Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что будет если отделить левое полушарие мозга от правого? Можно ли жить без полушария или мозжечка? Несколько интересных фактов об уникальных возможностях мозга.

Здоровый человек - это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие - это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой. Около 7-9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.). Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Первые успехи в этом удалось получить ученым, которым удалось восстановить нервную ткань, которая связывает спинной и головной мозг, и это позволило телу снова начинать двигаться. Команда из Университета Калифорнии восстановила нервы на травмированном участке головного мозга крыс. «Мы создали метод для того, чтобы восстановить систему нервных волокон, называемых кортико-спинальными моторными аксонами. Восстановление этих аксонов является существенным шагом, поскольку возвращает пациентам способность двигаться после травмы спинного мозга», - сообщает Марк Тусзински, профессор неврологии из Центра неврологической реабилитации. Кортико-спинальный тракт, о котором он говорит - это скопление нервных волокон, „аксоны“ - это длинные отростки нейронов, которые создают связь между корой головного мозга и спинным мозгом. Активация связи этих нервных волокон между собой как раз и обеспечивает собственно восстановление движения. Например, при травмах спинного мозга аксоны, расположенные вдоль кортико-спинального тракта, разъединяются, и получается, что моторные нейроны низшего уровня не имеют связи с мозгом. При психологических травмах происходят аналогичные нарушения в этих местах. Т.е. напрашивается вывод, что без регенерации связи аксонов невозможно восстановление двигательных функций у человека.

Как нарушение связей в мозге, определяет признаки старости?

Нарушения связей в мозге неизбежны со старостью, считают ученые. Замедление активности связано с возрастным изменением в мозолистом теле. Данная область мозга является своеобразным препятствием, мешающим развитию соединений между полушариями мозга.

Между полушариями мозга существует волокно (Corpus callosum или коротко СС), соединяющее левое и правое полушария мозга. С возрастом эта связь атрофируется, усложняя процесс анализа поступающей информации. У мужчин деградация СС начинается значительно раньше, чем у женщин, буквально в 20-летнем возрасте, и идет равномерно до 55 лет. У женщин же связь между левым и правым полушариями остается полноценной до окончания детородного периода. В менопаузе связь начинает ухудшаться. К 75 годам у мужчин и женщин связь между полушариями мозга становится примерно одинаковой.

Чтобы это проверить, исследователи предложили людям управлять определенными действиями с помощью джойстиков в возрасте 65 и 75 лет, а затем сравнили их показания, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, с данными возрастной группы 20-25 лет. Ученые измеряли уровни кислорода в различных частях мозга, а также уровни активности мозга. «Чем больше вовлекалась в работу другое полушарие мозга, тем медленнее были реакции», - говорит глава исследования. Отсюда вывод: необходимо разработать мероприятия, не только предотвращающие изменения, но и активирующие мозолистое телo мозга, чтобы обеспечить бодрую и подвижную старость людям.

Мозолистое тело как связующее звено двух полушарий головного мозга

Мозолистое тело мозга - это толстые группы нервных волокон, соединяющие две половинки мозга друг с другом и обеспечивающие возможность быстрого обмена информацией между левым и правым полушариями (см. рис. 1). Они играют важную роль в восстановлении двигательных навыков после инсульта или при старении.

Этот органоид головного мозга представляет собой тонкую пластинку, соединяющую между собой оба полушария. Соответственно, он находится между ними. По форме мозолистое тело представляет собой дугу, которая удлинена посередине, сзади слегка утолщена, а спереди искривляется вниз. Если взглянуть на него сбоку, то оно будет иметь форму овала.

Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые и разноимённые части мозга. Кроме того, мозолистое тело соединяет, лобную часть с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.

Что происходит, когда нарушаются связи между полушариями?

Правое и левое полушария, как известно, выполняют разные функции. Во время бодрствования связь между полушариями выражена не очень сильно. Основная масса людей, решая ежедневные задачи, как правило, задействует какой-то один набор функций: анализ или интуицию, мысль или образ, логику или чувства. Хотя очевидно, что наибольший успех приносит использование этих наборов во взаимодействии друг с другом.

Если эта связь не функционирует, то нарушаются функции головного мозга и других органов (развиваются психические недуги, болезни мочеполовой, сердечной, нервной систем и пр.), имеются различные отклонения и патологии в развитии психомоторики, интеллекта или физиологии.

Что нужно сделать?

Для восстановления этой связи можно применить направленное энергетическое воздействие с целью нейтрализовать энергетическую блокаду мозолистого тела. Восстановление связи между полушариями благотворно влияют на взаимосвязи, согласованность и улучшение обмена информацией в головном мозге. Выяснилось, что максимальных творческих достижений удается достичь во многом благодаря отличному информационному обмену мозговых полушарий. В результате можно достичь пять различных полезных эффектов:

  • улучшается основа для развития интуиции, воображения, креативного потенциала чувственной сферы и интеллекта,
  • усиливается качественное взаимодействие между движениями и умственной активностью,
  • увеличиваются скорости реакции, как пример развития сенсорно-моторной координации,
  • развиваются связи между участками, отвечающими за сознание и жизнедеятельность,
  • усиливается энергетика всего организма.

Обоснование и методика

Для улучшения мыслительной деятельности нашему мозгу и организму необходима постоянная подпитка энергией.

Учеными было доказано, что нервные клетки восстанавливаются . Ослабление умственных способностей человека происходит не из-за их отмирания, а из-за слабого контакта дендритов, через которые проходят энергетические импульсы от клетки к клетке. Дендриты представляют собой отростки, которыми нейроны контактируют друг с другом. Контакт происходит только при наличии собственного энергетического поля, но если оно (собственное энергетическое поле) ослабевает или совсем исчезает, тогда их функции замирают. Если человек время от времени не активизирует связи между нейронами и не подпитывается энергией извне, то дендриты атрофируются. Отсюда так важно восстановление и поддержание собственного энергетического поля человека.

Отличием данной методики от других можно назвать то, что она основывается на улучшении энергетической связи между полушариями мозга. Эту связь можно восстановить с помощью активации связи дендритов методом энергетического насыщения объединяющего их поля, на основе знаний Реабилитационной энергетики.

Техника восстановления не отличается от других способов восстановления активности нервной системы. Обычно начинаем с оценки состояния существующих связей между полушариями и дендритами. При обнаружении отсутствию таких связей начинаем насыщать энергией эту часть и объем мозга, находящегося между полушариями. Далее перемещаем свое энергетическое воздействие вниз по направлению к спинному мозгу и далее по нему к копчику. Чувствительные люди сразу чувствуют отклик в этих местах в виде возбуждения в области воздействия. Чувствуются и попутно возбуждающиеся связи с органами, подвешенные к соответствующим местам их иннервации. Сам процесс может иметь различную скорость проникновения активации. Все зависит от опытности практикующего. Дойдя до копчика, меняем направление движения потока энергетического воздействия на противоположное (см. рис. 2). Движение идет уже вверх по позвоночнику до чакры третьего глаза. В этом месте путь движения энергии опять замыкается на начальный, т.е. между полушариями мозга. Так замыкается круг движения энергии. Это круговое движение энергии можно повторять много раз каждый день как гимнастику, до достижения устойчивости и самостоятельности кругового движения потока энергии.

Этот круг потока энергии отличается в зависимости от пола человека. У мужчин он дополняется в самом верху включением в это кольцо космической, а внизу земной энергии, с выходом общей результирующей (синий цвет) в землю (см. рис. 2). А у женщин он дополняется только входом вверху космической и внизу земной энергии. У женщин в сравнении с мужчинами нет определенного места выхода энергии. У женщин выход энергии происходит через все тело в виде излучений тела или эмоций.

Это упражнение во много раз усиливается при включение в этот оборот энергии Космоса и Земли. Такое усиление происходит еще больше в парной работе мужчины и женщины при объединении в общее кольцо энергий.


Что это нам дает?

При такой активации дендритов и связей между полушариями мозга в нервной системе создаются усиленные ассоциативные связи между разными видами информации. Причем функционируют они в этом непривычным для них образе только при достаточно насыщенном энергетическом поле.

Данная методика способствует улучшению памяти и стимулирует работу мозга. Для полной реализации их потенциала необходима стимуляция нейронных проводящих путей в мозге человека, потому что большое количество их используются не полностью. В результате активации дендритов и связей между полушариями мозга в мозгу начинает вырабатываться особое вещество под названием нейротрофин. Это вещество приводит к росту нервных клеток. При этом почти вдвое возрастает число и «ветвистость» дендритов.

Детям данная методика помогает лучше сосредотачиваться и усваивать новые знания. Взрослым людям она позволяет поддерживать свой мозг в тонусе. Также помогает избежать возрастного ухудшения памяти.

При ее выполнении человек почувствует не только улучшение мыслительного процесса, но также повышение жизненного тонуса и улучшение настроения. Расширенное возбуждение нервных клеток увеличивает производство нейротрофинов. Никакие пищевые добавки для мозга не оказывают такого действия, как эта гимнастика.

Предложенная техника предполагает развитую чувствительность и умение работать с полями энергии, но если она еще не развита, могу предложить свою помощь при проведении такой работы дистанционно.

Практикант «Фонаря» записала лекции научного журналиста Алексея Паевского и основателя портала Neuronovosti.ru Анны Хоружей о возможностях человеческого мозга.

В декабре в бизнес-пространстве «Контакт» прошли две научно-популярные лекции об устройстве человеческого мозга. Научный журналист с десятилетним стажем Алексей Паевский и врач-ординатор Научного центра неврологии, основатель портала Neuronovosti.ru Анна Хоружая провели две лекции о возможностях мозга и рассказали об уникальных случаях в медицине. Ниже приводим расшифровку некоторых вещей, о которых они говорили.

«Возможности вещи, которая есть у всех, но которой не все пользуются»

Иногда происходят события, которые ставят в тупик врачей и учёных. И каждый такой случай становится поводом для многолетнего разбирательства, исследований, гипотез. Анатолий Бугорский попал под работающий ускоритель расщепления протонов - сквозь него прошёл пучок бешеной мощности, после чего не выживают, но он остался жив.

Известны другие интересные случаи. Терри Уоллис был обычным американским гопником. Этот 22-летний обормот только что женился, у него родилась дочь, и в один из вечеров он отправился со своим другом...Что делать? Конечно же, гонять на автомобилях. И делал он это в состоянии тяжёлого алкогольного опьянения. Как обычно всё заканчивается? Падением автомобиля с моста. Водитель погиб, а Терри получил черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью, но выжил. Правда, погрузился в глубокую кому. И внезапно, в 2003 году, спустя 19 лет после того, как он пролежал в состоянии, из которого никогда не выходят, парень внезапно открыл глаза и заговорил.

Первое, что он сделал, - попросил «кока-колу» и спросил, что за старуха вышла из палаты. Это была его мать. Он пытался ходить, но это ему так и не удалось. Исследования, которые были сделаны, показали удивительную вещь: во время травмы большая часть нейронных связей погибли, и за 19 лет мозг вырастил новые. Другими словами, регенерировал себя.

Фото vk.com/public151114819

Знаменитый американец Финеас Гейдж в 1845 году работал взрывником в туннелях. Однажды он как обычно заложил взрывчатку около туннеля, но что-то пошло не так, и его ударило взрывной волной. Там случайно лежал металлический ломик, который вошёл в его череп от скулы, прошёл за глазом, пробив его, поразил мозг и вышел из макушки. Интересно, что Финеас даже не потерял сознания. Он потребовал врача, и когда тот приехал, пациент со словами: «Доктор, здесь для вас много работы» почти выплюнул часть мозга. Врач вытащил ломик и обработал рану. За год Финеас восстановился, но стал резким и раздражительным. Ему даже пришлось уехать из США. Десять лет спустя он всё-таки умер, но причиной послужила не травма. Как оказалось при изучении его черепа, ломик разорвал связи между эмоциональной корой и лобной долей. Это пример антилоботомии.

В мире живут совершенно уникальные люди. Например, девушка с одним полушарие мозга - прекрасная француженка и умничка Мишель Мак - IQ выше сотни, с детства говорит на двух языках, и с ней всё хорошо. Когда-то по другим причинам ей сделали томографию, и врач упал в обморок, потому что у девушки не было одного полушария - оно не развилось. При этом она не испытывала никаких проблем со здоровьем или психикой. Просто одно полушарие взяло на себя функцию двух. У таких людей есть одно «но» - у них нет стереозрения: мы видим объёмную картинку, а они видят плоскую.

Можно ли жить с десятью процентами мозга или совсем без мозжечка?

Ещё один уникальный случай: в нашем мозге 86 миллиардов нейронов. Примерно 70 миллиардов находятся в мозжечке - отделе мозга, который отвечает за координацию движений. Если удалить мозжечок, человек потеряет равновесие и не сможет ходить. В Китае на МРТ пришла девушка из деревни, 24 года, замужем, абсолютно нормально ходит. Из патологий только задержка развития в детстве, но сейчас она полностью социализированная девушка, хотя у неё нет мозжечка и не было никогда. Ни одна связь в мозге в мозжечок не идёт, мозг умеет жить без большинства нейронов и умудряется восполнять координацию движения без него.

Фото vk.com/public151114819

Но, оказывается, что жизнь возможна даже с десятью процентами мозга. Самый интересный случай: мелкий чиновник приходит с жалобой на боль в ноге. Решили, что у него инсульт и надо сделать МРТ. Оказалось, что у мужчины исчезло 90 процентов мозга, хотя мы знаем, что изначально он был. В молодости ему ставили «шум», и это электроволны разрушили мозг. Но человек совсем без отклонений. Это проявление крайней пластичности - наш мозг может меняться и брать на себя функции умерших связей.

Мифы о полушариях и памяти

Анна Хоружая развеяла миф о том, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое - за аналитические операции. На самом деле, оба полушария мозга работают одинаково, просто в определённой деятельности какое-то из них принимает большее участие. Это связано с определёнными структурами мозга. Правое полушарие легче объединяет общее, а левое специализируется на чём-то узком. Раньше предполагали, что по особенностям строения черепа можно сказать и об особенности характера человека. Сейчас этот миф развеяли, но это был первый шаг к изучению функций мозга.

Фото vk.com/public151114819

Учёный Пенфилд обнаружил, что в нашей коре есть такие зоны, которые полностью отвечают за наше восприятие, за все наши ощущения и движения. Он присвоил частям коры мозга разные функции частей тела. На основе этой теории учёные пытались найти место, где располагалась память. Подопытной мыши удаляли участки коры, но она всё равно находила выход из лабиринта и помнила дорогу. Тогда они предположили, что мозг целостен и память располагается во всех частях мозга, но это мнение опровергли. За память всё же отвечают некие участки мозга, и сейчас учёные бьются над тем, чтобы выяснить, какие области мозга влияют на творческое сознание и полёт мысли, и как такой маленький орган позволяет быть нам такими сложными высокоорганизованными людьми, ведь оба ваши полушария работают на все сто процентов.

Также Анна Хоружая поделилась очень полезным советом: «Когда перед вами стоит сложная задача: написать статью или сочинить стихотворение, но у вас это никак не получается, отвлекитесь. Всё дело в концентрации. Сходите прогуляйтесь. А потом у вас всё получится».

Ближайшая научно-популярная лекция в Белгороде пройдёт 6 января. Научный журналист и блогер Ася Казанцева .

Очередная подборка занимательных фактов из серии «С миру по нитке», которая отвлечет вас от суровых реалий нашей жизни! Смотрите и обсуждайте!
Если разрушить «мостик», связывающий полушария человеческого мозга, то они образуют два самостоятельных «я» с различными импульсами, желаниями и способностями.

Можно смеяться над наивностью нигерийских мошенников, рассылающих письма от имени королей и президентов в надежде сорвать большой куш, но иногда у них получается провернуть нечто воистину грандиозное. Однажды, к примеру, группе нигерийских скаммеров удалось продать несуществующий аэропорт солидному международному банку за 242 миллиона долларов. Причём афера вскрылась только через три года после оформления сделки.


Научно доказано, что мужчина, одетый в белую футболку с крупной буквой “Т” впереди, кажется женщинам примерно на 10 % привлекательнее. Связано это с тем, что такая футболка визуально делает мужчину более плечистым и узким в бёдрах, что естественным образом притягивает слабый пол.




Парень из Южной Африки по имени Мартин Писториус пробыл в коме 2 года, а когда очнулся, то с ужасом осознал, что никак не может сообщить окружающим об изменении своего состояния: ни пошевелиться, ни издать хоть какой-нибудь звук он был не в состоянии. В ловушке своего беспомощного тела, но полностью понимая всё, что происходит вокруг него, Мартин пролежал ещё 10 лет. И только после этого способность общаться с внешним миром стала понемногу к нему возвращаться.

В 2012 году правительство США совместно с Управлением государственной отчётности подготовили и опубликовали «Отчёт отчёта об отчётах, рекомендовавший подготовку отчёта отчёта об отчёте отчётов».



Термином «болезнь принцессы» в Китае и Корее обозначают психическое отклонение, которое встречается у молодых женщин, склонных к нарциссизму, эгоцентризму и «мелодраматическому» поведению. Выражается этот недуг в том, что женщина начинает вести себя как принцесса в прямом смысле этого слова.

После ареста серийного убийцы и насильника детей Роберта Блэка полиция обнаружила в багажнике машины преступника его собственную дочь – связанную и с кляпом во рту.


В десяти километрах от АЭС Фукусима-1, где произошла авария, есть ещё одна атомная станция, на которую цунами обрушился с не меньшей разрушительной силой. Однако там трагедии удалось избежать благодаря решительным действиям руководителя и героизму его подчинённых.



В 1993 году житель американского штата Миссури намеренно повредил дамбу на Миссисипи, чтобы его жена не смогла добраться домой вовремя, и он спокойно оттянулся бы вечером с друзьями. Однако его хитрость обернулась катастрофическими последствиями: наводнение покрыло площадь в 57 квадратных километров, все мосты снесло водой, баржа врезалась в бензоколонку, вызвав ещё и страшный пожар, а сам он был арестован. Получил по итогам суда этот деятель пожизненное заключение.



Когда убивают ворона, его товарищи слетаются на “похороны”, чтобы отдать “последний долг: усаживаются на ветки ближайших деревьев и смотрят на погибшего в гробовой тишине минут 20. Потом, как по команде, одновременно улетают прочь.



Когда воины-раджупуты (этно-сословная группа в Пакистане и Индии) готовились к битве, то надевали на своих коней специальные каркасы с хоботами, отчего те становились похожи на слонят. Увидев таких “детёнышей” слоны противника отказывались идти в атаку.

В Японии живёт ручной пингвин по имени Ла-Ла. Каждый день он самостоятельно идёт через город к местному рыбному рынку с рюкзаком, который торговцы неизменно наполняют свежей рыбой.


Польский поэт и писатель Станислав Ежи Лец был в немецком плену и сбежал, убив надзирателя лопатой, которой должен был рыть себе могилу и переодевшись в его форму.



Профессиональный французский грабитель Альберт Спаггиари попал за решётку после того, как его банда опустошила банковские ячейки на 60 миллионов франков. Во время суда он наплёл судье с три короба, чем совершенно сбил его с толку, а затем воспользовался замешательством и выпрыгнул в окно, где специально для него был оставлен мотоцикл. Его так и не поймали, грабитель умер свободным человеком.

Знаменитый боксёр Майкл Гомес (“Ирландский мексиканец”) решил завершить карьеру в одну секунду, прямо во время боя. В разгар пятого раунда он просто перестал защищаться, развернулся и ушёл с ринга, пока его соперник всё ещё наносил ему удары.

Единственный открытый для широкой публики алмазный рудник находится в Мерфрисборо (Арканзас). Если посетитель находит там алмаз, то может оставить его себе. С 1972 года (когда рудник получил официальный статус государственного парка) в Мерфрисборо было найдено больше 31 тысячи драгоценных камней.

Страдающая агорафобией (боязнь открытых пространств) британка из города Кроули решила побороть свой недуг и в апреле 2015 года в третий раз за десять лет вышла из дома. И… тут же свалилась в открытый люк. Результат – перелом носа и раздробленная кость ноги.

Головной мозг человека. Полушария. Эволюционное развитие.

Самой интересной и загадочной задачей для человека испокон веков было понять самого себя, принципы работы своей управляющей системы. " Познай самого себя - и ты познаешь весь мир"

Насколько же мы приблизились к решению этой задачи?

Нам известны анатомические особенности строения и функционирования мозга, как здорового, так и претерпевшего патологические изменения. Что во многом прояснило взаимосвязь различных областей мозга с функциями организма. Но является ли эта взаимосвязь неизменной?

Артерии головного мозга человека.

Нервная система головного мозга человека.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей между собой. Около 7-9% нейронных связей образуется автоматически без нашего участия и отвечает, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д.).
Образование же остальных нейронных связей зависит от стимуляции . Если нейрон недостаточно часто активизируется (стимулируется) - то есть, если находится в цепи, которая мало или редко используется, - он может стать жертвой апоптоза. Апоптоз -"подчистка", процесс запрограммированной гибели неиспользуемых клеток. Если отдельный нейрон получает активацию, но ее не достаточно для создания электрического тока и образования нейронных связей - он останется в полувозбужденном состоянии, как клетка-"наркоман", готовая реагировать только при достаточном количестве и все увеличивающейся силе сигналов.
Приведем пример исследований, разъясняющий смысл сказанного. В первой серии экспериментов участникам предложили проделать какое- либо действие на реальном физическом уровне. В это время исследователи на спецаппаратуре имели возможность наблюдать, какая зона мозга при этом действии возбуждается, задействуется.
Во второй серии экспериментов тем же участникам предложили проделать то же самое действие, но только мысленно - без участия физического тела. На экране компьютера наблюдалось возбуждение того же самого участка мозга, что и при реальном действии на физическом плане. Но...!

Дальнейшие исследования показали, что в первом случае при определенном количестве повторений происходит образование нейронных связей и приобретение конкретного, определенного навыка, в то время как во втором случае происходит лишь образование "очага постоянного возбуждения", который при этом с каждым разом требует все большей и большей стимуляции. По мнению ученых, это может стать почвой для образования разных форм зависимостей.

Чтобы что-то произошло в нашем физическом мире, мы как проводники, должны не только воспринять идею, мысль, образ, желание, но и реализовать их через конкретное действие на физическом плане. "Не боги горшки обжигают". Иначе, вместо осаждения прекрасных образов и наработки новых умений и навыков мы приобретаем новые формы зависимостей .

Функциональные характеристики полушарий головного мозга.

Левое: вербальное, оценка времени, аналитическое, последовательное, абстрактное;

Правое: невербальное, оценка пространства, синтетическое, одновременное, конкретное.

Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово ещё не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на всё, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема, которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.
К примеру, возьмём такую характеристику как произвольность и непроизвольность (это общие характеристики любого психического процесса). Если по этим характеристикам попытаться выяснить, есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило, левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма .
Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария , а отсроченные с работой левого . Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.

"Левополушарный" человек - типичный теоретик, имеющий богатый словесный запас. Ему присущи двигательная активность, целеустремленность, способность к прогнозу грядущих событий. "Правополушарного" же влечет к практическим видам деятельности, он медлителен, неразговорчив, но зато способен очень тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности.

Далее оказывается, что при обработке информации левое полушарие вычленяет абстрактные свойства раздражителей, правое - конкретные. Левое осуществляет последовательную обработку данных, правое - одновременную. Левое специализируется на анализе времени, правое - пространства.

Крайне любопытна тут гипотеза-высказывание советских исследователей Н. Брагиной и Т. Доброхотовой. Левое и правое полушария, полагают они, обращены в разные времена: правое, сохраняя в себе накопленный в прошлом опыт, связано с настоящим и прошлым, левое же, обеспечивая абстрактное познание, перекидывает мост из настоящего в будущее.

Скорость обработки информации правым полушарием (10 в девятой степени единиц информации в секунду), на порядки превышает скорость левополушарных процессов (16 единиц информации в секунду).

Мозг, разделенный на два мыслящих "отсека", остаётся загадкой. Вопрос сотрудничество-соперничество полушарий открыт. Хотя в идеале они должны дополнять друг друга, на деле они не могут не теснить, не быть помехой одно другому. Еще академик И. П. Павлов размышлял об этом. Он писал: "Что значит эта парность? Как понимать, как представлять себе одновременную деятельность больших полушарий? Что рассчитано в ней на замещаемость и что, какие выгоды и изменения дает постоянная, соединенная деятельность обоих полушарий? "

Ведь общий принцип работы мозга - это единство процессов активности и торможения. Когда действует один отдел, другие заторможены. И если функционирует левое полушарие, правое, казалось бы, должно быть угнетено?..

Недавние исследования профессора Орнстейна из Калифорнийскго университета показали, что чем в большей степени люди использовали преимущественно одну половину своего мозга, тем соответственно слабее могли использовать другое полушарие в тех ситуациях, где это необходимо.

Орнстейн обнаружил еще один знаменательный факт: когда "более слабое" их двух полушарий стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным, конечным результатом является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека., иногда в 5-10 раз!

А может, и так? Если полушария посредством мозолистого тела способны действовать одновременно, то разговор о парности просто фикция? И у человека реально не два, а лишь один-единственный мозг? А то, что полушарий два - так это просто атавизм, наследство, оставленное ранними этапами эволюции?..

Впрочем, проблему можно повернуть и по-иному. Считать (пока это только предположение), что одни люди, если асимметрия выражена у них слабо, действительно обладают как бы "двойным" (в смысле дублирования одного полушария другим) мозгом. Другие же, с четко выраженной асимметрией, владеют мозгом единым, но зато действующим с удвоенной силой и слаженностью. И это как раз мозг избранных представителей человечества - великих писателей, композиторов, философов.

Два полушария головного мозга различны.

Между ними очень небольшой мост. Если этот мост вследствие какой-то случайности разрушается: из-за физиологического дефекта или чего-то в этом роде, - человек становится расщепленным, человек становится двумя людьми, и происходит явление шизофрении или "раздвоения личности". Если мост разрушен - а этот мост очень хрупок, - тогда ты становишься двумя людьми, ведешь себя, как два человека. Утром ты очень любящий, очень милый; вечером ты очень злой, абсолютно другой. Ты не помнишь свое утро - как ты можешь помнить?Действовал другой ум - и человек становится двумя людьми.

Если этот мост укрепить настолько, что два ума исчезнут и станут одним, возникает интеграция, кристаллизация. То, что Георгий Гурджиев называл "кристаллизацией существа", не что иное, как слияние этих двух частей воедино, встреча мужского и женского внутри, встреча инь и ян, встреча левого и правого, встреча логики и нелогичного, "встреча Платона и Аристотеля."


Не помню, кому принадлежит получившая известность шутка, что все науки делятся на естественные и противоестественные. К первой категории принадлежат, разумеется, такие уважаемые дисциплины, как физика и химия, и на правах бедной, но принимаемой родственницы к ним примыкает биология.

Правда, после открытий в генетике, появления генной инженерии и молекулярной биологии статус биологии поднялся. Ко второй категории принадлежат науки гуманитарные, а психология и психофизиология занимают неопределенное промежуточное положение - будучи науками экспериментальными, они отделились от остальных гуманитарных, но до уровня естественных наук так и не дотянули. Действительно, можно ли назвать в науке о мозге открытие, сопоставимое по значению с расщеплением атомного ядра в физике?.

Оказывается, можно. По странному совпадению, это тоже расщепление, но не ядра, а мозга. Но расскажем все по порядку.

В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии.

Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности.

В основе таких распространенных судорог лежит принцип порочного круга: патологическая (эпилептическая) электрическая активность, возникнув в одном полушарии мозга, распространяется на другое полушарие по многочисленным нервным связям, которые эти полушария соединяют. Теперь, когда такой эпилептический "пожар" охватывает второе полушарие, он по тем же связям поддерживает и усиливает исходный очаг в первом полушарии, и так они друг друга индуцируют до тех пор, пока тяжелый эпилептический приступ не истощит на какое-то время всю электрическую энергию мозга. А затем все начинается сначала, причем каждый предыдущий приступ облегчает возникновение последующего.

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Полушария соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело - белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя полушариями. Такая операция была произведена на нескольких больных, она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Что же произошло после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение: в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина.

Правая рука управляется левым полушарием, а левая - правым. Однако на первом этапе исследования этому наблюдению не придали должного значения.

Когда же простое наблюдение за поведением испытуемых сменилось систематическим изучением их психических функций, исследователи были просто поражены. Очень многое из того, что для человека с сохранным мозолистым телом не составляет никакого труда, для пациентов с рассеченными связями оказалось недоступным. Правая рука, на которую большинство из нас привыкло полагаться во всех случаях жизни, подводила при самых простых задачах: она не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые, бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого тела правши обычно не пишут левой рукой.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, также функция речи.

Правда, правое полушарие было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью сохранно. Зато правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части, - в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

Очень интересный материал для размышлений дали эксперименты с временным "выключением" поочередно левого и правого полушария, без предварительного рассечения мозолистого тела. Такие выключения осуществляют с помощью электрических шоков у больных с психическими заболеваниями. Проф. В. Л. Деглин из Санкт-Петербурга предлагал своим испытуемым во время такого лечения логические задачи типа: "Все обезьяны могут лазить по деревьям. Енот - обезьяна. Может ли енот лазить по деревьям?" Когда после электросудорожной терапии к больному возвращалась возможность отвечать на вопросы (хотя одно из полушарий еще оставалось намного более угнетенным, чем противоположное), т.е. у кого выключали левое полушарие, отвечали на этот вопрос отрицательно, а те, у кого подавляли правое полушарие - положительно. Это отнюдь не значит, что люди с выключенным правым полушарием и сохранной функцией левого и впрямь могли вообразить енота, карабкающегося по деревьям. На прямой вопрос, представляют ли они себе это, они отвечали отрицательно. Но они строго и слепо следовали формальному условию задачи, не задумываясь о степени соответствия этих условий реальности: раз сказано, что енот - обезьяна, а обезьяны лазят по деревьям, значит, и енот может это делать.

Из этого эксперимента с очевидностью следует, что левое полушарие гораздо более ориентировано на логические конструкции, чем на живую реальность. Но в связи с такой ориентированностью левое полушарие больше правого приспособлено к определению однозначных закономерностей и причинно-следственных связей, что необходимо при научном мышлении. Способность к решению формальных силлогизмов, как и активность левого полушария в целом, развивается в процессе школьного обучения. У маленьких детей, как и у народов иных цивилизаций, не знающих нашей системы школьного обучения, доминирует правое полушарие с его ориентацией на реальный мир, не укладывающийся в прокрустово ложе логических законов.

Мозг устроен таким образом, что если зрительная информация предъявляется слева (в левое поле зрения), то она поступает в правое полушарие, а если она предъявляется справа (в правое поле зрения), то она попадает в левое полушарие. Разумеется, при целостном мозге информация, в какое бы полушарие она ни поступила, немедленно, в доли секунды, передается по мозолистому телу в противоположное полушарие. Но что происходит, когда мозолистое тело рассечено? Если при этом информация поступает в левое полушарие, она осознается, и человек без труда выражает свое к ней отношение и в поступках, и в словах. Если же она поступает в правое полушарие, то поведенческая реакция человека может быть адекватной, но он не может объяснить причины своего поведения, равно как и не может ничего сказать о самой информации, т.е. не осознает ее. Так, одной испытуемой показывали в левое поле зрения серию слайдов с пейзажами.

Внезапно на одном слайде показали очень фривольную, скабрезную сценку, и женщина смущенно засмеялась. На вопрос экспериментатора о причине смеха женщина сначала растерялась, а затем сказала: "У вас здесь какие-то смешные машины".

Этот эксперимент хорошо отражает некоторые важнейшие закономерности организации человеческой психики. Неосознаваемая человеком информация может побудить его к поступкам, истинный смысл которых самому человеку недоступен. Это хорошо известно в психологии со времен Фрейда. Но для человека неприемлемы условия, при которых он не в состоянии объяснить собственное поведение. Поэтому он всегда находит псевдообъяснение, позволяющее ему оставаться в блаженной уверенности, что он сознательно и произвольно управляет своим поведением. Этот механизм четко прослеживается и в феномене психологической защиты, о котором речь ниже.

Сравнительно недавно американской исследовательницей Стериад были проведены более изощренные эксперименты, которые заставляют предполагать, что обмен информации между правым и левым полушарием происходит не одинаково и правое обладает определенными преимуществами. Испытуемому с расщепленным мозгом показывали два двузначных числа, одно в левое поле зрения, другое в правое, и просили определить, составляют ли они в сумме четное или нечетное число. Ответ давался не устно, а в виде нажима на одну из двух клавиш. В большинстве случаев ответ был верным (т.е. поведение - нажатие на клавиши - соответствовало условиям задачи), однако назвать испытуемый мог только то число, которое предъявляли левому полушарию (в правом поле зрения). Поскольку все, что предъявляется левому полушарию, может быть названо словами, остается предположить, что левое полушарие информацией о втором числе не располагало. Но ответ был верным и логично заключить, что окончательное решение принималось правым полушарием. Но для этого правому полушарию следовало располагать всем объемом информации.

Остается предположить, что если информация из правого полушария в левое передается только по нервным путям, образующим мозолистое тело, то информация в обратном направлении (слева направо) передается по каким-то дополнительным путям. Чисто анатомически это возможно. Оба полушария как бы насажены на ствол мозга - очень важное непарное образование, в котором находятся все жизненно важные центры. Связь между полушариями может в принципе осуществляться через ствол. Долгое время считалось, что вся содержательная информация передается только через мозолистое тело, но вышеописанный эксперимент заставляет предположить, что правое полушарие находится в особом положении - оно получает содержательную информацию от левого еще и по стволовым каналам. Эксперименты были повторены с использованием двух слогов (надо было определить, дают ли они вместе слово или бессмысленное буквенное сочетание); с двумя линиями (надо было определить, направлены ли они параллельно друг к другу или перпендикулярно). Во всех случаях испытуемые решали задачи, хотя отчитаться могли только об информации, предъявленной левому полушарию.

Идея о преимуществе правого полушария в процессе получения информации не противоречит и некоторым другим очень интересным данным.

Ученые показали, что правое полушарие здоровых людей "схватывает" любую информацию чуть-чуть быстрее, чем левое. В целом мозге именно правое полушарие собирает информацию со всего пространства, и с левой, и с правой его половины. Правое полушарие быстрее и успешнее левого опознает сложную, неоднозначную информацию (такую, как выражение человеческого лица). И, наконец, один аргумент, который не имеет пока силы научного доказательства, поскольку не получен в строгом эксперименте. Когда человек попадает в условия, требующие экстренного принятия решения и немедленных действий с учетом всей сложной и многоплановой ситуации, он часто совершает все необходимые поступки до их реального осмысления и анализа.

Более того, после окончания этих действий он часто не в состоянии их перечислить и изложить их последовательность. Осуществляется неосознанное поведение, но с учетом всех ключевых аспектов ситуации.

Нечто похожее происходит в гипнозе. Когда человеку внушают, что он находится на лесной поляне, полной спелой земляники, он ведет себя так, как будто собирает землянику, в полном соответствии с заданной ситуацией.

Он не осознает, что в действительности находится в городской квартире, заставленной мебелью; однако он успешно обходит столы и стулья, не натыкается на мебель и стены и после возвращения в нормальное состояние сознания ничего не может рассказать о своем поведении в гипнозе, которое, на взгляд постороннего зрителя, было хотя и странным, но целостным, целенаправленным и хорошо-организованным, с учетом всех внешних препятствий. Есть основания предполагать, что такая интеграция поведения без участия сознания и в гипнозе, и в экстремальных ситуациях находится под контролем правого полушария. Я подробно обосновал эту точку зрения в статье, описанной совместно с В. Л. Райковым 20 лет назад, и за истекшее время появилось много экспериментальных работ, в которых преобладающая роль правого полушария в состоянии гипноза убедительно показана. Эта функция правого полушария неотделима от его способности быстро схватывать всю информацию и оценивать ее значимость до ее полного осознания.

Это свойство правого полушария помогает разрешить старый психологический парадокс. Механизмы психологической защиты, речь о которых пойдет в одной из глав книги, защищают сознание от неприемлемой для него информации.

Однако, защищая сознание, сами эти механизмы функционируют без участия сознания. Откуда же берется знание о том, какую именно информацию нельзя допускать до сознания, если сознание не вмешивается непосредственно в работу механизмов психологической защиты и если оно вообще не старится в известность об этой работе? Я предположил, что именно в правом полушарии формируется так называемый "образ Я" - целостное образное представление человека о самом себе, благодаря которому постоянно сохраняется самоидентификация человека, его отождествление с самим собой, "образ Я" не может формироваться без участия сознания, отвечающего за все осознанные поступки и установки человека, за его социальные мотивы. С другой стороны, "образ Я" - это полнокровный образ с бесчисленным количеством связей, соединяющих человека с другими людьми и миром в целом. Такой образ, в силу своей сложности, многогранности, многозначности и, нередко, внутренней противоречивости, не может быть целиком осознан. Наше сознание, базирующееся на логичном мышлении, привычно "выпрямляет" и упрощает реальность и не способно охватить такое количество связей, которое характеризует "образ Я". Как бы подробно человек ни говорил о себе, он всегда чувствует, что он не исчерпывается никаким анализом и объяснением, что он невыразимо богаче собственного осознанного представления о себе.

Это ощущение основано на "образе Я". Можно сказать, что "образ Я" - это полномочный представитель сознания в царстве бессознательного (в правом полушарии). И благодаря тому, что правое полушарие "схватывает" любую информацию чуть быстрее левого, у "образа Я" появляется возможность оценить эту информацию до ее осознания и решить, можно ли допустить ее до сознания. Как полномочный представитель сознания, "образ Я" располагает правом такого решения и благодаря этому является основным регулятором нашего поведения.

Но мы пока так и не ответили на вопрос, в чем же основное отличие между полушариями, какова их задача в системе мышления, которая могла бы объяснить в рамках единой системы все разрозненные факты. Вопрос этот вызвал большую дискуссию в научном мире, и мы попытаемся ответить на него в сатье .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения