие снижения адаптационной способности. Из состояний, связанных с возрастной патологией глаза, на первый план выступают изменения рефракции при начинающемся помутнении хрусталика. Из общих болезней, оказывающих наибольшее влияние на динамическую рефраищию, следует выделить сахарный диабет, при котором оптические установки глаза характеризуются большой лабильностью.

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов

Игры, направленные на развитие чувственных анализаторов (для детей младшего дошкольного возраста - 3-4 года)


Несколько веков назад учеными была отмечена связь между движениями рук и умственным развитием человека. И не случайно… Благодаря процессу тактильного исследования какого-либо предмета, ребенок развивается намного быстрее. А процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно поэтому, предлагаю Вашему вниманию несколько видов игр, направленных на развитие чувственных анализаторов.
ОТГАДАЙ, НЕ ГЛЯДЯ

Ход игры: выберите среди детей одного ребенка. Он закрывает глаза или отворачивается, а вы вкладываете ему в руку какой-либо предмет. Задача – не глядя, отгадать, что находится у него в руке. Используйте самые разнообразные предметы с ярко выраженными особенностями, например, кубик, маленький мячик, карандаш и т.п.
ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, памяти, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: бумага разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист).
Ход игры: из подготовленной бумаги вырежьте круги и квадраты. Попросите ребенка закрыть глаза и, обводя пальцами контуры фигур, выбрать сначала все круги, затем все квадраты.


ЧТО ПОГЛАДИЛ?
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, внимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы меха, шелка, бархата, шерсти.
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми подготовленные образцы. Опишите особенности каждого из них. Например, шелк – гладкий, бархат – шершавый, мех – пушистый, шерсть – колючая. Попросите одного ребенка закрыть глаза. Проведите по его руке какой-либо тканью, после чего предложите ему посмотреть и отгадать, прикосновение какого образца он почувствовал.
ТЕПЛО - ХОЛОДНО
Необходимые материалы и наглядные пособия: три пластиковые бутылочки.
Ход игры: наполните бутылки водой разной температуры – теплой, горячей и холодной. Предложите ребенку покормить куклу. Для этого необходимо выбрать бутылку с теплой водой. Бутылочку с горячей водой попросите поставить на подоконник для того, чтобы она остыла, а холодная вода пригодится, когда кукла «захочет» пить.
ОДЕЖДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цели игры: развитие тактильной чувствительности, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: образцы тканей (бархат, шелк, мех), предметы кукольной одежды, сшитые из такой же ткани (например, юбка из бархата, платье из шелка, меховая шубка).
Ход игры: рассмотрите вместе с детьми одежду куклы. Попросите одного ребенка провести по ней пальцами. Поясняйте, что он чувствует – шершавая ткань, гладкая, пушистая. Расскажите, как называется каждый предмет одежды. Предложите поиграть: вы показываете образец ткани, а ребенок с закрытыми глазами выбирает соответствующий предмет одежды.


ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Цели игры: развитие тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшой тряпичный мешочек, предметы разной формы и текстуры.
Ход игры: сложите в мешочек предметы, знакомые детям, например, кубик, маленький мячик, ложку, тарелочку и т.п. Попросите каждого ребенка ощупывать мешочек и называть предмет, не заглядывая внутрь.
СОБЕРИ ПАРЫ


Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы и наглядные пособия: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите детям сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите двух-трех детей помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ПОТЕРЯННЫЙ КУБИК
Цели игры: развитие внимания, изучение цвета предметов.
Ход игры: пригласите детей построить башню из кубиков. Возьмите четыре кубика разного цвета. В процессе игры спрячьте один кубик. Зафиксируйте внимание детей на том, что кубиков стало меньше. Смогут ли ребята определить, какого цвета кубик надо найти? Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон, прячьте по два-три кубика.


ПОСМОТРИМ, ЧТО В ВЕДЕРКЕ
Цели игры: развитие цветового восприятия, мелкой моторики, формирование положительных эмоций, связанных с занятиями.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов.
Ход игры: сложите игрушки в ведерко, закройте его крышкой и покажите детям. Предложите одному ребенку снять крышку и посмотреть, что лежит в ведерке. Доставая игрушки, размещайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Комментируйте все действия, как свои, так и ребенка. Давайте краткую характеристику каждой игрушке, обозначая ее цвет. Выложив все предметы, еще раз повторите название цвета каждой игрушки. Вместе с детьми полюбуйтесь игрушками, вслух восхищаясь их яркостью и красотой, после чего предложите сложить их в ведерко.

Каждый воспитатель должен помнить о том, что детей нужно поощрять и хвалить за любое совершенное действие в игре. Занятия у наших детишек должны вызывать только положительные эмоции. Радуйтесь вместе с ребятами каждой вещи, чтобы они чувствовали ваш эмоциональный настрой. Чтобы у них было хорошее, веселое настроение... Чтобы глаза их светились от счастья...

Статья посвящена проблеме развития зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Представлен опыт использования основ науки хромотерапии и методов восстановления зрения М.С. Норбекова в коррекционной логопедической работе с младшими школьниками.

Открывая новые возможности, повышая уровень и качество жизни, современная цивилизация порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

В последние десятилетия во всем мире постоянно растет число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями в развитии. Увеличивается процент детей с не резко выраженными отклонениями в развитии, в том числе и речевом.

Небольшие отклонения в речевом развитии в дошкольном возрасте ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Речь в целом при этом вполне понятна и не вызывает у дошкольника трудностей в общении.

С началом школьного обучения дело резко меняется. К речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму.

Не секрет, что непременным условием успешного обучения ребёнка в школе является его полноценная речь.

За годы работы на школьном логопедическом пункте, я пришла к следующим выводам:

  • Ежегодно в школу поступают 30%- 40% детей с различными речевыми нарушениями;
  • Увеличивается количество детей с ОНР (общим недоразвитием речи).

По моим статистическим данным с 2000 года по 2010 год, число детей с ОНР увеличилось на 40 %.

В силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у таких детей наблюдается бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма, непонимание причинно-следственных связей, нарушения зрительного восприятия, наличие двигательных расстройств. Сохраняются отдельные дефекты звукопроизношения, недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятия. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение на письме и в чтении.

Анализаторы и обучение письму

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:

  1. Речедвигательного,
  2. Речеслухового,
  3. Зрительного,
  4. Двигательного.

Нарушение работы одного из анализатора, приводит к нарушению нейродинамики в коре головного мозга.

Опыт моей работы позволяет мне сделать вывод, что только воздействуя комплексно на зрительный, двигательный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы, мы можем добиться значительных результатов в преодолении нарушений в письменной речи у младших школьников.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема здоровья детей младшего школьного возраста.

Это особый период в жизни ребенка. При поступлении в школу, как известно, дети испытывают стресс. Факторами риска для здоровья являются трудности в общении и адаптации к новым условиям и требованиям учебного процесса.

Адаптация к школьным нагрузкам сопровождается значительным напряжением и нередко истощением регуляторных систем организма, что, несомненно, приводит к ухудшению состояния здоровья, нарушению физического развития и отклонениям в психоэмоциональной сфере, снижению функции зрительного анализатора учащихся. (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, 2006; В.М Петухов, 2006)

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

  1. Во-первых, объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
  2. Во-вторых, оно объединяет свойства предметов в целостный образ предмета, согласованной работе по переработке и получению информации,
  3. В-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия.

Значение зрительного восприятия в развитии ребенка

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия . Причем доминирование зрения (возникающее как в фило- так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично видящих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно–двигательно- слуховой тип восприятия.

Основные задачи зрительной системы при восприятии окружающего:

  1. Обнаружение объекта;
  2. Сличение;
  3. Категоризация.

Обнаружение объекта на базе выделения и различения основных признаков объекта:

  1. Освещенность;
  2. Контур;
  3. Цвет;
  4. Яркость;
  5. Форма;
  6. Размер;
  7. Определение движений;
  8. Ориентировка в пространстве.

На основе комплекса признаков, их анализа и синтеза происходит сличение, а затем отнесение образа к определенной категории – категоризация .

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира.

Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение, играет большую роль в психическом развитии ребенка.

Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и так далее.

Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Таким образом, зрительное восприятие – это сложный психофизиологический акт (прием и обработка информации; выделение отдельных признаков изображений, объектов; сличение; эталонное сравнение; опознание образов).

Развитие зрительного анализатора

Анатомо-физиологической основой зрительного восприятия является зрительный анализатор.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Изучив основы хромотерапии, я поставила перед собой цель создать учебные пособия по коррекции письменной речи, которые позволили бы эфективно развивать зрительный анализатор. В основе создания этого учебного пособия лежит идея фоторецепции, а так же система Мирзакарима Норбекова по ускоренному восстановления зрения, признанная Международной Ассоциацией независимых экспертов как самая эффективная среди известных на 1998 год.

Согласно теории фоторецепции разные цвета, воздействуя на органы зрения, могут рефлекторно вызывать оздоровительные процессы и различные позитивные изменения в жизнедеятельности органов и систем.

В процессе лечения цвет воздействует на радужную оболочку глаза, возбуждая те или иные рецепторы. Радужная оболочка глаза связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Хромотерапия

Наука, изучающая свойства цвета, называется хромотерапия . В основе метода хромотерапии лежат физические свойства света и цвета и особенности их восприятия зрительным анализатором.

Учёные доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желёз, и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определённые химические свойства и может быть использована в медицине.

Красный цвет активизирует, повышает работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, может подарить радость, активизировать и возбудить.

Оранжевый цвет укрепит сообщество людей собирающихся в «оранжевом» помещении О пробуждает аппетит. В детской комнате оранжевый цвет поможет ребенку переносить одиночество.

Розовый цвет является пограничным, если он насыщенный и яркий, то воспринимается как красный, а если же бледный, то мозг читает его как голубой или синий цвет.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Синий цвет передает глубину и чистоту, поэтому пробуждает воображение и вызывает интерес к так называемым «далеким мирам». Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состояниях психического возбуждения. выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен синий цвет и снизить давление. В конце рабочего трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Он оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, создаёт подъём умственной работоспособности, благотворно действует на концентрацию внимания. Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью. Но если ребенок-флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Жёлтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие на человеческий организм. Это цвет оптимизма, стимулирует умственную деятельность, помогает вялым, ипохондричным детям, снимает хроническую усталость, депрессивную настроенность. Желтый цвет можно назвать гармонизирующим цветом, который вызывает радостные ощущения, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. К тому же желтый цвет сможет развить у ребенка аппетит. Благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством и чистотой, изобилием и просветлением. Дарит чувство внутренней гармонии и покоя. Отлично сочетается с желтыми и розовыми оттенками. К сожалению, оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение, может спровоцировать развитие депрессивного состояния.

Воздействие цвета на психику ребёнка

Было проведено множество исследований на тему «Воздействие цвета на психику ребёнка». Наиболее восприимчивы для детей различные оттенки красного, желтого и синего.

Красный цвет для детей является раздражителем, обычно даже у самого спокойного ребенка он может вызвать чрезмерное беспокойство, активность и агрессивность. Красный цвет лучше использовать для апатичных, скромных и вялых детей. Он будет способствовать увеличению их активности и коммуникабельности, также улучшать настроение и аппетит.

Желтый цвет вызывает у детей радость и счастье, стимулирует психику к сосредоточенности, гармонии и послушанию. Психологи рекомендуют использовать именно желтый цвет для оформления детской, он благоприятно влияет на психику нервных и возбужденных детей, часто закатывающих истерики.

Как известно обои, постельное белье и игрушки находятся на виду у ребенка. Купив для чрезмерно активного и возбудимого ребенка желтое постельное белье, можно улучшить качество и продолжительность сна, успокоить его психику и нервную систему.

Зеленый влияет на характер детей, пробуждает интерес к окружающему миру и учебе. Спокойные и мягкие оттенки зеленого цвета поднимают самооценку и уверенность в себе, внушая смелость. Но не стоит сильно увлекаться этим цветом, особенно застенчивым и пассивным детям.

При стрессах и головных болях незаменим синий или голубой цвет. Он успокаивает весь организм как ребенка, так и взрослого человека, снижая давление. Голубой цвет избавляет от страха, депрессии и переживаний, поэтому детям рекомендуется оформлять комнату именно этим цветом, рекомендуется использовать нежный голубой оттенок, он способен снять возбуждение и нейтрализовать напряжение.

Белый цвет благоприятный и восприимчивый для детской психики, особенно в сочетании с зеленым, голубым или желтым.

Учёные заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придаёт мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определённых цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Таким образом, хромотерапия оказывает сильное влияние на психологическое состояние. Она помогает изменить отношение к жизни, успокаивает или стимулирует, нормализует деятельность внутренних органов, способствует восстановлению психоэмоционального равновесия, активизирует физиологические процессы в организме, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмен веществ, обладает имунностимулирующим действием.

М.С. Норбеков, доктор психологии, доктор педагогики, доктор философии в медицине, действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий предлагает систему восстановления зрения по определённым таблицам. Изменяя высоту, ширину, интенсивность окраски шрифта мы тренируем аккомодационный аппарат глаза. Аккомодационный аппарат это совокупность мышц радужки, это «мышечный корсет» глаза. М. С Норбеков вывел формулу механизма запуска процесса восстановления зрения:

«Мышечный корсет» — настроение — результат.

Я считаю, что эта формула применима в коррекционной и лечебной педагогике. Она послужила прекрасным источником вдохновения при создании моих учебных пособий.

Мой опыт

Новизна моего опыта заключается в том, что используя знания основ хромотерапии, мной были разработаны цветовые рамки для каждого коррекционного занятия.

Большое внимание при этом уделялось подбору цветных картинок. Цветные рамки в моём пособии выполняют функцию цветового стимула, который заставляет реагировать нервные рецепторы органов чувств, стимулирует их реакцию в виде нервных импульсов, что оказывает благотворное действие на нервную систему.

Изменяя размер и интенсивность окраски шрифта в подаче практического материала, я добиваюсь улучшения работы аккомодационного аппарата, который тесно связан с радужной оболочкой глаза. Радужная оболочка глаза, в свою очередь, связана со всеми внутренними органами и мозгом посредством сложных нервных связей.

Занимательный речевой материал, также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность, и создаёт положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

Занимаясь по данному методическому пособию, я заметила повышение общего эмоционального фона у детей, отсутствие усталости при выполнении практических заданий, повышение концентрация внимания и интереса к занятиям, что приводит к сокращению сроков коррекционного воздействия.

Результативность коррекционной работы по данным методическим пособиям стала выше на 10% и составляет 90% — 100%.

На логопункт обычно поступают дети с оценкой «два» , «три» по русскому языку. После прохождения коррекционного курса у 70% учеников стабильная оценка «четвёрка» по русскому языку.

Что скрывается за этими результатами?

Улучшается успеваемость ребёнка по русскому языку, речь становится более разборчивой, уменьшается общая и речевая тревожность, возрастает эмоциональная и речевая активность, увеличивается скорость переключения внимания и качество мыслительных операций, возрастают возможности самоуправления и произвольности в учебных видах деятельности, повышается работоспособность ребёнка, снижается негативное отношение к учёбе. Ребёнок меньше нуждаться в помощи при выполнении домашнего задания. Повышается самооценка ученика, нормализуются процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, улучшаются процессы адаптации к школьной жизни.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5- 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8-9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3-4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1-2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2-2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза . Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет - 10 см, в 30 лет - 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1-3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8-12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30- 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) - задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года - 0,2, в 5 лет - 0,8-1, затем в подавляющем большинстве случаев (80-90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9-1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8-1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20- 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3-4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика . Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го - началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4-7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4-1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый - от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ - обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ - сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4-5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2-3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17-20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5-6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 -12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 - 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

С 2,5-3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон - лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17-20 лет, после чего снижается.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения