Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Личностно социальная готовность ребенка к школе. Личностная готовность

Личностная и социально‑психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника.

Позиция школьника обязывает ребенка занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

Отношение к школе. Начинающий школьник должен соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Ребенок обязан правильно воспринимать ситуации урока, верно истолковывать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Учитель – это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая». У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.

Почему возникла такая ситуация?

Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником, из‑за которой вероятен конфликт.

Ситуация. Миша, ученик 1 класса, ничуть не смущаясь, заявил учительнице: «Ты злая, я не хочу учиться у тебя». Мама, оправдывая Мишу, сказала, что он современный, раскованный мальчик, проявил свою непосредственность.

Можно ли согласиться с мнением мамы?

Решение. Нет, нельзя. Это признак недостаточного развития произвольности – способности понять и принять цель и действовать в соответствии с нею. Недостаточное развитие произвольности не позволяет согласиться с условными правилами поведения, взаимодействия ученика и учителя.

Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за 2 недели до поступления в школу, а второй – после 2 месяцев обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но изменение отношения к школе отразило зависимость от стиля деятельности учителя. Снижение интереса к школе было выявлено в большей мере у тех детей, чьи учителя придерживались авторитарного стиля.

Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?

Решение. Ухудшение отношения к школе связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками.

Отношение к сверстникам. У детей должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы им общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.

Степень сформированности личностных качеств, необходимых для общения, в большой мере зависит:

1) от эмоционального климата группы детского сада;

2) от характера сложившихся взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Задание. Проанализируйте противоречия, которые возникают при смене ребенком коллектива сверстников. Приведите примеры.

Решение. Ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе. При переходе из детского сада в школу ребенок утверждается на основе ценностей, которые свойственны школьному коллективу.

Ситуация. В настоящее время многие дети приходят в школу, не имея опыта коллективного общения.

С чем может быть связана такая ситуация в настоящее время?

Решение. Такие дети обычно растут дома. Других детей видят только на прогулке, со сверстниками общаются мало. Часто общение им заменяют компьютерные игры или видеофильмы.

Усугубляется проблема общения у детей, выросших в атмосфере гиперопеки. Неумение общаться, как правило, ведет к изоляции ребенка в детском коллективе школьного класса, становится причиной школьных трудностей.

Родителям надо помнить о том, что учеба в школе носит коллективный характер, предполагающий не только взаимодействие и сотрудничество детей в совместной деятельности, но и единую работу в коллективном темпе.

Ситуация. Коля, ученик 1 класса, очень эрудированный мальчик. В школе с углубленным изучением учебного материала учительница стала жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность Коли, на нарушение им правил поведения. И наконец, стала отмечать трудности Коли в общении со сверстниками и учителем.

С чем может быть связано такое положение?

Решение. Это может быть связано с односторонним развитием Коли в дошкольный период детства, вследствие чего оказалась несформированной произвольность поведения. Коля не научился управлять своими движениями, своим поведением, у него осталась незрелой эмоциональная сфера.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением без агрессивности.

Зато у мальчика активно развивалась и обогащалась речь без развития логики мышления и поведения.

В данном случае необходимо больше включать Колю в детские занятия и игры, предлагать ему физические упражнения.

Родители должны жить с ребенком домашней жизнью, в которой преобладают дошкольные виды деятельности (игры, рисование, конструирование и др.). Эти занятия включаются в жизнь ребенка естественнее, чем трудные школьные занятия. Они должны больше работать «на ребенка», чем «на школу». Необходимо развитие ребенка, а не «натаскивание» на школу.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенком желанным. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в классе.

Решение. Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.

То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость. Как следствие, могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение родных и близких. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Ситуация. Мама говорит: «Мой сын все может убирать быстро и как следует, не придерешься. Но пока не напомнишь, не скажешь 20 раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему все нипочем, у него нет никакого беспокойства».

Чем это можно объяснить?

Почему ребенок, умея правильно проводить уборку, неаккуратен?

Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратности, но не привычка к аккуратности и не само личностное качество – аккуратность, которое не сводится к умениям и навыкам. Оно включает потребность в реализации этих умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, можно сказать даже – потребность в определенном стиле обыденной жизни.

Для того чтобы ребенок действовал не только в направлении «хочу», но и «надо», необходимо сформировать соответствующую мотивацию.

У ребенка должны быть сформированы навыки аккуратности и привычка к аккуратности.

Ситуация. Витя (6 лет) рос в конфликтной семье. Родители постоянно были заняты своими проблемами и мало уделяли внимания сыну. Он явно испытывал недостаток эмоционального тепла. Глядя на всегда озабоченное, недовольное лицо матери, Витя думал: «Что я плохого сделал, за что она сердится на меня?»

Какими могут быть последствия обучения Вити в школе?

Решение. Витя не понимает, что причина плохого настроения матери вовсе не в нем. В результате у него может возникнуть мысль о несправедливом к нему отношении взрослых. Придя в школу, такой ученик настороженно относится к мнению учителя о себе, уже заранее ожидая отрицательных оценок.

В данном случае большую роль играет умение учителя установить связь с учеником, переживать вместе с ним его успехи и неудачи. Сочувствуя возможным неудачам Вити, надо подробно объяснить, за что снижается оценка, а продвижения в учебе не забывать поощрять.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Важно иметь адекватную самооценку, что бывает далеко не всегда. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д.

Ситуация. Детям 6–7 лет свойственна завышенная самооценка, они не умеют оценивать себя критически.

Какая самооценка обычно свойственна детям, имеющим трудности обучения?

Решение. Дети, считая себя маленькими, плохо успевая, оценивают себя низко. Заниженная самооценка является результатом постоянного давления взрослых, их неудовлетворенностью успехами ребенка, плохим поведением, трудолюбием и другими «грехами». Неуспех, неудачи, подчеркнутые родителями, рождают неуверенность, которая ведет к последующим неудачам. Постоянное отрицательное оценивание, постоянное одергивание взрослыми приводит к заниженной самооценке.

Стремлениеребенка занять новое социальное положение приводит его к образованию внутренней позиции школьника. Л. И. Божович определяет это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и обусловливает поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, самому себе и окружающим людям.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация. У мамы Миши (6 лет) возникло тревожное чувство, когда она увидела, как увлеченно сын играет, вместо того чтобы готовиться к школе. Отчасти ее тревога понятна: чтобы пройти конкурс в престижную школу, ребенок должен уметь читать, считать, решать логические задачи.

Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

Решение. Главное в подготовке ребенка к школе – это развитость всех психических процессов, а значит, сформированность всех мозговых структур, а не просто умение читать, считать.

Отсутствие фантазии, неспособность рифмовать слова, неумение весело и интенсивно провести досуг, равно как и многие другие неумения и неспособности, которые выявятся значительно позже, связаны с тем, что в детстве ребенок мало играл. Редко родители руководили детской игрой и тем более хвалили ребенка за то, что он хорошо играет. Учеба, конечно, нужна, но она не должна подменять игру.

Путь к школе, взрослой жизни отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

В зависимости от полноты прохождения дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе могут быть фазы кризиса у детей 6–7 лет (табл. 2).


Личностно-социальная готовность

Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками



Мотивационная готовность

Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)



Эмоционально-волевая готовность

Умеет контролировать эмоции и поведение



Интеллектуальная готовность

Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности


Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы , его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности – все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. Поэтому психологи ставят на первый план психологическую готовность ребенка к школе. Родителям важно не только знать о том, что же собой представляет психологическая готовность к школе, но и уметь ее целенаправленно созидать.

Психологическая готовность к школе – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. Другими словами, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Содержание психологической готовности к школе определяется той системой требований , которую предъявляет ребенку школа, другими словами, ребенок должен быть готов к требованиям современной школы. В соответствии с этими требованиями составными компонентами психологической готовности к школе являются мотивационная, личностная, интеллектуальная готовность.


Наряду с психологической готовностью к обучению в школе, очень важную роль играет физиологическая готовность к школе. Физиологическая готовность к школе составляет фундамент школьной готовности и определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. К критериям физиологической готовности относятся: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев); состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; общее состояние здоровья.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической готовности к школе. Частоболеющие, физически ослабленные учащиеся, дети, имеющие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении , так как с началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка.


При формировании физиологической готовности к школе важно создавать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность, так как движение - главное условие нормального роста и развития организма. Целесообразно развивать те отделы опорно–двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, а также необходима тренировка и укрепление мышц спины. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Мотивационная готовность к школе


Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремится к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. Таким образом, первым и самым важным компонентом готовности к школе является внутренняя позиция школьника . Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: «Хочу в школу!» Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

К 6 годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Однако важно знать, что привлекает ребенка в школе. Один ребенок может стремится в школу потому, что его родители пообещали купить яркий ранец, а другой желает познать тайны Вселенной. Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов учения :


  • Социальные мотивы – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника (Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно)

  • Учебнопознавательные мотивы – интерес к новым знаниям, желание научиться чему–то новому

  • Оценочныемотивы – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)

  • Позиционныемотивы – связаны с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду только маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель)

  • Внешниепоотношению кшколе и учению мотивы (Я пойду в школу, потому что мама так сказала)

  • Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность (Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями)
Наиболее благоприятными для успешного обучения в школе являются учебно-познавательные мотивы, наименее благоприятными – игровые и внешние по отношению к учению мотивы.

Работа по формированию у детей внутренней позиции школьника направлена на решение трех основных задач:


  1. Формирование у детей правильных представлений о школе

  2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе

  3. Формирование опыта учебной деятельности
Для формирования внутренней позиции школьника целесообразно использовать следующие приемы:

  • Беседы о школе

  • Совместное чтение художественной литературы соответствующей тематики

  • Просмотр картинок, фильмов, передач о школе с последующим обсуждением

  • Знакомство с пословицами, поговорками, стихами, в которых ценится ум, учение…

  • Рассказ родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот школьных лет

  • Личный пример – например, обращение при ребенке к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы

  • Игра «в школу» и непосредственное участие родителей в ней, например, в роли учителя , или напротив, непоседливого ученика

  • Рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и т.д.)

  • Привлечение младших детей к школьным праздникам старших детей. (Но попросите старших школьников не рассказывать малышу различные неприятные истории про школу)

  • Экскурсия в школу

  • Подготовительные к обучению в школе курсы, дающие возможность почувствовать себя в роли школьника
Очень важным при использовании различных приемов формирования внутренней позиции школьника является создание эмоционального опыта – чтобы сообщаемый о школе материал был ребенком не только понят, но и прочувствован, пережит им. При сообщении информации о школе важно придерживаться «золотой середины» - с одной стороны, недопустимо запугивание детей школой : «Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь!» С другой стороны, следует помнить, что лучше не рисовать школу в слишком радужных тонах . В этом случае при столкновении с реальностью сильное разочарование может вызвать отрицательное отношение к школе. Самое главное – вселить в ребенка чувство уверенности : «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем!»

Личностная готовность к школе
Личностная, или социальная готовность к школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Личностная готовность к школе важна для успешной учебной деятельности и скорейшей адаптации ребенка к новым условиям.

Личностная, или социальная, готовность к школе включает в себя следующие компоненты :

1. Отношение к учителю

Отношение к учению неразрывно связано с отношением к учителю. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно – личностное общение . При этой форме общения взрослый становится авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются с желанием, на его замечания не обижаются, а стараются исправить ошибки. Таким образом, дети должны адекватно воспринимать позицию учителя, его профессиональную роль. Тесно связано с отношением к учителю умение учиться у взрослого . Ребенок должен уметь слушать взрослого, понимать его слова, быть внимательным к его требованиям.

2. Отношения с другими детьми


Классно – урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Для 6 – 7 летних детей наиболее характерно кооперативно – соревновательное общение со сверстниками . Они следуют общей игровой цели, но видят друг в друге соперников, противников. Достаточно редко в этом возрасте наблюдается такая форма общения со сверстниками, как сотрудничество, когда дети принимают общую для них задачу и сопереживают партнеру. Ребенок считается личностно готовым к школе, если может общаться со сверстниками на кооперативно – соревновательном уровне или на уровне сотрудничества.

3. Отношение к себе


Личностная готовность к школе включается также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . (Однако следует помнить, что в 6 лет возрастной нормой является завышенная недифференцированная самооценка. Адекватной и дифференцированной она станет лишь к 7 годам.)

4. Произвольность поведения

Другим важным компонентом личностной готовности к школе является произвольность поведения и тесно связанная с ним сформированность волевого действия и волевых качеств личности ребенка (произвольность – способность удерживать внимание на выполнении задания, не вызывающего непосредственного интереса). В дошкольном возрасте возрастной нормой является непроизвольность поведения, когда ребенок действует под воздействием эмоциональных импульсов. У дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Ребенок может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А современная школа требует от ребенка умения действовать по правилам школьной жизни, а не в соответствии с собственными чувствами и желаниями. Школьник должен уметь выполнять указания взрослого, ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя такие волевые качества как дисциплинированность, инициативность, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность . В состав произвольности входят следующие умения:


  • Принятие учебной задачи взрослого – желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя) и понимание того, что надо делать (понимание задачи)

  • Умение самостоятельно выполнять последовательность действий

  • Умение действовать по заданному наглядному образцу

  • Умение действовать по устной инструкции взрослого

  • Умения подчинять свои действия правилу
Эмоционально-волевую готовность к школе считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Формирование у детей стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями, развитие способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры, ради выполнения поручения взрослого поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи взрослого преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе .

Для формирования произвольности поведения нужно ставить перед ребенком задачи, которые требуют волевого усилия. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте успешнее этого можно достичь в игровой деятельности. Особенно эффективны для развития произвольности и самоконтроля игры с правилами, например: «Вы поедете на бал?», «Барыня прислала 100 рублей», «Раз, два, три, морская фигура замри» и т.д.
5. Эмоциональная устойчивость

При ссорах, конфликтах с учащимися, обидах, замечаниях учителя ребенок должен сдерживать себя, управлять своим поведением, уметь подавлять свои агрессивные вспышки, импульсивные реакции.


6. Коммуникативные умения


Умение общаться со сверстниками и взрослыми, правильно воспринимать ситуацию, адекватно вести себя, умение работать в коллективе, считаться с желаниями других, вежливое поведение, и т.д.
При формировании личностной готовности к школе целесообразно использовать совместные игры детей, совместные игры детей и взрослых, где взрослый личным примером и советом задает нужный образец поведения и помогает выработать оптимальный для ребенка стиль. Кроме того, совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей.

Интеллектуальная готовность к школе


Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. В это понятие входит как запас знаний об окружающем , так и уровень развития познавательных процессов . Важно не путать интеллектуальное развитие ребенка и его обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к саморазвитию, к самостоятельному обучению (обучаемость ). Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится, (а ребенок уже расслабился). Поэтому лучше сосредоточить внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя следующие компоненты:


1. Произвольность познавательных процессов

Современная школа предъявляет серьезные требования к познавательным процессам ребенка. Ребенок в школе должен внимательно слушать учителя, не отвлекаться, не просто запоминать, а запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала…. Таким образом, в интеллектуальной готовности к школе на первый план выступает произвольность познавательных процессов : внимания, памяти, мышления, воображения, речи.… Наиболее важными для обучения в школе являются такие произвольные познавательные процессы как концентрация внимания (умение заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут) и логическое запоминание .

2. Предпосылки логического мышления

Усвоение систематизированных знаний, обобщенных способов решения задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления (способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать), в частности, способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств (мыслительная операция обобщение ). Кроме того, усвоение школьной программы потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

3. Наглядно-образное мышление

Успешность обучения в 1 классе обусловлена в большей степени уровнем развития наглядно-образного мышления (способность ребенка мыслить образами, решение мыслительных задач при помощи образов предметов и явлений) и в меньшей степени – логического. Недостаточное развитие образного мышления у учащихся начальной школы может быть причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию и т.д., серьезных затруднений в усвоении математики.

4. Вербальная механическая память

Другим важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является вербальная механическая память (способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания – 4–6 слов из 10), так как особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемой учащимися от учителя, внешне не имеет логической связи, и представляет собой перечисление последовательности действий, которые нужно выполнить для решения задачи. От того, насколько точно ребенок запомнит последовательность правил, во многом зависит успешность усвоения грамоты и других предметов начальной школы.

5. Графический навык

Наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их может быть несколько:


  1. Отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений

  2. Недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки (физиологическая неготовность к обучению письму) и

  3. Несформированность выполнения графических движений, недостаточный опыт их выполнения (психологическая неготовность к обучению письму).
В условиях ДОУ дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительной деятельностью, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Однако этого недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя:

  • Различные виды штриховки
  • Рисование


  • Копирование рисунков

  • Обведение контуров по точкам и пунктирным линиям
Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Не менее важным требованием школы ребенку является требование познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной перемены, новизны.

При формировании интеллектуальной готовности к школе целесообразно использовать следующие приемы:


  • Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть.

  • Важно не давать сразу готовые знания, а дать возможность приобрести их самостоятельно – организуйте интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Развивайте кругозор ребенка, его ориентацию в окружающем. Помогайте ребенку осмысливать эти знания, включать разрозненные сведения в общую картину. Для этого можно использовать фильмы, рассказы, экскурсии и т.п.

  • Очень важный способ развития – читать ребенку книги. Чтение нельзя подменять прослушиванием кассет или телевизором. Разучивайте стихи, скороговорки и сочиняйте сказки.

  • Для успешной подготовке к школе особенно важна игровая деятельность. Полезна не только игра «в школу», но и самые обычные игры.

  • Развивайте познавательные процессы и мыслительные операции ребенка с помощью специальных развивающих игр. Для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям используются такие развивающие игры как «Разложи фигуры на группы», «Что не подходит?», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Классификация», «Зоологическое лото» и т.д. Для развития наглядно-образного мышления используются такие упражнения как «Рисование по клеточкам», «Складывание узоров», «Узнавание наложенных изображений» и т.д.

И помните: у каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркиваете, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитатель Коноплева Надежда Андреевна

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.

Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.

Отношение к родным и близким . В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам . Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.

Готовя ребенка к школе, его следует учить:
правилам общения;
умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
умению управлять своим поведением без агрессивности;
умению быстро осваиваться в новой обстановке.

Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе , надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:
следует ли ребенок правилам игры;
как устанавливает контакты;
считается ли с другими как с партнерами;
умеет ли управлять своим поведением;
требует ли уступки от партнеров;
бросает ли игру при неудаче.

Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет . Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:

1.Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.
2. Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
3. Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.
4. Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
5. Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).
6. Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.
7. Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

Как справиться с кризисом 7 лет?

Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят.
Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности.
Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его.
Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности . В общении взрослого с ребенком существует ряд правил , которые необходимо соблюдать:

1.Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)
3. Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)
6. Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в незначительном.

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.

Высокие требования к современной системе образования, определение физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, как доминирующей цели образовательной деятельности в детском саду, научная и методическая широта трактовки понятий “готовность к школе”, “школьная зрелость” делает остроактуальной проблему изучения вопросов подготовки к школе и диагностики развития детей старшего дошкольного возраста.

Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших компонентов общей готовности к обучению в школе.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, А.Н.Веракса, Г.Витцлак, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткина, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А. Керн, Н.И.Непомнящая, Н.В.Нижегородцева, Н.Семаго, М.Семаго, В.Д.Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.).

В современной психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования готовности к обучению в школе. Содержание социально-личностной готовности к обучению в школе отражено в разделах:

– общая готовность к обучению в школе;
– психологическая;
– личностная;
– социальная (личностная);
– социально-психологическая;
– социальная;
– мотивационная готовность.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

В настоящее время сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной, которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

Проблема исследования особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, социально-личностной готовности к школе обусловлена запросами практики. Для того чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.

Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Социально-личностная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития (А.Г. Асмолов, И.А. Бурлакова).

Важнейшим аспектом социально-личностного развития человека является накопление социального опыта, который обеспечивает социализацию личности.

В отечественной психологии и педагогике социализация рассматривается как целостное единство двух аспектов:

  • первичной и вторичной социализации;
  • индивидуализации (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Голованова, А.Г. Маклаков, А.А. Реан и др.).

В связи с этим, особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений.

Следует различать два подхода к развитию личности.

Первый, собственно психологический – что уже есть у развивающейся личности и что может быть в ней сформировано в данной конкретной социальной ситуации развития. В рамках этого подхода понятно, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.

Второй, собственно педагогический подход – что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиям. В рамках этого подхода некоторая социально-одобряемая деятельность всегда выступает как: ведущая для развития личности, опосредствуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими, констатируя "социальную ситуацию развития". Однако это не будет один "ведущий тип деятельности" для каждого возраста.

В разработке концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденного в ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г. приняли участие:

Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова (руководитель), А.В. Воронцов, Л.А. Вохмянина, Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Е. Журова, Л.М. Зеленина, З.А. Клепинина, Л.Н. Комиссарова, Н.М. Конышева, А.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Ю. Мещерякова, П.Г. Нежнов, Б.М. Неменский, И.А. Петрова, Л.В. Поздняк, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Л.П. Стойлова, Г.А. Цукерман, Е.Г. Юдина, В.Я. Яшина.

В ней поставлены задачи для основных линий развития детей, в том числе социально-личностного развития в дошкольном возрасте.

В этой сфере происходит развитие:

  • положительного отношения ребенка к себе;
  • другим людям;
  • окружающему миру;
  • коммуникативной компетентности;
  • социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков).

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.

Важно, считают авторы концепции, создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы социально-личностное развитие представлено как одна из линий развития. Образование детей в детском саду и семье должно осуществляться в рамках освоения содержания 10 образовательных областей. Наиболее полно сформулированы цель, задачи, определено содержание работы с дошкольниками по социально-личностному развитию в образовательной области “Социализация”.

Цель психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Социализация” являетсяосвоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  • создание условий для формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития младшего школьника, формирования основ умения учиться и способности к организации собственной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В Федеральных государственных образовательных стандартах обучения в школек числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • личностные результаты обучения не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, учитель обращает внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивает изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровню рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.
  1. Основными компонентами личностной, социальной, социальной (личностной) готовности к школе являются: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе.
  2. Сформированность основных компонентов социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является результатом социально-личностного развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
  3. Социально-личностное развитие воспитанников подготовительной к школе группы детского сада осуществляется в процессе совместной со взрослым образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и в повседневной жизни. К наиболее эффективным формам работы с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающие повышение уровня социально-личностной готовности к обучению в школе можно отнести экскурсии (в школу, в библиотеку, на почту), коммуникативные игры, тематические праздники (подготовительные группа совместно с 1-м классом).
  4. При систематической работе с детьми по социально-личностному развитию дошкольников осуществляется первичная и вторичная социализация, индивидуализация старших дошкольников, формируется самооценка, улучшается общий психологический климат в группе, укрепляются дружеские отношения со сверстниками, изменяется эмоциональное отношение к родителям.

В конце своей статьи хочется процитировать известного советского психолога Л.С. Выготского: “Правильно организованное обучение ведет за собой развитие”.

Тезисы: развитие, социально-личностная готовность, личностные результаты, социализация, ФГТ, ФГОС.

Список литературы:

  1. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. – М.: МГППУ, 2010 – 32с.
  2. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса семи лет: Автореф. Дис. канд. Псих. Наук: 19.00.13/Шашлова Г.М. – Москва, 2000. -24с.
  4. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.
  5. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В.Бурменская. М.: УМК “Психология”, 2003. – 352с.
  6. Программа “Преемственность”, подготовка к школе. Составитель Федосова Н.А. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва, АПКиПРО, 2003. – 64 с.
  7. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотечка руководителя детского образовательного учреждения/ Составители Г.К.Широкова, Л.А.Парамонова, Т.К.Воробьева. (Под общей редакцией Г.К.Широковой). – М.: Ансел-Пресс, Ансел-М, 1998. – 96 с.

Юлия Павловская
Социально-личностная готовность старших дошкольников к школьному обучению и ее компоненты

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе – это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения , который характеризуется :

Стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни , принять позицию школьника ;

Выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

Проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника » , которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе , к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

В соответствии с таким пониманием социально-личностной готовности к школе был определен комплексный показатель ее оценки у старших дошкольников , включающий :

Интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

Наличие мотивации к обучению в школе ;

Сформированность самооценки и самоконтроля;

Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе , типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный) ;

Активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мы можем разделить

Рассмотрим отдельно мотивационную готовность старших дошкольников к школе .

Л. И. Божович (1968) выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения , достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения :

1. Широкие социальные мотивы учения , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972) . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » (1968) . Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » , и широкие социальные мотивы учения - явления сугубо исторические.

Л. И. Божович характеризует «внутреннюю позицию школьника » , как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Однако желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому , что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому что в школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться . Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника , который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам , когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу , так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье) . Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок , ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ , выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника » . В сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, а это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст .

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой , то есть такое отношение к школе , когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу ). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового , индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно -учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

На сегодняшний день важнейшим условием успешного учения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.):

Социальные мотивы . Понимание ребенком общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу , потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

При доминировании социальных мотивов младшим школьникам свойственно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания , переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал, пользуются уважением одноклассников.

Учебно-познавательные мотивы. Стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

Для этих учащихся характерна высокая учебная активность, они, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя говорят : «Умный, но ленивый» .

Если недостаточно развит социальный мотив учения , то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют прерывистый характер : ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен.

Оценочные мотивы. Стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу , потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок занимается на уроке, потому что его хвалит за это учитель. Эти дети очень чутко реагируют на настроение значимого взрослого. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности : низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.

Позиционные мотивы. Интерес к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу , потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»).

Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.

Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает .

Если позиционный мотив занимает доминирующее положение при слабом развитии познавательного и социального , то интерес к школе угасает достаточно быстро. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.

Внешние по отношению к школе и учению мотивы . «Я пойду в школу , потому что мама так сказала» , «Я хочу в школу , потому что у меня ранец красивый, новый». Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения .

В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации , так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению .

Игровые мотивы. Мотивы неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу , потому что там можно играть с друзьями»). Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности : в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать, а в учебной деятельности действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом.

Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.

Исследователи указали, что мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив , познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном , чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения