Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психопатология невропатия в раннем возрасте. Синдром ранней детской нервности

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым).

В грудном и раннем детском возрасте в симптоматике невропатии на первый план выступают разнообразные соматовегетативные расстройства и нарушение сна. Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения (частые срыгивания, рвота, запоры, нередко сменяющиеся поносами, снижение аппетита или избирательность в пище, расстройства питания), дыхания (дыхательная аритмия), сердечно‑сосудистые расстройства (бледность и мраморность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость пульса и др.). Отмечаются и другие вегетативные нарушения, как, например, субфебрилитет, не связанный с соматическими заболеваниями, нарушение сна, проявляющегося в виде недостаточной глубины и в нарушении формулы сна (сонливость днем и беспокойство в ночное время).

У детей нередко встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде появления или усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости под влиянием обычных слуховых, зрительных и тактильных раздражений, изменения положения тела, небольшого изменения получаемой пищи и т. д. Подобные реакции могут возникать при «чувстве дискомфорта», связанного с голодом, жаждой, мокрыми пеленками, изменением температуры и влажности воздуха в помещении и т. п.

У многих детей, наряду с вегетативными нарушениями и повышенной чувствительностью, могут наблюдаться инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. У этих детей часто отмечается повышенная склонность к аллергическим реакциям, инфекционным и простудным заболеваниям.

С возрастом выраженность соматовегетативных реакций ослабевает, однако длительно сохраняются пониженный аппетит вплоть до анорексии, избирательность в еде, замедленное пережевывание пищи, расстройства функции кишечника, трудности засыпания, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. Постепенно могут появляться новые симптомы: повышение аффективной возбудимости в сочетании с истощаемостью, большая впечатлительность, склонность к страхам, боязнь всего нового.

Как пишет Г.Е. Сухарева, в зависимости от преобладания черт тормозимости или аффективной возбудимости в поведении детей, можно выделить два клинических варианта ранней детской невропатии:

При одном (астеническом ) – дети робкие застенчивые, тормозимые, повышенно впечатлительные, легко истощаемые;

При другом (возбудимом )варианте дети аффективно возбудимые, раздражительные, двигательно расторможенные.

Патогенетическую основу невропатических состояний представляет несформированность высших центров вегетативной регуляции, связанных с их функциональной незрелостью и пониженным порогом возбудимости. Синдром невропатии довольно часто входит в структуру резидуально‑органических нервно‑психических расстройств, возникающих в результате внутриутробных или ранних органических поражений головного мозга («органическая» или «резидуальная» невропатия по С.С. Мнухину, 1968). В этих случаях проявления органической невропатии обнаруживаются уже в роддоме. Они носят более грубый и монотонный характер (новорожденные плохо берут грудь, беспокойны, стонут или плачут). В дальнейшем эти явления сочетаются с разнообразной минимальной мозговой дисфункцией (ММД), повышенным внутричерепным давлением, задержкой психомоторного развития и речи.

По данным Е.И. Кириченко и Л.Т. Журбы (1976), в дифференциальной диагностике необходимо обратить внимание на то, что при «истинной» невропатии личностные компоненты выражены сильнее, в то же время как у детей с «органической» невропатией более заметны церебропатические симптомы и симптомы двигательной расторможенности.

С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Так, при нарушении функции желудочно‑кишечного тракта с возрастом возникают различные гастриты, колиты и возможны функциональные нарушения (срыгивания или рвота, отказ от еды), проявляющие себя в стрессовой ситуации (поступление ребенка в детский сад или в присутствии незнакомых людей). У детей с преобладающими нарушениями со стороны дыхательной системы в последующем легко формируются различные воспалительные процессы (бронхиты, трахеиты) и астматические (спазматические) состояния. У детей с проявлениями функциональных расстройств сердечно‑сосудистой системы в раннем возрасте, в дальнейшем, при неблагоприятных условиях (физическая или психическая перегрузка), формируются устойчивая или периодически возникающая тахикардия, экстросистолия, болевые ощущения в области сердца. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве. Необходимо подчеркнуть, что в дошкольном возрасте из группы детей с ранней детской невропатией формируются две самостоятельные группы: одни дети с явлениями гиперактивности, другие – тихие, малоактивные, нуждающиеся в побуждении к действию.

Воспитатели и педагоги в дошкольном учреждении должны обратить внимание на особенности каждого ребенка и из беседы с родителями выявить основные проявления отклонений в развитии и оказать необходимую помощь в организации деятельности, привлечению внимания к игре, конструированию, к помощи в уборке рабочего места, к занятиям музыкальной ритмикой, соблюдению режима.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Назовите различия понятий «симптом» и «синдром».

2. Каковы причины возникновения синдрома ранней детской невропатии?

3. Расскажите о проявлениях синдрома ранней детской невропатии.

4. Какие болезненные состояния развиваются на фоне ранней детской невропатии?

5. Расскажите о формах работы воспитателя в дошкольном учреждении с трудными детьми.

6. Назовите методы профилактики детской невропатии.

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. В школьном возрасте постоянно отмечаются нарушения школьной адаптации, часто наблюдаются затруднения в усвоении знаний, в овладении навыками письма и чтения, нарушения пространственного синтеза (Л.Т. Журба, Е.М. Мас‑тюкова, 1980).

Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из‑за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Гипердинамический синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга. На это указывают сведения в анамнезе детей, родители которых обращаются за специализированной помощью. В группе риска выявляется патология внутриутробного периода, досрочные роды, родовая травма и асфиксия новорожденных, перенесенные заболевания в первые годы жизни. Изменения в состоянии головного мозга подтверждаются на ЭЭГ и ЭХОграмме. В этих случаях гипердинамический синдром входит в структуру психоорганического дефекта, сочетаясь с расстройствами высших психических функций (гнозис, праксис, пространственной ориентировки), интеллектуальными, церебрастеническими и психопатоподобными нарушениями (Ю.И. Баршнев, Е.М. Белоусова, 1994).

Приведем следующий пример выписки из истории болезни Вовы, 6 лет, родители которого обратились за медико‑педагогической помощью в связи с трудным поведением мальчика.

Со слов матери стало известно, что мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Мать несколько раз находилась в больнице для сохранения беременности. Роды у матери наступили в срок, длительные с акушерской помощью. Ребенок родился в асфиксии. Грудь взял сразу, но сосал слабо. Все этапы физического развития в пределах возрастной нормы, несколько запаздывало речевое развитие. Мальчик часто болел простудными заболеваниями. В детский сад для детей с нарушениями речи Вова пришел в 3,5 года и сразу обратил на себя внимание своей неусидчивостью, двигательным беспокойством, неумением играть с игрушками. Все дети играют, Вова тоже принимает участие в игре, но занятие ему быстро надоедает. Мальчик начинает мешать окружающим, ломать постройки. Если дети рисуют, то он мешает им, зачеркивает рисунки, забирает карандаши и т. п. (из характеристики воспитателя). Постоянно возникает конфликтная ситуация. Дети обижаются, шумят, иногда возникает драка между ними (элементы агрессии). Посадив мальчика за стол, педагог работает с ним одним, все остальные дети занимаются своим делом. Конфликты в группе становятся все чаще, что привело мать с мальчиком на консультацию к врачу‑психоневрологу, психологу и дефектологу.

При осмотре: мальчик пониженного питания, бледный, развитая сосудистая сеть под кожей у висков. В неврологическом статусе: недостаточное отведение правого глазного яблока, несколько сглажена носогубная складка справа, движение артикуляционной мускулатуры выполняется недостаточно, кончик языка отклоняется влево. Сухожильные рефлексы оживлены, симптом Бабинского справа. Мелкая моторика не сформирована. На основании проведенного неврологического обследования можно говорить о минимальной мозговой дисфункции.

При обследовании в кабинете дефектолога: мальчик беспокоен, задает много вопросов, рассматривает все предметы и игрушки на столе, внимание неустойчивое, быстро истощаемое. Обследуемый ничем не заинтересовывается, ходит по кабинету, не учитывает дистанцию, называет врача и педагога на «ты». На вопросы отвечает пространно, но легко сбивается и переходит на другую тему. Словарный запас достаточный, фразовая речь распространенная. Запас общих сведений ниже возрастной нормы.

На ЭХОграмме выявляется расширение боковых желудочков, что указывает на гипертензию. На диске глазного дна видны извитые узкие кровеносные сосуды. Выявленные данные указывают на минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и гипертензионный синдром.

В данном случае гиперактивность сочетается с нестойкостью активного внимания и является следствием органического поражения центральной нервной системы в виде ММД и гипертензионного синдрома. Мальчик нуждается в лечебных мероприятиях по нормализации внутричерепного давления и общеукрепляющему лечению, в дальнейшем наблюдении и особых условиях обучения. Проведена беседа с педагогом и матерью о формах воспитания ребенка, организации учебной деятельности, соблюдения режима дня.

Можно провести дифференциальную диагностику между детьми с разными формами нарушенной активности (табл. 1).

ИСПиП имени Рауля Валленберга

Реферат на тему:

«Психопатология детского возраста».

Выполнила студентка группы 05/14

«Клиническая психология»

Кулаева Я.Е.

Расстройства процесса познания……………………………..4

Расстройства ощущений………………………………….4

Расстройства восприятия…………………………………5

Расстройства внимания…………………………………...7

Расстройства памяти……………………………………...8

Расстройства мышления………………………………….9

Аффективные и эффекторные расстройства……………10

Расстройства эмоций……………………………………..10

Расстройства эмоционально волевой сферы……………15

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)……………………………………………………….17

Основные психопатологические синдромы…………………18

1. Синдром ранней детской невропатии…………………18

2. Гипердинамический синдром…………………………19

3. Синдром уходов из дома и бродяжничества………….19

4. Синдром страхов……………………………………......20

5. Синдром патологического фантазирования…………..21

6. Синдром раннего детского аутизма…………………..21

7. Синдром дисморфофобии……………………………..22

8. Церебрастенический синдром………………………...22

9. Синдром расстройства сознания……………………...23

10. Судорожный синдром…………………………….25

11. Психоорганический синдром…………………….26

Список литературы…………………………………………29

Психопатология детского возраста - наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

Расстройства процесса познания

Расстройства ощущений

Агнозия – расстройство ощущений («а» – отрицание, «гнозис» – познание). В клинике описывают характеристику оптической, акустической, обонятельной, вкусовой и тактильной агнозии.

При оптической агнозии , возникающей при поражении затылочной доли коры головного мозга (врожденная или приобретенная недостаточность), больной не запоминает или не узнает предметы, хотя видит их и дает описательную характеристику.

При акустической агнозии (поражение левого полушария) больной не различает звуки речи, не понимает речь окружающих. В этих случаях говорят о сенсорной афазии у взрослых или сенсорной алалии у детей. При поражении правого полушария больной не узнает предметы по их характерному звучанию (больному подносят к уху тикающие часы при исключении зрительного анализатора, он говорит «что то тикает, но что это я не знаю»).

При обонятельной и вкусовой агнозии больной соответственно не различает запахи и вкус.

При тактильной агнозии больной не узнает предметы, ощупывая их.

Агнозии возникают при поражении первичных полей соответствующего анализатора и могут рассматриваться как в неврологии, так и в психиатрии при различных органических и функциональных нарушениях. В детском возрасте часто отмечается недостаточное развитие ощущений или их несформированность.

У детей, подростков и взрослых могут наблюдаться изменение порога чувствительности: понижение или повышение, а также сенестопатии.

Повышение порогов чувствительности – психическая гиперестезия – резкое усиление восприимчивости при обычных или слабых раздражителях. Примером могут служить случаи, когда дети не переносят некоторых видов одежды, резкого шума. Они капризничают, плачут. Такие состояния наблюдаются у детей с невротическими реакциями.

Понижение порога чувствительности – значит снижение реакции к действующим раздражителям (гипестезии). Больные не воспринимают раздражения в достаточной степени. Такие состояния наблюдаются при реактивных состояниях.

Психическая анестезия – полное снижение чувствительности со стороны одного или нескольких анализаторов при их анатомо физиологической сохранности: психическая глухота, слепота, утрата чувства вкуса или запаха. Такие состояния наблюдаются при тяжелых стрессовых состояниях.

Сенестопатии – разнообразные неопределенные, неприятные, мучительные ощущения в разных частях тела и внутренних органах при отсутствии патологии в них. Такие состояния встречаются при различных невротических реакциях.

Расстройства восприятия

Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Можно предполагать, что во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение (уравнительная фаза), обуславливающая искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений.

Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больной воспринимает речь окружающих как враждебные высказывания. В таких случаях говорят о вербальных (словесных) иллюзиях. У больных могут наблюдаться аффективные иллюзии при различных формах бреда, выражающиеся в том, что больные по-своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.

Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.

Доктор В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций) .

При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Меняется поведение больного: при зрительных галлюцинациях неприятного характера больной закрывает лицо руками, прячется, убегает, при слуховых галлюцинациях, если больные слышат приятную музыку или диалог – сидят тихо, задумчиво, прислушиваясь к разговору или музыке. Если слова, воспринимаемые больным, ему не приятны, то он затыкает уши, отворачивается.

Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим. Меняется поведение больного: он завязывает голову платком или полотенцем, набрасывает на себя больничный халат, чтобы никто не мог услышать или увидеть, о чем он думает.

Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства , характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей и подростков, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.

Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.

Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.

Галлюцинации зрительные и слуховые могут наблюдаться у детей в возрасте 5–7 лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры. В этих случаях галлюцинации носят элементарный характер: мелькание искр, появление каких то контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные. При психических заболеваниях (шизофрения) галлюцинации могут приобретать более сложный характер: так, при зрительных галлюцинациях отмечается живость, яркость представлений, склонность к фантазированию, дети рассказывают о своих видениях. Иногда зрительные галлюцинации носят устрашающий, императивный (приказной) характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они убегают, прячутся, выполняют какие то действия. После 12–14 лет у подростков наблюдаются вкусовые и обонятельные галлюцинации , что нередко приводит к отказу от еды. В этих случаях галлюцинации продолжаются в течение длительного времени, меняется поведение больного.

Расстройства внимания

К расстройствам внимания относятся истощаемость, отвлекаемость и застреваемость.

Причинами расстройств внимания могут быть различные факторы: социальные и биологические. К социальным факторам , вызывающим расстройство внимания, могут быть отнесены отвлекающие моменты окружающей среды. В коре головного мозга возникают новые очаги возбуждения, которые по закону доминанты становятся главенствующими, привлекают к себе внимание, затормаживая другие участки коры головного мозга.

К биологическим причинам расстройства внимания относится слабость активного внимания – неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредоточения, обусловлена слабостью тонуса коры головного мозга, снижением функции второй сигнальной системы. Нестойкость активного внимания может быть обусловлена целым рядом факторов : перенесенной травмой черепа, авитаминозом, недостаточным питанием и переутомлением..

Истощаемость внимания может быть обусловлена слабостью корковых процессов. Такой спад активного внимания наблюдается у детей и взрослых, перенесших черепно-мозговую травму или инфекцию с энцефалитическими явлениями.

Еще одним из видов расстройств внимания является отвлекаемость, патологическая подвижность корковых процессов при преобладании пассивного внимания, проявляющаяся быстрой, необоснованной сменой деятельности, продуктивность которой резко снижена. Такие состояния наблюдаются у детей, перенесших родовую черепно-мозговую травму или ранние инфекции с последующей слабостью деятельности клеток коры головного мозга. В таком случае неустойчивость активного внимания сочетается с неусидчивостью, подвижностью, гиперактивностью.

Другим видом расстройства внимания является застреваемость, плохая переключаемость внимания с одного объекта на другой, обусловленная малой подвижностью корковых процессов. Застреваемость наблюдается у детей и взрослых при органических поражениях головного мозга и проявляется в речи, в рисунках и в трудовой деятельности.

Все виды расстройств внимания (отвлекаемость, истощаемость, застреваемость) всегда указывают на органическую или функциональную основу поражения нервной системы и требуют наблюдения врача, воспитателя и педагога за состоянием ребенка, а также выявлением и других нарушений, которые нуждаются в специализированной помощи.

Расстройства памяти

Причины расстройств памяти различны : перенесенные черепно мозговые травмы, инфекции и интоксикации, сосудистые и трофические расстройства, судорожные приступы, изменяющие кортикальную структуру.

Виды расстройств памяти : амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия.

Амнезия – полное выпадение памяти («а» – отрицание, «мнезис» – память). Различают антероградную и ретроградную амнезию.

Антероградная амнезия – это выпадение памяти на весь период, когда человек находился в бессознательном состоянии, клетки коры головного мозга были заторможены и никакие раздражения не доходили до них.

Ретроградная амнезия – это выпадение из памяти событий, предшествовавших заболеванию, травме или состоянию с потерей сознания (эпилептический приступ, диабетическая кома, сердечная недостаточность). Длительность ретроградной амнезии зависит от тяжести повреждения мозга.

Аффективная амнезия (психогенная) – это провалы памяти на какие то периоды жизни или на определенные детали, связанные с психической травмой. Вытесняются, забываются при этом неприятные воспоминания, детали конфликта, тесно связанные с тяжелыми переживаниями.

Гипомнезия – уменьшение объема или ослабление памяти. Это состояние наблюдается после перенесенной травмы, интоксикации или инфекции. В этих случаях после перенесенного поражения мозгового вещества ослабляется деятельность клеток коры головного мозга. Это проявляется в быстром забывании полученных сведений. Такие состояния характерны для детей с ЗПР, умственной отсталостью и другими последствиями органического поражения головного мозга.

При склерозировании кровеносных сосудов по ним приходит меньше крови и ослабляется деятельность клеток коры, что также приводит к снижению объема памяти. Это старческая гипомнезия, при которой пожилые люди хорошо помнят, что было «когда то» и не помнят, что было сегодня. Гипомнезия имеет всегда органическую основу.

Гипермнезия – увеличение объема памяти, когда люди запоминают и долго хранят в памяти сигналы, пришедшие в соответствующие области коры. Эти особенности памяти проявляются в жизни человека с раннего детского возраста и приобретают стойкий характер.

Парамнезия – ложные воспоминания, которые подразделяются на конфабуляции и псевдореминисценции, и наблюдаются у психически больных или пожилых людей.

Конфабуляции – измышления, когда больные рассказывают о событиях, в которых они принимали участие, тогда как на самом деле этих событий не было или они происходили с кем-то другим, взяты из книг или кинофильмов.

Псевдореминисценции – это ложные воспоминания, когда больной рассказывает о событиях, возможно происходивших с больным, но сдвинутых во времени.

Различные формы расстройств памяти могут наблюдаться у детей с органическим поражением ЦНС , сопровождающимся интеллектуальной недостаточностью.

При гидроцефалии , являющейся следствием перенесенной травмы черепа или менингита, может преобладать механическая память. У детей наблюдается резонерство, когда они много говорят обо всем, что привлекает их внимание, не вдаваясь в значение сказанного. Это состояние обусловлено слабостью корковых процессов, недостаточной обобщающей функции коры.

Расстройства мышления

Мышление - высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. 2 вида нарушений мыслительного процесса: количественное и качественное .

Количественные расстройства мышления проявляются в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР ) или умственной отсталости (олигофрении ). У подростков и взрослых распад психической деятельности – деменция , наблюдается при хронически текущих психических процессах.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Нарушается последовательность, нарастает утрата логических связей между частями предложений. Процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром .

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «в голове какая то пустота». Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления – детализация , при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Одной из форм нарушения мышления является резонерство , при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса. Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Одной из форм расстройства мыслительной деятельности могут быть персеверации и стереотипии , которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. Такие состояния заторможенности наблюдаются у больных при кровоизлияниях в мозг или опухолях мозга.

Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышление характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных. Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Это тоже очаг застойного возбуждения, но более глубокий. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний, влечений и страхов.

Навязчивые страхи, или фобии , разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения. У детей появляется страх наказания за плохо выполненные домашние задания или полученную в школе неудовлетворительную оценку. Такие же мысли, а с ними и страхи, могут появиться у подростка или взрослого, выполняющего сложное задание в неблагоприятной обстановке. Иногда логофобия (страх речи) проявляется в присутствии одного человека, строгого воспитателя или учителя в школе, в то время как в присутствии другого человека, который спокойно и доброжелательно относится к ребенку, этих мыслей и страха нет.

Навязчивые мысли у психически больных людей стойкие, больные к ним не критичны и не ищут помощи. По своей клинической картине навязчивые мысли у психически больных близки к бредовым идеям и не поддаются разубеждению.

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Если в сознании человека преобладают эмоционально ярко окрашенные мысли, то говорят о наличии сверхценных идей. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством навязывания и желанием освободиться от неправильного образа мышления.

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени. Бредовые идеи могут сочетаться с галлюцинациями.

Бредовые идеи различаются по содержанию : идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Наиболее часто встречающиеся формы бредовых высказываний : идеи отношения и идеи преследования. При бредовых идеях обогащения больные рассказывают о своих несметных богатствах. При бредовых идеях величия они называют себя именами великих людей. При бредовых идеях изобретательства больные конструируют различные приборы. При бредовых идеях сутяжничества больные пишут в различные организации жалобы, бесконечно судятся за какие то права. Один из видов бредовых идей характеризуется заниженной оценкой своей личности, больной убежден в своей никчемности и ненужности, неполноценности (бредовые идеи самоунижения). У больных в этих случаях возникает депрессивное состояние, при котором они считают себя плохими, ничтожными. Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда .

Бред самообвинения проявляется в том, что больной приписывает себе различные ошибки, проступки, бывшие в действительности или значительно увеличенные, вплоть до преступления. Такие состояния возникают у подростков, перенесших травму черепа или энцефалит. При бреде воздействия больной считает, что его мысли, действия, поступки обусловлены посторонним воздействием гипноза, радиоволн, электрического тока. Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, стремящимися уничтожить его или причинить ему вред, и поэтому принимает различные меры предосторожности, чтобы этого не случилось. Среди форм чувственного бреда описываются также бред самоуничижения , ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др. Несистематизированный бред , именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

Аффективные и эффекторные расстройства

Расстройства эмоций

Эйфория – длительное патологически повышенное настроение, несоответствующее окружающей обстановке. Эйфория наблюдается у детей и подростков при органических психозах, при психических заболеваниях, обусловленных некоторыми инфекциями, при реактивных психозах.

Депрессия – подавленное настроение, несоответствующее окружающей обстановке, сопровождающееся тоской, самообвинением, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощущениями в теле, резким снижением влечений. Депрессия возникает под влиянием внешних и внутренних факторов и всегда является симптомом психогенной реакции. В пубертатном (подростковом) возрасте депрессия может наблюдаться при тяжелых соматических заболеваниях и реактивных состояниях.

Дисфория эмоциональное нарушение, характеризующееся постоянным недовольством окружающей обстановки, действий родственников или медицинского персонала, продуктов питания, злобно раздражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действиям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями. Дисфория может наблюдаться в течение нескольких часов или нескольких дней, характерна для больных, страдающих эпилепсией, перенесших травму черепа и злоупотребляющих алкоголем.

Эмоциональная слабость представляет собой колебание настроения от хорошего (с элементами эйфории) до пониженного настроения (с элементами депрессии), с периодами легко наступающей слезливости. У детей дошкольного возраста эмоциональная слабость – явление физиологическое: они не умеют сдерживать себя и поэтому бурно реагируют, не стесняясь присутствия посторонних, и проявляют свою радость или гнев, но с возрастом вырабатывается способность к регуляции эмоций.

Эмоциональная амбивалентность проявляется одновременным осуществлением противоположных чувств к одному и тому же объекту (одновременно уживаются любовь и ненависть). Чаще всего амбивалентность наблюдается при шизофрении, реже – при истерической психопатии.

Апатия – чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсутствие желаний и побуждений, полная бездеятельность. Встречается при различных психических заболеваниях (интеллектуальная недостаточность, психогении и других состояниях).

Эмоциональная тупость наблюдается в случаях, когда больной не реагирует на внешние раздражители и собственные ощущения. Подобные состояния наблюдаются при хронически текущих формах шизофрении.

Негативизм – немотивированное противодействие, сопротивление всякому воздействию со стороны, отказ от выполнения действий. Пассивный негативизм характеризуется сопротивлением любому изменению положения тела и конечностей. Противодействие любым инструкциям или выполнение действий, противоположных требуемым, называют активным негативизмом . Понятие «негативизм» относится к патологическому противодействию, поэтому упрямство детей, имеющее свои причины, называют негативизмом ошибочно.

Патологический аффект – сильная, кратковременная, внезапно возникающая отрицательная эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительным действием, иногда жестоким убийством. Такие состояния могут наблюдаться у детей и подростков, перенесших черепно мозговую травму, у подростков и молодых людей, злоупотребляющих алкоголем. В ряде случаев (сочетание травмы черепа и употреблением алкоголя) патологический аффект может сопровождаться расстройством сознания, бредом и последующей амнезией. Лица, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта с расстройством сознания, признаются невменяемыми. Дети и подростки с такими состояниями могут наблюдаться в детском саду и в школе.

Частота эмоциональных расстройств у детей обусловлена физиологическими особенностями их психической деятельности, слабостью активного торможения, неустойчивостью обменных процессов, функции эндокринной системы и особенностями течения критических периодов развития детей и подростов.

Расстройства эмоционально волевой сферы

Воля – это сознательная целенаправленная психическая активность.

Инстинкты – это врожденные рефлексы, доставшиеся человеку по наследству от его предков. К инстинктам относятся: пищевой, оборонительный, половой, родительский.

Мотив – это акт осмысления, т. е. критического отношения к желанию в соответствии с реальными возможностями.

Волевая деятельность – это действие, направленное на реализацию сознательно поставленной цели, целенаправленная психическая деятельность.

Волевые процессы могут нарушаться в различных видах и характеризоваться разнообразными проявлениями.

У больных с маниакально депрессивным синдромом отмечается повышение волевой активности, проявляющейся в повышенной деятельности, неутомимости, многоречивости, повышенно хорошим настроением.

Понижение волевой активности сопровождается бездеятельностью, апатией, резким снижением двигательной активности и наблюдается при некоторых психических расстройствах (реактивных и эндогенных психозах).

Влечения – это филогенетически старые, унаследованные, сложные безусловно рефлекторные (инстинктивные) жизненно важные реакции, направленные на сохранение рода и продление вида. При некоторых поражениях коры головного мозга, ущербности возможно растормаживание влечений.

Нарушение пищевого инстинкта. Влечения к пище наблюдаются в виде усиления пищевого инстинкта (прожорливость, жадность). Такие состояния наблюдаются у больных, перенесших энцефалит, и называются булимией. Чаще всего приходится сталкиваться с подавлением пищевого влечения. Стойкий отказ от употребления пищи (анорексия) приводит к истощению больного. Упорный отказ от пищи может быть связан с бредовой настроенностью (бредовые идеи отравления и др.) или убеждением, что пища изготовлена из недоброкачественных продуктов. Симптом пика – поедание несъедобных предметов. Копрофагия – поедание кала. Отказ от еды может наблюдаться при различных формах ступора, при состояниях депрессии, при истерии.

Извращение влечений при определенных состояниях: беременности, у больных, перенесших сотрясения мозга, некоторых психозах. Извращение пищевого рефлекса проявляется в желании употреблять одну пищу или отказываться от другой.

Влечение к самоубийству (суицид о мания) обычно связано с психическими расстройствами и наблюдается у подростков и молодых людей при реактивных психозах, наркомании, алкоголизме. Психически больные люди нередко проявляют большую изобретательность и настойчивость в осуществлении своих суицидальных намерений. Близко к влечению лишить себя жизни стоит влечение к самоувечью, нередко осуществляется импульсивно. Часто это происходит на фоне бредовых и галлюцинаторных переживаний.

В психиатрической клинике заметное место занимают нарушения полового влечения: повышенная или пониженная половая возбудимость, сексуальные извращения, которые могут наблюдаться при различных психических заболеваниях и состояниях.

Повышенная половая возбудимость – гиперсексуальность, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, эротических фантазий, мастурбации

Гипосексуальность – понижение полового влечения, проявляющееся у подростков отсутствием интереса к противоположному полу.

Наиболее частой формой нарушения полового влечения является гомосексуализм (влечение к людям одноименного пола). В анамнезе гомосексуалов часто отмечаются особенности нарушения влечения с детского возраста, наиболее четко проявляющиеся в подростковом и молодом возрасте (интерес к определенным играм, украшениям, одежде девочек и наоборот).

К числу других форм нарушения относится трансветизм , патологическое влечение к переодеванию в одежду противоположного пола, а также интерес к вещам противоположного пола.

Объектом полового влечения могут быть также маленькие дети (педофилия ), половые сношения с животными (зоофилия ), влечение к статуям (пигмалион )и другие. Издавна известны такие отклонения как садизм и мазохизм. Садизм – характеризуется стремлением причинять боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения. Мазохизм – получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

В психиатрии описывают большое количество импульсивных влечений : влечение к бродяжничеству (дромомания), поджогам (пиромания), воровству (клептомания). В отличие от навязчивых состояний импульсивные влечения представляют собой остро возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и поведение больного. Они характеризуются бессмысленностью и возникают без всякого повода. Такие состояния наблюдаются при шизофрении и психопатиях.

Расстройства эффекторных функций (двигательно волевых)

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием возбудительного процесса относится гипербулия – повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в форме:

Маниакального возбуждения , при котором больной постоянно находится в деятельности: не закончив одну работу, он начинает другую, при этом много говорит, настроение веселое, аппетит повышен. У таких больных может наблюдаться гиперсексуальность, агрессия, расторможенность поведения.

Кататонического возбуждения , которое в отличие от маниакального возбуждения не целенаправленное и выражается стереотипными движениями, хаотичностью, вычурностью. Эти изменения поведения больного характерны для шизофрении.

Гебефренического возбуждения , которое характеризуется манерностью, дурашливым поведением, обилием нелепых поз, скачков, прыжков, ужимок. В подростковом возрасте симптоматика дополняется расторможенностью низших влечений. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерического возбуждения , возникающего после испуга. Человек бежит без оглядки и долго не может остановиться, понять, что случилось. К форме истерического возбуждения также относится истерический приступ.

К двигательно волевым расстройствам с преобладанием тормозного процесса относятся все формы, характеризующиеся ослаблением волевой деятельности (гипобулия) или остановкой действия – ступор :

Депрессивный ступор, при котором больной длительно находится в одном и том же положении, говорит тихо, с трудом подбирает слова, движения его замедлены и совершаются с трудом. Такие состояния могут наблюдаться при маниакально депрессивном психозе в фазе депрессии, при старческой депрессии.

Кататонический ступор характеризуется обездвиженностью и мутизмом (отказ от разговора, молчание). Наблюдается состояние восковой гибкости (каталепсия) – больному можно придать любую позу и он длительно ее не меняет, например, поднятую руку не опускает до тех пор, пока она сама не опустится. Такие состояния наблюдаются при шизофрении.

Гебефренический ступор характеризуется раздвоенностью (расщеплением) деятельности, негативизмом, выражающийся в том, что больные выполняют действия противоположные тем, о которых их просят. Эти состояния наблюдаются при шизофрении.

Истерический, или психогенный, ступор возникает после психических травм: при испуге, внезапном горе, стихийном бедствии. Внешним проявлением служит общая заторможенность вплоть до полного оцепенения.

Основные психопатологические синдромы.

1. Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии или «врожденной детской нервности» (В.В. Ковалев, 1979) является наиболее распространенным синдромом психических расстройств в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). Основное место в структуре синдрома занимает резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей повышенной чувствительностью, психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тормозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым). Среди соматовегетативных расстройств преобладают нарушения функции органов пищеварения, дыхания, сердечно сосудистые расстройства. У детей встречается повышенная чувствительность к различным раздражителям в виде усиления двигательного беспокойства, аффективного возбуждения, плаксивости, изменения положения тела. Инстинктивные расстройства в форме повышенного чувства самосохранения, выражением которого является боязнь и плохая переносимость всего нового. Страхи проявляются в усилении соматовегетативных расстройств: отказа от еды, падения веса, усиления капризности и плаксивости при любой перемене обстановки, изменения режима, условий ухода, помещения в детское учреждение. С возрастом у детей при «истинной» невропатии могут наблюдаться нарушения функционирования внутренних органов, на фоне которых формируются соматические расстройства. Эти симптомы могут наблюдаться у людей разного возраста, но начало они берут в раннем детстве.

2. Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности), который обозначается также синдром гиперактивности, встречается в возрастном периоде от 1,5 до 15 лет, однако наиболее выражено проявляется в дошкольном возрасте. Основными компонентами гипердинамического синдрома считаются: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, недостаточная целенаправленность и, часто, импульсивность поступков, нарушение концентрации активного внимания. В ряде случаев наблюдаются: агрессивность, негативизм, раздражительность, взрывчатость, склонность к колебаниям настроения. Поведение детей характеризуется стремлением к постоянным движениям, крайней неусидчивостью. Они беспрерывно бегают, прыгают, то ненадолго садятся, то вскакивают, трогают и берут в руки предметы, попадающие в их поле зрения, задают много вопросов, часто не слушают на них ответы. Их внимание привлекается на короткое время, что крайне затрудняет проведение воспитательной работы с ними. В связи с повышенной двигательной активностью и общей возбудимостью дети легко вступают в конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями или педагогом из за нарушения режима дня, при выполнении классных заданий и т. п.

Этот синдром наиболее часто встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга, что послужило его отождествлению с так называемым синдромом «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Гипердинамический синдром формируется на фоне ММД и может сочетаться и с другими синдромами, являющимися следствием раннего повреждения мозга.

Страшное название… Ранняя детская нервность. Давайте разбираться поэтапно, что же это такое, как воспитывать такого малыша?В качестве синонима синдрома ранней детской нервности выступает невропатия.

Данный синдром характеризуется повышенной нервной чувствительностью плюс ослабленное здоровье малыша.

Синдром ранней детской нервности выставляет невролог либо психоневролог в период до пяти лет включительно.

Признаки

В данный синдром входят следующие ключевые признаки:

  1. Неустойчивость эмоциональной сферы. Проявляется в бурном реагировании, которое с легкостью возникает; плач, беспокойство. Настроение колеблется в течение дня.
  2. Проблемный сон. Малыш с трудом засыпает. В одной стороны, сон чуток, ребенок просыпается среди ночи. С другой, сон, наоборот, очень глубок, ребенок имеет непроизвольное мочеиспускание. Часто плохое настроение и состояние после сна, присутствует капризность, раздражительность. Бывает, что детки до двух – трех лет отказываются от дневного сна.
  3. Нарушения пищевого поведения. Желание питаться снижено, «селективность» продуктов питания. Увеличенный рвотный рефлекс, когда рвоту вызывает, к примеру, субъективно противная по вкусу еда.
  4. Малыш утомляется сильнее при шуме и в состоянии психической напряженности. В таких ситуациях ребенок рассеян, вял и раздражен одновременно. Например, ситуации большого количества людей, парк отдыха, детские площадки, цирк, театр. Даже, когда домой приходят гости! Очень распространено, что малыш хочет попасть в данные ситуации, но по итогу – слезы, раздражение, усталость.
  5. Также у таких деток имеются особенности здоровья. Чаще всего сниженное артериальное давление, головокружения, головные боли, озноб, потливость, метеочувствительность. Также характерны боли в животе, расстройства стула на нервной почве, аллергии, нейродермиты (именно реакция на стрессовую ситуацию), астма, предрасположенность к ангинам, аденоиды. Верхние дыхательные пути подвержены заболеваниям (можно проследить четкую связь со стрессом).
  6. Вероятны нервные тики, заикания, недержание мочи или кала, как у грудного ребенка, так и у детей старше.

Наверное, как вы уже поняли, что детки с синдромом ранней детской нервности – это детки с невероятно повышенной чувствительностью. Обычные для других детей ситуации, для детей с невропатией являются чрезмерными. Такая повышенная чувствительность проявляется даже в коже.

Часто малыши с синдромом ранней детской нервности не охотно принимают ванную, не разрешают расчесывать, мыть волосы, жалуются на «кусачие» вещи.

Ребенок с синдромом ранней детской нервностью может иметь опережающее развитие в интеллектуальной и речевой сферах. Это является последствием сверхактивности нервной системы грудного ребенка. Немного позже такой малыш имеет большой словарный запас, как правило, может рано научится читать.

Признаки невропатии можно увидеть уже у младенца – они имеют беспокойный сон, вздрагивают при малейшем шуме, часто срыгивают еду, имеют метеоризм и колики.
К первому году признаки становятся заметнее, достигают своего пика к двум – трем годам. К пяти годам идут на спад, к десяти почти исчезают, по причине того, что нервная система почти дозрела.

Факторы синдрома

Хочу отметить, признаки, которые я описала выше, могут проявляться отчасти или же в совокупности (когда синдром ранней детской нервности имеет выраженность).

Сейчас следует ознакомиться с факторами, которые имеют влияние на появление у малыша синдрома ранней детской нервности:

  1. Наследственность.
  2. Осложнения в ходе беременности (токсикоз, повышенное давление).
    Стрессовые ситуации при беременности.
  3. Теперь стоит обсудить рекомендации, если в вашей семье растет ребенок с синдромом невропатия?
  4. В первую очередь создаем в жизни ребеночка «охранительный режим». Он должен длиться до пяти летнего возраста, этого времени достаточно, чтобы нервная система укрепилась. Сюда входят такие показатели, как спокойное общение в кругу семьи, уменьшение бытовых шумов (беседы окружающих людей, звуки телевизора, музыка), разумное ограничение контактов и будоражащих впечатлений (гости, парки, цирки и т.д.).
  5. Следует много времени уделять уединенным прогулкам на свежем воздухе в паре мама — малыш (любая родительско — детская пара).
  6. Вторая половина дня ориентирована только на спокойные игры (рисуйте, читайте книжки, играйте с водой, глиной). Вторая половина дня должна проводиться с уравновешенным взрослым (тот, кто спокойно говорит, более терпелив и т.п.).
  7. Не стоит делать упор на развитие интеллектуальных навыков и способностей ребеночка, с синдромом ранней детской нервности стоит обратить свое внимание на развитие эмоциональной сферы малыша. Учитесь узнавать и называть эмоции, как себя самого, так и окружающих; учитесь рисовать и с помощью рисунка выражать эмоциональное состояние; учитесь отзывчивости.
  8. Важно выработать ритуал засыпания. Ритуалы снимут возбуждение, расслабят такого ребеночка, помогут ему уснуть. Это могут быть гигиенические процедуры в определенном порядке, чтение перед сном, расслабляющая, спокойная музыка, нежные поглаживания и легкий «мамин» массаж перед сном.
  9. Не рекомендуется кормление малыша через силу. Вы добьетесь лишь фиксации негативного отношения к еде. Можете сами представить последствия. В помощь вам красивое и интересное оформление пищи, увеличьте ее притягательность. Предложите малышу еду, которую он принимает. Но позаботьтесь о предотвращении запоров. Они часты у таких деток из-за проблем с питанием. Для восстановления стула предложите овощи, фрукты, настои сухофруктов.
  10. Нередок у детей с невропатией и детский онанизм. Если вы заметили, что ребенок онанирует, не стоит сразу кричать, плакать, бить по рукам. Ваша тревожность зафиксирует внимание на этих пока еще неосознанных действиях. Часто мастурбация у маленьких детей – это способ снять эмоциональное и физическое напряжение. Вы должны наладить эмоциональный контакт, поощряйте отзывчивость и искренность, показывайте свое доверие. Так же рекомендуются вечерние прогулки, разговоры с мамой – папой, и купание перед сном.
  11. Обратите ваше внимание, в ситуации истерики не стоит воспитывать малыша. В состоянии охвативших его эмоций, он вовсе не поймет, что вы от него хотите. Только после полного успокоения вашего малыша, спокойно поговорите с ним. Я подчеркиваю, спокойно. Часто плач – это разрядка, он носит позитивную функцию. Если плач – это манипуляция, не закрепляйте данное поведение своим вниманием.

Детский сад. Как быть?

Детский сад для ребенка — невропата – это чрезмерная нагрузка для «несильных» нервов.

Раздражители, такие как неприятная пища, сильный шум, новые люди и вещи вызывают у ребенка раздражение, плаксивость, проблемы с засыпанием, ребенок попросту отказывается ходить в садик.

В период адаптации к саду, у детей с синдромом невропатия снижается состояние общего здоровья. В некоторых случаях малыш продолжительно и сильно болеет.

В лучшем случае отложить поступление в детский сад до пяти летнего возраста. За этот период, как я уже отмечала, нервная система укрепится. У ребенка будет еще один год, чтобы влиться в детский коллектив, в общество.

Если не все выше перечисленные признаки отмечаются у вашего ребенка, они имеют небольшую выраженность, можно попытаться отдать в садик немного раньше, чем в пять лет.

Привыкание у детей — невропатов займет больше времени, чем у других людей. Также это потребует внимательного отношения со стороны взрослых.

  1. Родителям следует осведомить воспитателей в детском саду о свойствах реагирования вашего ребенка. Воспитатель должен дать возможность малышу переключится с активных игр на обычный ритм ребенка: поиграть самому, отвлечься.
  2. Попросить не кормить ребенка насильно.
  3. Рекомендуется забирать малыша пораньше.
  4. После группы необходимо час – два активно поиграть на свежем воздухе, чтобы ребенок снял напряжение.
  5. Вечернее время – спокойное время в дружественной обстановки. Не «напрягайте» малыша, он и так слишком утомлен.

Важно знать «правила» воспитания в семье.

Мы уже говорили про «охранительный режим». Он вовсе не означает сверхопеку.

Синдром ранней детской нервности требует специального отношения к ребенку. Следует учитывать эмоциональную, поведенческую сферы, но, и не забывайте, про физическое здоровье.

  1. Следует отказаться от таких средств воспитания как угрозы, моральные осуждения (частые), физические наказания вообще недопустимы. Следует подкреплять желаемое поведение с помощью доброты, ласки. Поощряйте совместной деятельностью (игры, творчество, познание).
  2. Руководствуйтесь последовательностью и терпением, когда требуете что-нибудь от малыша. Ваши требования должны опираться на возможности ребенка, а не на ваши желания. Это помогает снятию тревожности.
  3. В процессе воспитания вы как семья должны быть сплоченными. Противоречия в вопросах воспитания увеличивают напряженность в чувствах ребенка.

Не бойтесь проконсультироваться с детскими специалистами: психоневрологом, психологом, неврологом. Они порекомендуют нужные средства и проконсультируют по тревожащим вас вопросам.

Синдром невропатии или врожденной детской нервности наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В грудном возрасте основными проявлениями невропатии выступают соматовегетативные расстройства и нарушение сна. К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: срыгивания, рвота, запоры, поносы, снижение аппетита, гипотрофия. Вегетативные расстройства - бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела, не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна - недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.). Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения; с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто отмечают запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане - повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства. К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.



Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливаются описанные выше сомато-вегетативные нарушения, могут появляться головные боли.

У некоторых детей отмечается повышенная склонность к аффективным респираторным приступам , которые развиваются под влиянием различных психогенных факторов - раздражения, страха, радости, возбуждения. Нередко приступы возникают после плача или крика. Ребенок задерживает дыхание на вдохе, синеет. Иногда после длительной задержки дыхания появляются генерализованные судороги.

У детей с невропатией могут быть приступы, напоминающие бронхиальную астму. Они развиваются после перенесенного коклюша, а иногда и после обычных бронхитов, фарингитов, ларингитов и продолжаются в течение многих месяцев. После ложного крупа у ребенка также может длительное время оставаться сильный лающий кашель.

Характерна реакция ребенка с невропатией на инфекцию. Она проявляется резко выраженными явлениями возбуждения в виде беспокойства, крика, иногда судорогами и бредом. В некоторых случаях, напротив, отмечаются вялость, апатичность, сонливость, заторможенность. Все соматовегетативные расстройства в период любого инфекционного заболевания резко усиливаются, часто возникают явления токсикоза с нарушением сердечной Деятельности и коллапсом.
Отмечена повышенная склонность детей с невропатией к проявлениям позднего рахита.

Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна в виде затруднения при засыпании, беспокойного сна, иногда очень раннего пробуждения. Ребенок долго не может уснуть, становится капризным, двигательно беспокойным. Расстройства сна иногда перерастают в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражением, то уже позднее ребенок кричит без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. д. Один разпрерванный сои фиксируется в психике ребенка длительное время.

Иногда затрудненное засыпание зависит от эмоционального перевозбуждения ребенка перед сном. Это бывает в тех случаях, когда взрослые оказывают ему чрезмерное внимание вечером, ласкают, обнимают, целуют. В результате ребенок не только перевозбуждается, но и, стремясь получить больше внимания и продлить удовольствие от общения с близкими, долго не засыпает. Ребенок с невропатией особенно чувствителен к ласке, но ласку и внимание ему надо оказывать не в часы засыпания, а в течение дня и бодрствования.

В силу пониженного порога возбуждения нервной системы дети с невропатией спят беспокойно, вздрагивают и просыпаются от малейшего шума, в более старшем возрасте (со 2-го полугодия жизни) иногда кричат во сне. Нарушения сна обычно усиливаются после любого заболевания, во время которого ребенку оказывается усиленное внимание в ночное время. Дети с невропатией в момент засыпания и сна нередко ритмично покачиваются, сосут пальцы, грызут ногти, чешутся, у некоторых из них наблюдается постоянное качание головой в сторону. Во сне могут быть вздрагивания под влиянием различных резких раздражителей, особенно звуковых.

На 2-м году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. При ночном испуге у ребенка возникает своеобразное состояние, переходное между сном и бодрствованием. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, иногда пытается куда-то бежать. Широко раскрытые глаза выражают состояние страха, по выражению лица и по отдельным высказываниям ребенка можно подумать о том, что он видит кошмар. Нередко они не признают родственников, плохо ориентируется в окружающей обстановке. На следующий день ребенок обычно не помнит о ночном эпизоде или у него сохраняются только отдельные отрывочные воспоминания. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые приобретают более выраженное патогенное значение в тех случаях, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени.

Для многих детей характерен фобический синдром (синдром страха). Страхи обычно возникают под влиянием различных экзогенных факторов - физических или психических. Так, у детей, переживших какую-либо болезненную манипуляцию, надолго остается страх перед всем, что с ней связано. После инъекций лекарственных веществ ребенок может длительно бояться белых халатов. Ребенок с невропатией, обучающийся ходить, после падения долго испытывает страх перед процессом ходьбы и длительное время не возобновляет ее снова.
Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.

Моторное и речевое развитие у детей с невропатией нормальное, иногда даже ускоренное по сравнению со здоровыми сверстниками. Они рано начинают поднимать голову, сидеть, ходить, говорить. У некоторых детей обращают на себя внимание грациозность движений, недетски серьезное выражение лица. Часто отмечаются акроцианоз, похолодание конечностей, повышенная потливость, склонность к аллергическому насморку и проявлениям кожного диатеза.

В неврологическом статусе этих детей наблюдаются лабильность и чрезмерная живость сухожильных и кожных рефлексов наряду с ослаблением или исчезновением глоточного и корнеального рефлексов. Характерна также лабильность мышечного тонуса. Перед началом обследования из-за повышенной возбудимости ребенка мышечный тонус повышается и может создаться ложное впечатление о спастичности мышц. Кроме того, дети с невропатией иногда имеют склонность ходить на пальчиках, особенно в период общего возбуждения. Однако в отличие от детей с церебральными параличами все эти нарушения тонуса и моторики преходящи и зависят от общего возбужденного состояния ребенка.

При невропатии может быть понижен порог болевой и тактильной чувствительности. При обследовании зрачковых реакций нередко выявляют расширение зрачков (мидриаз), неравномерность их реакции на свет, беспокойство зрачков (прыгающий мидриаз).

При исследовании вегетативной нервной системы обнаруживается вегетативная дистония: значительные колебания пульса при изменении положения тела, неустойчивость артериального давления, дыхательная аритмия, резкий дермографизм (чаще красный, иногда белый). Интеллектуальное развитие при невропатии обычно нормальное.

Психические особенности проявляются раздражительной слабостью, легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью в сочетании с повышенной впечатлительностью. Дети отличаются любознательностью, с интересом и желанием принимаются за различную деятельность, но в силу повышенной психической истощаемости не доводят начатое дело до конца.

Невропатия - недостаточность вегетативной регуляции кон­ституционального или рано приобретенного происхождения. Это расстройство возникает у благополучных до развития заболевания детей. Начало обычно с 2-3-летнего возраста. Симптоматика складывается из расстройств сна, общей возбудимости, желудочно-кишечных расстройств, нарушений инстинктивной деятельно­сти. Позже появляются различные страхи, реакции пассивного протеста, невротические реакции в ответ даже на незначительные трудности и соматические недомогания. Эти дети отличаются очень выраженной привязанностью к матери, затруднением обще­ния с другими людьми, необычной тормозимостью в новой обста­новке. Они плохо включаются в ситуацию, не очень активны при контактах, тихо отвечают, а то и вовсе отказываются от общения. Двигательная активность при тестовых нагрузках легко заторма­живается, движения становятся неловкими. В то же время ника­ких неврологических симптомов у них не обнаруживается. Коэффициент психического развития без отклонений.

Органическая, или резидуальная, невропатия - сочетание невро­патической и резидуально-неврологической симптоматики. Прояв­ления этого синдрома обнаруживаются сразу после рождения и обостряются при соматических заболеваниях и психогениях (жи­тейских трудностях). Невропатическая симптоматика зависима от неврологических нарушений, она груба и монотонна. На 2-м году жизни и позже на первый план выходят признаки церебрастенических и гипердинамических состояний. Эти дети легко вступают в контакт, но интереса к ситуации не проявляют, их деятельность недостаточно целенаправленна, они отвлекаемы, отличаются пло­хой работоспособностью, сочетающейся с быстрым насыщением и истощаемостью. Психические процессы этих детей инертны. Ис­править их поведение и деятельность можно лишь на короткое время. У них нередко отмечается задержка развития речи. Психи­ческое развитие чаще всего на уровне низкой нормы.

Смешанная форма расстройств - сочетание невропатической симптоматики с энцефалопатией (последствиями органического поражения ЦНС) легкой или средней тяжести. Невропатические проявления возникают с рождения, но их выраженность не зави­сит от степени тяжести органических нарушений. Обычно послед­ние наблюдаются у всех детей (дрожание конечностей, подбород­ка, умеренное увеличение объема головы, замедление закрытия большого родничка, оживление и задержка рефлексов раннего возраста, нарушение мышечного тонуса и т. д.). У старших детей симптомы энцефалопатии - главным образом в форме неполной компенсации явлений внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления). У этих детей рано появляются ро­бость, застенчивость, вялость и одновременно противоположные симптомы - требовательность, капризность, негативизм, эгоцент­ризм. Они легко вступают в контакт, не обладают чувством дис­танции, нередко оказываются назойливыми. Их трудно привлечь к игре или другому типу деятельности, они делают только то, что им нравится, плачут, когда их хотят переключить на другое заня­тие. У них очень рано могут появиться аффективно-респиратор­ные судороги, а в дальнейшем патохарактерологические реакции. Психическое развитие этих детей - в пределах низкой и даже вы­сокой нормы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно делать укол собаке
Шарапово, сортировочный центр: где это, описание, функции
Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения