Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом. Доклад этапы слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации учебно-методический материал на тему Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации кур

Коррекционно – педагогическая помощь детям

после кохлеарной имплантации

Развитие сурдопедагогики и технический прогресс создают условия для совершенствования специальной коррекционно-педагогической помощи неслышащим детям. Принципиальное значение для её совершенствования имеет разработка и внедрение в практику работы системы развития слухового восприятия и устной речи при использовании кохлеарного имплантирования, которое является адекватной коррекцией слуха даже при больших потерях слуха.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация.

На каждого имплантированного ребенка сурдопедагогами нашей школы составляется индивидуальная программа с учётом возраста имплантации, наличия слухового опыта и речи на основе научно-методических пособий, рекомендаций, методик научного сотрудника ФГУ Санкт-Петербургского НИИ ЛОР И.В.Королевой. Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации проводят сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях – это семинары, курсы, взаимопосещения, самообразование.

Программа предназначена для развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели.

Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Основные задачи :

    научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),

    научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный - согласный», «звонкость - глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,

    накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом (по И.В. Королевой)

    развитие слухового восприятия с помощью кохлеарного импланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным

    правильный подбор уровня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка),

    ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе,

    ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию,

    занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

Основным подходом в оказании коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в России и за рубежом является слухоречевой подход к ее проведению.

Цель слухоречевого подхода – свободное восприятие глухим ребенком окружающих звуков и речи. Основа слухоречевого подхода состоит в том, чтобы язык и речь изучались ребенком через развитие слухового восприятия. Данный подход базируется на том, чтобы научить ребенка воспринимать звуки окружающей среды, приводя к естественному развитию речи и языка, а слухоречевая практика требует, чтобы с ребенком взаимодействовали через разговорный язык и создавали слухоречевую окружающую среду.

Ведущими направлениями коррекционно – педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации являются: формирование и развитие слуховоговосприятия и формирование и развитие устной речи.

Условно выделено 4 периода слухоречевой реабилитации детей с кохлеарнымимплантом:

1 период – начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

Этот период почти исключительно связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За этот период должны быть достигнуты параметры настройки процессора, позволяющие ребенку воспринимать все звуки речи, а усилия педагогов и близких должны быть направлены на развитие у ребенка интереса к окружающим звукам.

2 период - основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

За этот период у ребёнка достигается оптимальные и стабильные параметры настройки процессора кохлеарного импланта, а главное формируется способность анализировать окружающие звуки и речь как звуковые сигналы.

Ребёнок научается обнаруживать разные звуки, у него формируется непроизвольное и произвольное слуховое внимание, он слышит различия между звуками, узнает и запоминает разные звуки и слова.

Дальнейшее слухоречевое развитие и занятия с сурдопедагогом и логопедом связаны с развитием у ребёнка речевой системы – накопление пассивного и активного словаря, развитие и формирование грамматической системы языка. В этот период ребёнок начинает понимать часто используемые слова и предложения.

3 период – языковой период развития восприятия речи и собственной речи.

Главным в этот период является развитие у ребёнка системы родного языка он всё время должен слышать родную речь, пользоваться ею, получать специальные занятия по родному языку.

Особое внимание необходимо уделять развитию у ребенка слухового восприятия грамматической стороны речи.

У ребенка продолжает улучшаться восприятие звуков и речи – он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему.

4 период – период развития связной речи и понимания сложных текстов .

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической и общих представлений об окружающем мире.

Он отличается от предыдущего периода тем, что это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение обращаться с разными людьми с помощью речи.

Послеоперационная реабилитация глухих детей

с кохлеарным имплантом

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от возраста ребенка, возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью); интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, а также индивидуальных особенностей ребенка. В целом, слухоречевая реабилитация у детей с КИ включает следующие компоненты:

1. точная настройка процессора КИ;

2. развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ;

3. развитие и коррекция устной речи (у маленьких детей, начинают с развития доречевых вокализаций);

4. развитие языковой способности (у детей, потерявших слух до овладения речью);

5. развитие коммуникативных навыков (у маленьких детей);

6. развитие невербального интеллекта (у детей младшего и среднего возраста);

7. психологическая работа с ребенком и его близкими.

При реабилитации детей с КИ используются методы, которые разработаны для слабослышащих детей, эффективно использующих слуховые аппараты. Полезны также приемы работы, используемые для детей с сенсомоторной алалией. Однако в слухоречевом развитии детей с КИ есть особенности, которые необходимо учитывать, приступая к реабилитации такого ребенка. Необходимо учитывать эти особенности при занятиях и общении с ребенком, создавать оптимальные условия для развития у него слуха и речи.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ.

1. Ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен

2. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним

3. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное.

4. Во время занятий следует исключить шумы.

5. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука. Он может это сделать, только если звук повторяется или долгий. Маленьких детей важно учить соотносить звук с производящим этот звук предметом или действием (стук в дверь, журчание воды в раковине) - объяснить значение звука.

6. У маленьких детей важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа.

7. Следует учить ребенка различать при парном сравнении и узнавать отдельные звуки речи. Сформированное умение различать звуки речи, особенно высокочастотные и тихие (с-з, с-ш, п-б), используется для контроля правильности настройки процессора КИ.

8. Важно постоянно закреплять сформированные навыки узнавания слов и предложений, соотнося с их значением, и проверяя понимание ребенком значений этих слов.

9. Надевать КИ ребенку следует в выключенном состоянии. Утром или после сна, одевая КИ ребенку, сначала надо установить небольшое усиление, и увеличить усиление через 10-20 мин.

10. Если ребенок отказывается носить КИ, пугается громких звуков, следует уменьшить усиление. Если ребенок продолжает плохо реагировать на громкие звуки, на занятиях устанавливается более высокое усиление, а в детском саду, школе, на улице - более тихий.

11. После включения процессора КИ мозг ребенка постоянно стимулируется окружающими звуками. Поэтому первое время ребенок быстро устает в течение дня и после занятий. Быстрая утомляемость особенно характерна для детей, потерявших слух после нейроинфекций (менингит). Часть детей становятся капризными, раздражительными, обидчивыми, беспокойными.

12. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка.

13. Дети с КИ плохо опознают речь при диктовке (из-за реверберации помещения), поэтому рекомендуется такие задания выполнять с ними индивидуально.

14. Для улучшения восприятия речи педагога в классе или групповых занятиях в детском саду (в помещениях с высокой реверберацией и шумом) детям рекомендуется использовать FМ-системы (системы «учитель-ученик»), которые усиливают речь педагога и передают ее в процессор КИ без окружающих шумов (см. 3.7).

15. Двуязычие в семье создает дополнительные сложности для слухоречевого развития ребенка с КИ. Поэтому по возможности надо, чтобы в семье первые 1-2 года говорили на одном языке.

Допущено Учебно-методическим объединениемпо направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика

Рецензенты:

Г. Н. Пенин , д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена;

А. И. Лопотко , д-р мед. наук, проф. лаборатории по реабилитации слуха и речи Санкт-Петербургского ГМУ им. И. П. Павлова.

Сокращения

КИ – кохлеарный имплант

СА – слуховой аппарат

ПЛП – постлингвальные пациенты

ДЛП – долингвальные пациенты

КСВП – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы

ВОАЭ – вызванная отоакустическая эмиссия

Введение

Долгое время глухота обрекала человека на жизнь в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация дает возможность глухим людям слышать все звуки, даже самые тихие. Кохлеарная имплантация позволяет оглохшему человеку вернуть слух, а благодаря этому вернуться к учебе, работе, вернуться к обычной жизни. Глухой ребенок с кохлеарным имплантом получает возможность научиться понимать речь и говорить, а имплантация малыша в возрасте до двух лет создает потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормально слышащий ребенок, и полноценно интегрировать его в общество слышащих. И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих – и детей, и взрослых.

В чем суть кохлеарной имплантации? Слово «кохлеарная» происходит от латинского слова «cochlear» (кохлеа, или улитка). Так называется орган слуха, в котором находятся специальные клетки – рецепторы слуха, воспринимающие звуки и передающие их в виде электрических импульсов в слуховой нерв и дальше в мозг, где и возникают слуховые ощущения. У глухого человека погибают эти рецепторы в улитке, и в результате звуки не поступают в мозг, человек не слышит. В этом случае ему не помогают обычные слуховые аппараты, которые просто усиливают звук. Но ему может помочь кохлеарная имплантация – хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо (улитку) глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи путем электрической стимуляции слухового нерва .

Исследования ощущений при электрической стимуляции органа слуха у здоровых людей и людей с нарушением слуха проводились еще в XVIII в. и продолжались до XX в. многими учеными, в том числе и отечественными – Вольта (1800), Риттер (1801), Бреннер (1863), Волохов (1934), Андреев (1934), Гершуни (1939) . Было установлено, что у человека при этом возникают ощущения звона, стука, шипения и т. п. в зависимости от характеристик стимуляции. Эти данные легли в основу идеи о создании электрического кохлеарного протеза для глухих людей.

Настоящее развитие кохлеарных имплантов (КИ) стало возможным с появлением биоматериалов, которые могли быть имплантированы во внутреннее ухо и не отторгались организмом человека, а также разработкой электронных систем, способных преобразовывать звуковые сигналы в электрические стимулы, воспринимаемые слуховым нервом. Первые экспериментальные системы КИ стали появляться в 50-х гг. XX в. Они были громоздкими, человек не мог их носить сам, а слушал, только приходя в лабораторию. Внутренняя имплантированная часть присоединялась при этом к внешнему устройству с помощью разъемов или проводов, расположенных на голове пациента.

Первая переносная система КИ была имплантирована в 1957 г. во Франции пациенту доктора Charles Eyries. Она была одноканальной (одноэлектродной), очень простой и передавала информацию только о наличии звука, но с ее помощью человек мог значительно лучше понимать речь при чтении с губ .

Коммерчески производимые системы КИ появились в 80-х гг. XX в. Важным этапом их развития было появление устройств, в которых внутренняя имплантированная часть не имела внешних выводов на голове пациента. Системы КИ развивались в двух направлениях. Во-первых, продолжали совершенствоваться одноканальные системы КИ. До сих пор около 200 человек в мире продолжают их использовать. Как правило, это позднооглохшие люди, которым КИ значительно облегчает понимание речи на основе слухо-зрительного восприятия. Однако отдельные пациенты с помощью одноканальных систем КИ способны понимать речь только на слух. Развитие и производство этих систем продолжалось до 90-х гг.

Во вторых, начали разрабатываться многоканальные (многоэлектродные) системы КИ. В 1962 г. W.House и J.Urban были первыми, кто пытался это сделать. Однако в то время не было технологий, позволяющих реализовать эту идею. Она требовала сложной обработки речевого сигнала, мощных малогабаритных компьютеров. Поэтому

W.House продолжил развитие одноканальных систем КИ. Разработка многоканальных систем была возобновлена в Австралии, Австрии, Бельгии и Франции в 80-х гг. XX в. Сейчас системы КИ продолжают развиваться в этом направлении .

В настоящее время три основные фирмы производят системы КИ: «Cochlear» (Австралия), «MED-EL» (Австрия), «Advanced Bionics» (США).

По мере совершенствования систем КИ, обеспечивающих все более высокое качество передаваемой речи, развития хирургических подходов и методов слухоречевой реабилитации быстро возрастало число людей, желающих использовать КИ. Сейчас в мире около 200 тыс. пользователей КИ. Расширяется круг пациентов, которым рекомендуется использование имплантов. Если сначала эти операции делались только позднооглохшим людям, то сейчас значительную часть из них составляют дети с врожденной глухотой. Количество ежегодно имплантируемых детей постоянно увеличивается. Кохлеарная имплантация проводится детям разного возраста, включая детей до года. Установлено, что чем в более раннем возрасте производится имплантация, тем лучше ее результаты.

В Советском Союзе также были попытки создания систем КИ. В Москве под руководством М. Р. Богомильского был изготовлен опытный образец системы КИ, но его промышленное производство не было начато . В начале 90-х гг. экспериментальные исследования по экстракохлеарной имплантации проводились в Киеве .

Первая операция кохлеарной имплантации с серийно производимой австралийской системой КИ «Nucleus» была проведена в России в 1991 г. в Научном центре аудиологии и слухопротезирования (Москва) . C 1997 г. операции кохлеарной имплантации проводятся в Санкт-Петербурге и Москве. Сейчас в России уже более 1000 человек используют КИ.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи является ведущим центром России, где проводят такие операции. Здесь осуществляются все 3 этапа кохлеарной имплантации:

1) комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов – кандидатов на кохлеарную имплантацию;

2) хирургическая операция;

3) послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.

В реализации этих этапов участвуют до 20 специалистов разного профиля – хирург-отоларинголог, аудиолог, сурдолог, сурдопедагоги, психоневрологи, психологи, логопеды и др. .

Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста потери слуха и возраста имплантации. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет более 5 лет .

Как показывает наш опыт, важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация этого процесса на местах. В центре кохлеарной имплантации проводится настройка процессора КИ, первый интенсивный курс слухоречевой реабилитации, регулярное консультирование специалистов и родителей по различным проблемам пациентов с КИ. Многолетняя ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится, прежде всего, на плечи его родителей и местных специалистов. Поэтому обеспечение их информацией по проблеме реабилитации пациентов с КИ является сегодня одним из важнейших условий для распространения этого высокотехнологичного метода реабилитации в нашей стране, с ее огромной территорией.

В СПб НИИ уха, горла, носа и речи накоплен богатый опыт реабилитации детей и взрослых с КИ . Здесь прошли реабилитацию более 600 пациентов, имплантированных не только у нас центре, но и в других центрах страны и за рубежом. Среди этих пациентов есть взрослые и дети разного возраста; дети со слуховым опытом и без него; слепоглухие пациенты; дети глухих родителей. Самый маленький пациент был имплантирован в возрасте 1 года.

В пособии представлены устройство и принцип работы систем кохлеарной имплантации, методы диагностического обследования и отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию, сведения об операции, структуре и содержании послеоперационной реабилитации взрослых и детей с КИ. Кратко описаны методика развития слухоречевого восприятия с КИ у разных категорий пациентов, послеоперационное сопровождение пациентов специалистами. Рассмотрены вопросы организации реабилитации детей с КИ.

Кохлеарная имплантация, безусловно, является высокоэффективным методом реабилитации глухих детей и детей с большими потерями слуха. Эффективность кохлеарной имплантации в целом у детей в существенной мере зависит от организации послеоперационной слухоречевой реабилитации. При отсутствии адекватной слухо-речевой реабилитации ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью КИ он будет слышать даже тихие звуки. Известны случаи отказа подростков использовать КИ, так как вследствие неправильной организации занятий по развитию слухоречевых навыков ребенок не научился пользоваться появившимся слухом для развития понимания речи окружающих людей и различения звуков окружающей среды.

При правильной организации слухоречевой реабилитации большинство позднооглохших детей, потерявших слух после овладения речью, через месяц после подключения процессора КИ восстанавливают способность понимать речь на слухо-зрителъной основе в большинстве коммуникативных ситуаций. В течение года их способность воспринимать речь на слух улучшается, многие из них через 3-6 месяцев могут разговаривать по телефону. Такие дети учатся в массовой школе, но нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку.

У детей с врожденной глухотой слухо-речевая реабилитация занимает значительно больше времени. Развитие слуховых механизмов анализа окружающих звуков и речи, как звуковых сигналов, у детей этой группы происходит в течение 6-12 мес. Но слухоречсвая реабилитация в целом, как развитие способности понимать устную речь и говорить занимает у таких детей 3-5 лет и более. При этом уровень развития понимания устной речи и собственной речи у отдельных детей может сильно различаться от практически нормального уровня до ограниченного отдельными бытовыми словами и фразами. Это зависит от многих факторов , один из ведущих из них - возраст имплантации. Чем в более раннем возрасте проведена имплантация, тем лучше результаты.

Успешная послеоперационная реабилитация детей с КИ требует взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухо-речевой реабилитации, социальными проблемами.

Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями сотрудников Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам развития слуха , речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

Литература

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N 2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.

10. Ю.Огородникова Е.А., Королева И.В., Люблинская В.В. и др. Использование компьютерных программ в процессе слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарными //Актуальные вопросы логопатологии. Сб. статей. -2004, СПб. -С.73-77.

11 .Таварткиладзе Г.А. Белянцев И.А. Фроленков Г.И. и др. Показания к кохлеарной имплантации //Метод, рекоменд. N95/209.- М., 1995.- 24 с.

12. Электродное протезирование слуха.-Л.: Наука, 1984.- 215с.

13. Cochlear implants for young children. Eds. McCormic В., Archbold S., Sheppard S. - London.:Whurr Publishers, 1994.- 230 p.

14. Cochlеar implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum.- London: Whurr Publishers, 1995.-325 p.

15. Pujol C., Amat T. Adolescents and the cochlear implant. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum. 1995. p.216-231.

16. Tavarlkiladze G.A., Mironova E.V., Borovleva R.A. et all. Therapevtic concepts for training cochlear implant patients who have good preoperativc language skills. In: Cochlear implant rehabilitation in children and adults. Ed D.Allum., 1995.- p.232-243.

17. Wilson B.S., Finley C.C., Lawson D.T. et all. Better speech recognition with cochlear implants //Nature. -1991.-N 352.- p.236-238.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат

слого-ритмическую структуру.

СТУЛ ЛОДКА МАШИНА

СЕРГЕЙ ЛЕНА АНТОНИНА (имена ребенка и членов семьи)

ПРИВЕТ СПАСИБО ДО СВИДАНИЯ

ПОКА СТОЙ ПОЖАЛУЙСТА

ХЛЕБ ЛОШАДЬ ТЕЛЕФОН

ТОРТ МАЛЬЧИК ТАРЕЛКА

ФЛАГ ДЯДЯ ДЕВОЧКА

СТУЛ РУЧКА АППАРАТ

ДОМ АПЕЛЬСИН КРЕМ БОТИНКИ

ГЛАЗ РИСОВАТЬ НОС ВЕЛОСИПЕД

СТОЛ МАШИНА ЛИСТ ТАРЕЛКА

ГРИБ ПУГОВИЦА ЗУБ БОРОДА

ПИТЬ ГУЛЯТЬ РИСОВАТЬ
Узнавание слов в закрытом списке с опорой на

слого-ритмическую структуру и

семантическую связь между словами.

ПИТЬ ЧАШКА ФАРА КОЛЕСО

ДВЕРЬ ОТКРЫВАТЬ ЗОНТ ЛУЖА

СТУК ПАЛКА ГУДОК ПАРОВОЗ

ПИСК МЫШКА ГРОМ ГРОЗА

СОК СТАКАН СУП ЛОЖКА

СПАТЬ ПОДУШКА НОГИ ТАПОЧКИ

РУКИ ВАРЕЖКИ ПОЛ МЫТЬ

ШКОЛА УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ПИАНИНО

ЖАРИТЬ КАРТОШКА ИГРАТЬ КОМПЬЮТЕР

ЛЕГО СОБИРАТЬ МУЗЫКА ТАНЦЕВАТЬ

УРОК УЧИТЕЛЬНИЦА КАРТЫ ВЫИГРАТЬ

КУШАТЬ КОНФЕТА СОБАКА ЛАЕТ

МАШИНА ЕДЕТ МАМА ЗОВЕТ
Узнавание отдельных звуков речи

А-У А-И У-И А-ШУ-ША-С И-С Ш-С

А-У-Ш А-У-И А-Ш-С А-И-С А-У-И-Ш-С
Узнавание односложных слов в закрытом выборе

НОС ДЫМ ШАР ГОСТЬ ПЛАЧ

СЛОН БАК КЛЮЧ МИР НОЖ

ЗАЛ ТИГР КРОТ ЗВУК ЛЮК

ЛИЦО - КУЛАК БИЛЕТ - ШУМЕТЬ ТРУСЫ - ЛИМОН
А-У-И

БА-БУ-БИ ПА-ПУ-ПИ ЗА-ЗИ-ЗУ МА-МУ-МИ

РА-РУ-РИ СА-СУ-СИ ВА-ВУ-ВИ

ШУМ-САД-ШИЛ КУСТ-ГАЗ -ГРИБ

РУЛЬ - ТАЗ - ЛИСТ ШАР - КОСТЬ - ПИСК

ЧАС - ЗУБ - БИЛ СУП - МАЗЬ - ПИЛ

ВИЛКА - РАМА- РУЧКА КНИГА - КАША - СУМКА

МИСКА - ПАСТА - КРУЖКА КУЗОВ - ТАПКИ – ФИГА
А-О

ГА-ГО ТА-ТО ЧА-ЧО НА-НО ЛА-ЛО СА-СО ХА-ХО

ДОМ-САД КОТ-ГАЗ РОТ-ТАЗ ШАР-КОСТЬ

ЧАС-ПОЛ СТОЛ-МАЗЬ НОС-ЗАЛ

ПОЛКА-РАМА КАША-ЛОЖКА ПАСТА-ПОПА

Слухоречевая реабилитация

глухих детей после операции кохлеарной имплантации (КИ)

/игры, направленные на развитие слухоречевого восприятия/

Послеоперационная слухоречевая реабилитация - самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого у детей зависит от многих факторов. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой составляет 3-5 и более лет.

Слухоречевая реабилитация у детей с КИ включает следующие компоненты:

1. Точная настройка процессора КИ

2. Развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ

3. Развитие и коррекция устной речи (у маленьких детей, начинают с развития доречевых вокализаций)

4. Развитие языковой способности (у детей, потерявших слух до овладения речью)

5. Развитие коммуникативных навыков (у маленьких детей)

6. Развитие невербального интеллекта (у детей младшего и среднего возраста)

7. Психологическая работа с ребенком и его близкими.

Особенности слухового восприятия детей с КИ определяются 3-мя основными причинами:

    искажением звуков и речи, передаваемых КИ в слуховую систему,

    несформированностью (и/или нарушением) центральных слуховых процессов различной степени, что проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи, прежде всего, в первые годы после имплантации.

    мензуральным восприятием - кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве и восприятия речи в шумах и в помещении с сильным отражением звуков.

Длительность и содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации зависят от :

Возраста ребенка;

Возраста потери слуха (врожденная, в период овладения или после овладения речью);

Интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией;

Индивидуальных особенностей ребенка.

При реабилитации маленьких детей с КИ необходимо осознавать, что КИ будет приносить максимальную пользу для ребенка только, если :

КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

Правильно настроен процессор КИ;

Созданы хорошие условия для восприятия звуков, поскольку дети с КИ испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

Созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в различных ситуациях общения (взрослый/ребенок, ребенок/ребенок, взрослый/дети);

У ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться;

В процесс реабилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, учителя и др.

Формирование у имплантированного ребенка способности использовать речь как средство общения сходно со слабослышащими детьми, эффективно использующими слуховой аппарат, и нормально слышащими детьми. Оно предполагает:

    развитие коммуникативных навыков (т.е. способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения);

    развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ, т.е. развитие способности обнаруживать, различать, опознавать и распознавать неречевые звуковые образы и акустические корреляты разных речевых сигналов-дифференциальных признаков фонем и самих фонем, слогов, слов, фраз; формирование «базы» слуховых образов этих сигналов в памяти);

    развитие языковой способности , т.е. овладение значением множества слов (лексика), их звуковым составом (фонетика), правилами изменения (морфология) и соединения слов в предложении (синтаксис), правилами использования языковых средств для общения (прагматика);

    развитие устной речи , т.е. развитие умения порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц, и формирования в памяти необходимой для этого информации (информация о значении слов, правилах их изменения и соединения в высказывании, правилах их употребления в речи, а также двигательных программах артикуляторных органов, обеспечивающих генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками).

У детей в целом, а у маленьких детей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано, поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях. Задачи и приемы послеоперационной реабилитации в существенной мере определяются состоянием речевой функции ребенка.

Слуховое развитие имплантированного ребенка происходит в 2-х ситуациях:

В естественных условиях (дома, на улице, в. гостях и пр.). В этих ситуациях слуховое развитие происходит естественно, непроизвольно, интегрально. Здесь ведущая роль принадлежит родителям и то, как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха имплантации;

Во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.

Коммуникативное развитие

У многих маленьких детей, поступающих на имплантацию, нередко не сформированы коммуникативные навыки. Это обусловлено, в основном, двумя причинами: наличием сопутствующей патологии нервной системы (гиперкинез, нарушения внимания и др.) и отсутствием опыта систематических занятий с педагогом. При работе с этими детьми необходимо начинать с развития коммуникативных навыков.

Работу начинают на предоперационном этапе и продолжают после операции до подключения КИ. Она включает развитие довербальных навыков (предшественников языка):

Контакт «глаза в глаза»,

Совместный взгляд (внимание) ребенка и взрослого на предмет,

Умение соблюдать очередность при общении,

Устанавливать связь между звуком и действием.

После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естественному поведению матери со слышащим ребенком. Надо следовать за его взглядом и комментировать то, на что он смотрит, даже если сначала он не понимает.

Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной деятельности используются партнерские и параллельные игры: «Угощение гостей», «Прием у врача», «Посещение магазина», параллельное собирание конструкций и т.д. Важно помнить, что маленькие дети реагируют медленно и надо оставлять паузы достаточной длительности между сообщениями, чтобы ребенок тоже имел возможность ответить. Необходимо относиться к любой голосовой реакции ребенка (вокализации) как к преднамеренной коммуникации и реагировать на нее так, как это делает мать нормально слышащего ребенка.

При организации занятий, которые лучше проводить в утреннее время, когда малыши наиболее активны, нужно учитывать, что многие маленькие дети после включения КИ становятся беспокойными, капризными, быстро утомляются, что, по-видимому, обусловлено увеличением сенсорного потока в мозг.

Развитие слухового восприятия (РСВ) неречевых и речевых сигналов с помощью КИ

Занятия по РСВ у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения КИ.

Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению КИ, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук, а при возможности формирование у ребенка представления «тихий-громкий». В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется навык прислушивания, усидчивость. В течение всего периода перед операцией и настройкой ребенок должен продолжать носить слуховой аппарат, в том числе и на занятиях. Это очень важно для последующих занятий с ребенком. Если ребенок не носит слуховой аппарат, то в период до имплантации и первого включения КИ тренировку проводят без слухового аппарата с использованием слухового тренажера и громких звуков.

При РСВ у имплантированного ребенка необходимо сформировать все центральные слуховые механизмы, обеспечивающие возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь:

Обнаружение звука (есть/нет),

Локализация источника звука в пространстве,

Различение 2-х звуков (одинаковый/разный),

Оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т.д.),

Опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек,

Выделение акустических коррелятов различных речевых сигналов (на сегментном уровне - фонем, слогов, и надсегментном уровне- слов, фраз),

Опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз),

Распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни по содержанию, ни по звучанию).

После первой настройки процессора КИ ребенок обычно способен слышать только громкие звуки (он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки процессора КИ, обучения - достигается динамический диапазон настройки процессора КИ, позволяющий воспринимать звуки средней и тихой громкости.

Целенаправленные занятия по тренировке слухового восприятия обладают преимуществом, т.к. позволяют подобрать нужные звуковые сигналы и структурировать процесс обучения. Главное сделать это интересным и веселым занятием для ребенка. В первые дни после подключения процессора КИ самая простая задача для ребенка - восприятие «появления» звука, потому что он сам создаст звук и может наблюдать его влияние на других (например, он бьет в барабан, а взрослый, притворяющийся спящим, с испугом просыпается). В такой же игровой форме у ребенка развивают способность опознавать разные качества звуков (громкий/тихий, длинный/короткий, один/много звуков), узнавать разные звучащие игрушки (погремушки, дудки, свистки, пищалки, ксилофон и пр.), узнавать звукоподражания (мяу, гав, пи-пи и др.) и слова литературного языка (киска, собачка, мышка и др.) с разной и одинаковой слоговой структурой.

Уже с 1.5 лет у детей можно выработать условно-рефлекторную реакцию на звук, которую, можно в дальнейшем использовать для слуховой работы при узнавании разных звуков. Например, ребенок показывает на называемый предмет или предмет, издающий звук. Это задание способствует также развитию слухового внимания, которое не сформировано у этих детей. При работе с малышами полезно использовать помощь мамы (брата, сестры), которая сначала сама выполняет задание и, тем самым выступает в качестве модели поведения для ребенка. Можно также проводить занятия с 2-мя детьми с разным уровнем слухового развития, что позволяет использовать свойственную в этом возрасте подражательность и дух соревнования.

В процессе слуховой тренировки необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых звуковых имитаций, постепенно формируя соотнесенные вокализации и слова (например, ударяя по барабану произносить слово «бам»). Во всех этих заданиях должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он выполняет их только на слух.

При РСВ у имплантированных детей необходимо помнить, что:

Перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка (например, указывая на свое ухо и говоря: «Слушай»), т.к. нарушения слухового внимания является одной из характерных особенностей этих детей;

В первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать громкие звуки, чтобы вызвать реакцию,

Они лучше воспринимают звуки большой длительности, чем короткие звуки,

Они лучше воспринимают модулированные, прерывистые звуки, чем монотонные и одиночные звуки,

У них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал,

У детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их. Важно научить ребенка также показывать, что звука нет.

Уже на первых занятиях после включения КИ начинают работу по развитию способности различать и опознавать неречевые звуки.

Одновременно с этим начинают тренинг обнаружения, различения и опознавания звукоподражаний и слов. Показывая ребенку 2 игрушки (или картинки), называют их несколько раз, гак чтобы ребенок видел лицо говорящего, после чего просят ребенка дать соответствующую игрушку/картинку при назывании. В этих задания важно называть не одно слово, а короткую фразу, так как это мы делаем с нормально слышащим ребенком. Например: «Дай Нату», «Где мяу?», «Это машина», «Покажи лошадку». Затем задание выполняют только на слух. По мере развития у ребенка способности различать слова и накопления у него слуховых образов слов, обозначающих предметы, их качества и действия с ними, ребенку дают для различения 3-х словные фразы(«дай красный мяч», «покажи большую машину»).

Наиболее эффективно и естественно РСВ у маленького ребенка происходит, если это слова и звучания включены в сюжетно-ролевую игру. Например, игра в сказку «Колобок», «Три медведя». При этом ребенок многократно слушает один и тот же речевой материал и хорошо усваивает связь между словами и предметами, действиями.

Важную роль играет развитие способности обнаруживать источник звука в пространстве. Ребенок должен осознать, что звуки могут появиться не только спереди, когда он видит источник звука, но и сзади, справа, слева. Это способствует развитию непроизвольного и произвольного слухового внимания у ребенка и более быстрому развитию активного восприятия звуков окружающей среды. В этой работе большую помощь должны оказать родители, которые, используя естественные ситуации, привлекают внимание ребенка к разным источникам звуков. Родители также продолжают дома самостоятельные целенаправленные занятия по развитию слуха и других навыков.

Развитие языковой способности

Для того чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, узнавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении, использования языковых средств для общения.

Как и у нормально слышащего ребенка овладение языковой системой начинается с накопления слов, значение которых осваивает ребенок. И как у слышащего ребенка эти слова относятся к различным категориям - существительным, глаголам, прилагательным. Это те слова, которые ребенок может «увидеть», «потрогать», и которые он часто слышит дома (стул, кошка, дядя сидит, кушает, синий, большой и т.д.). К числу первых осваиваемых ребенком слов относятся и наречия, обозначающие важные для ребенка понятия («нельзя», «можно», «хорошо», «громко» и др.) и простые просьбы («дай мячик», «принеси стул», «где нос?»). В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. Родителям дается примерный словарь детей на различных этапах обучения, и так же как при работе с тугоухими детьми со слуховыми аппаратами рекомендуется вести «словарь» ребёнка, в котором отмечается овладение им значением слова, умение опознавать его на слух, имитировать, использовать в собственной речи, читать.

Наблюдения показывают, что хотя КИ действительно даёт возможность слышать даже тихие сигналы во всем частотном диапазоне, ребенку необходимы регулярные занятия для развития способности использовать этот слух при формировании понимания речи и собственной речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Метод многоканальной кохлеарной имплантации является одним из наиболее эффективных методов реабилитации детей с нарушенным слухом, который позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Кохлеарноимплантированные дети – это особая категория детей с недостатками слуха, ибо они одномоментно начинают слышать после операции, причём пороги их слуха приближаются к нормальным, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.

При сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва долгое время остаются сохранными. Действие кохлеарного импланта основано на том, что он заменяет волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью особых электрических разрядов прямо слуховому нерву . Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка, которая направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений. Далее проводится слухоречевая реабилитация, эффективность которой зависит от правильной организации комплексной медицинской и психолого-педагогической помощи.

Цель сурдопедагогической помощи детям с кохлеарным имплантатом - научить их воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Поэтому основным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта, причем желательно в короткие сроки.

Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это более сложные процессы, которые включают в себя умение различать сигналы, выделять в них важные признаки, узнавать изолированные слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. . Если ребенок был глухим с рождения и до операции не пользовался слуховым аппаратом, то навыки восприятия звуковых сигналов у него не сформированы. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают различные ступени восприятия акустической информации. При отсутствии адекватного педагогического сопровождения долингвально оглохший ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные. У детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится пять и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком в условиях школы-интерната ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога и др.), и только комплексная систематическая, целенаправленная работа определит будущий позитивный результат.

Длительность и содержание слухоречевой реабилитации определяется в первую очередь уровнем его слухового и речевого развития на момент имплантации. Наблюдение за такими детьми показывает, что он может быть в значительной степени различным. С одной стороны, есть дети, которые постоянно использовали слуховой аппарат и устную речь как основное средство общения. С другой стороны, дети, которые практически не пользовались слуховым аппаратом, общались исключительно жестовой и дактильной формами речи. Общим же в реабилитационной работе является то, что потенциально все дети после подключения речевого процессора имеют возможность слышать и различать неречевые и отдельные звуки речи, короткие фразы, фонемы .

Длительность и эффективность реабилитации детей с кохлеарными имплантами зависит от многих факторов, ведущим из которых является возраст потери слуха. При обучении детей с тяжёлой потерей слуха используются научно-обоснованные методики (Рау Ф. Ф., Слезиной Н. Ф., Зыкова С. А., Корсунской Б. Д., Носковой Л. П., Кузьмичевой Е.П. и другие). Несмотря на огромное практическое значение и подтвержденную высокую эффективность данных методик, они не могут быть перенесены в процесс педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Основой психолого-педагогической реабилитации наших имплантированных малышей на начальном этапе является программа комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!». Как известно, это первая программа реабилитации детей, разработанная сотрудниками ФГУ «СПБ НИИ ЛОР» Пудовым В.И., Зонтовой О.В. Основная задача программы - объединить усилия врачей, сурдопедагогов, родителей в реабилитации имплантированных детей, чтобы ввести их в общество слышащих людей.

На каждого имплантированного ребенка сурдопедагогами нашей школы составляется индивидуальная программа с учётом возраста имплантации, наличия слухового опыта и речи на основе научно-методических пособий, рекомендаций, методик научного сотрудника ФГУ Санкт-Петербургского НИИ ЛОР И.В.Королевой. Слухоречевую реабилитацию детей после кохлеарной имплантации проводят сурдопедагоги, прошедшие подготовку на разных уровнях – это семинары, курсы, взаимопосещения, самообразование. Методистом программы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир» О.В. Зонтовой на базе школы проведены два межрегиональных семинара. Один из них проходил в летнее время на Байкале, где отдых имплантированных детей был совмещен с учёбой. Учились дети, их родители и педагоги.

Целенаправленная, систематическая работа по реабилитации дает положительные результаты: на сегодняшний день семь имплантированных учащихся продолжают обучение в общеобразовательных школах республики, у некоторых из них постоянное логопедическое сопровождение.

Кристина Р. Девочка поступила в дошкольное отделение СКОШИ I-II вида в возрасте 5 лет с прогрессирующим снижением слуха, в основном общение осуществлялось простыми словами и естественными жестами. До кохлеарной имплантации нами была проведена работа по определению дальнейшего маршрута развития девочки, а также ряд индивидуальных занятий по обучению матери развитию слухового восприятия на первоначальном этапе (выработка условно-двигательной реакции на звук, определение характеристик звучания, минимальный словарь для понимания). Данная процедура позволила родителям и сурдопедагогу быть максимально подготовленными к последующей реабилитации. На момент имплантации Кристине было 6,5 лет. На протяжении двух лет интенсивной работы девочка окончила 2 класса в СКОШИ II вида. На конец учебного года наблюдалась инициативная речь с аграмматичными конструкциями; девочка находилась на начальном этапе предикативного уровня понимания речи, уровень осведомлённости - ниже среднего, начало развития синтаксической и грамматической системы языка. Слуховое восприятие в свободном звуковом поле соответствовала I степени тугоухости. Разборчивость речи на материале незнакомых текстов составляла 97 %, внятность речи- 86 %. Средний уровень внятности речи связан с трудностью восприятия и воспроизведения сонорных звуков. При развитии фонетико-фонематического слуха наблюдались сложности с восприятием низкочастотного материала, а именно дифференциации [М, Н, Л]. Для лучшей стимуляции низкочастотного диапазона было рекомендовано ношение слухового аппарата на втором ухе. Сейчас девочка обучается в массовой сельской школе. После первого года обучения в массовой школе наблюдается повышение разборчивости речи на слух, это связано с быстрым накоплением пассивного словаря, адекватной речевой средой и дополнительными занятиями. Девочка быстро идет на контакт, довольно общительная, поэтому во внешкольной деятельности адаптировалась вполне успешно: имеет много друзей и подруг. При этом Кристина по-прежнему испытывает трудности в понимании образных высказываний, переносных значений, часто ошибается в согласовании слов в предложении, ей нередко требуется наглядное представление материла. Для развития логического мышления Кристина играет в шахматы, для развития координации и чувства ритма занимается в хореографическом кружке.

Оксана К. с диагнозом двусторонняя глухота, прооперирована на левое ухо пять лет назад в научно-клиническом центре оториноларингологии города Томска. В силу недостаточной осведомленности родителей процесс реабилитации начался гораздо позже установленных сроков. Безусловно, кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, при этом восприятие звуков окружающей среды и понимание речи требуют специальных занятий. Интенсивные занятия с сурдопедагогом начались через 2,5 года c момента подключения речевого процессора. Во время целенаправленных занятий велась работа по увеличению словаря, общей осведомленности об окружающем мире, развитием речевого слуха и связной речи. Девочка обучалась в классе слабослышащих детей один год и показала довольно хороший уровень речевого общения, понимания обращенной речи, поэтому родители приняли решение переехать в поселок и обучать ребенка в общеобразовательной школе, где она обучается третий год. Психо-эмоциональное состояние ребенка удовлетворительное, обучение ведется по индивидуальной программе. У Оксаны возникают сложности с написанием диктантов. Во время урока учитель перемещается по классу, и девочке сложно уловить окончания слов и предлоги. Родители ребенка готовы к слухопротезированию второго уха, так как, слуховой аппарат не дает должной эффективности. Говоря об имплантации правого уха, специалисты из г. Томска едины во мнении, что операция в данном случае будет малоэффективна. Причиной тому длительное время с момента первой операции. После двух лет обучения и пребывания в среде слышащих детей, у ребенка заметно возросли познавательные интересы, обогатился словарный запас, улучшилась просодическая сторона устной речи. Девочка дополнительно занимается с учителем класса три раза в неделю, ходит в группу продленного дня при школе, занимается с логопедом и продолжает наблюдаться у сурдопедагога. Оксана в школе очень активна, всегда принимает участие в жизни класса и школы. Девочка чувствует себя вполне комфортно в новом для нее мире звуков.

Кирилл У. - ребенок с врожденной глухотой, оперирован в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи в шестилетнем возрасте. На момент имплантации он не имел слухового опыта, речь отсутствовала, общался с помощью естественных жестов, наблюдались сопутствующие расстройства памяти, внимания, нервно-мышечной координации. Результаты первичного тестирования с кохлеарным имплантом следующие: сформирована условно-рефлекторная реакция на низко- и среднечастотные звуки речи на расстоянии не менее 4 м, на высокочастотные - до 0,5 м; речь – гласно- и слогоподобные вокализации. После подключения речевого процессора ежедневные занятия с сурдопедагогом, занятия с психологом дважды в неделю, логопедом, занятия с родителями по заданию педагогов. При втором тестировании через шесть месяцев после первой настройки речевого процессора отмечена положительная динамика слухового и речевого развития (рост пассивного и активного словаря, увеличение количества слов и фраз, воспринимаемых на слух, объем кратковременной слуховой памяти (3-4 слова), речь - слова, короткая фраза), уровень развития устной речи соответствует ОНР 2 уровня. В дальнейшем был определен круг проблем, требующих коррекции: несформированность грамматических представлений; незрелость эмоционально-волевой сферы; несформированность произносительных навыков; несформированность словесно - логического мышления. Коррекция программы реабилитации, составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, комплексная работа педагогов, специалистов и членов семьи позволили Кириллу перейти в общеобразовательную школу. Обучается в массовой школе пятый год. Сопровождает его логопед. Испытывает трудности по литературному чтению. Являясь вратарем школьной команды, участвует в различных городских соревнованиях по футболу. Не испытывает проблем в общении со сверстниками.

С. Даниил , имевший до потери слуха небольшой слуховой опыт и речь в виде изолированных слов «баба, мама, дай», имплантирован в Томске в 9-летнем возрасте. Потеря слуха вследствие приема антибиотиков. Первоначальный этап реабилитации прошел довольно хорошо. Различает короткие фразы, слова и все фонемы русского языка, за исключением [Ф, Х]. Может на слуховой основе включиться в мини-диалог. Понимание речи окружающих затруднено у Даниила из-за ограниченного словарного запаса и несформированности первоначальных грамматических представлений. Это обусловлено тем, что сенситивный период для развития речи у него упущен.

Т. Бато - глухой от рождения, был прооперирован в Санкт-Петербурге также в 9-летнем возрасте. До операции пользовался слуховым аппаратом, имел опыт слухового восприятия отдельных слов и коротких фраз только со ЗУА стационарного типа, речь фразовая, ограниченная, из двух, трех слов разговорно-бытового характера, понятна для окружающих. С кохлеарным имплантатом стал быстро набирать темпы восприятия и воспроизведения слов, отдельных фонем, фраз. То, что раньше осваивалось со слуховым аппаратом за недели, с кохлеарным имплантатом ему удавалось достичь значительно быстрее.

Имплантированные учащиеся обучаются в массовых школах исключительно благодаря активности родителей, которые берут на себя обязательства по обеспечению ребенка дополнительными занятиями по развитию речи.

Начальные этапы слухоречевой тренировки долингвально оглохшие подростки проходят достаточно быстро. Особую трудность составляет развитие способности различать речевые сигналы - слова, фразы. В основе этого лежат, по-видимому, дефицит слухоречевой памяти, низкая языковая компетенция. В связи с этим направления работы, связанные с тренировкой слуховой памяти, увеличением словарного запаса, развитием лексико-грамматических представлений являются наиболее актуальными.

На примере реабилитации одного нашего подростка, потерявшего слух до овладения речью, можно сделать вывод, что при хорошо сформированной языковой системе и определенного слухового опыта в результате сурдопедагогических занятий и раннего использования слухового аппарата, реабилитация после КИ проходит успешно. Такие дети способны активно самостоятельно развивать речь, используя для этого естественные ситуации. Наши результаты реабилитации четырех подростков в возрасте 13-16 лет свидетельствуют, что на начальном этапе реабилитации, как и на предоперационном этапе, наиболее важной следует считать психологическую работу, направленную на повышение мотивации подростка к пользованию имплантом. Это определяется тем, что решение об операции фактически принимают его родители, а у самого подростка, со сформировавшимися навыками общения жестовой и дактильной формами речи со сверстниками, нет стремления пройти сложный путь реабилитации.

Наука пока не может предотвратить возникновение глухоты, но благодаря её достижениям с помощью кохлеарной имплантации, благодаря высокопрофессиональной работе специалистов можно вернуть глухому ребёнку слух, дать возможность ему научиться понимать речь, говорить.

Наш опыт работы показывает, что процесс психолого-педагогической реабилитации очень важен. Только через систематическую реабилитацию, в которую включены как родители, так и специалисты, лежит для имплантированного ребенка путь в общество. Только успешная реабилитация оправдывает имплантацию и помогает ребенку начать новую, полноценную жизнь.

Литература

    Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников М.- 1993. - 136 с.

    Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых (Учебное пособие). – СП-б.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. -130 с.

    Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2012. – 752 с.

    Королева И.В., Росс Я.Ю., Огородникова Е.А. и др. Восприятие музыкальных стимулов пациентами после операции кохлеарной имплантации // Российская оториноларингология, 2006, №5 (24), с. 46-55.

    Королевская Т.К., Стаценко В.Я. Развитие слухоречевого восприятия глухих учащихся 3 класса./М.: Изд-во «Экзамен».- 192 с.

    Королева И.В., Янн. П.А. Дети с нарушениями слуха.- СПб.: КАРО, 2011.-240с.: ил.

    Комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком» ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».

    Кузьмичева Е.П., Федосова И.Ф.Развитие слухового восприятия

учащихся первого класса. - М.: Просвещение, 1996.

    Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 1997.

    Пудов В.И, Кузовков В.Е., Зонтова О.В. Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»; 2009 г. – 28 с.

    Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.Методика обучения произношению в школе глухих: Пос. для учителей. - М: Просвещение, 1981.

    Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. - М.: Просвещение, 1984.

Вдовина Галина Петровна,

учитель-дефектолог,

награждена нагрудным знаком

«Почетный работник общего образования РФ»

ГКБС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2вида»



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения